В этот день, более полутора веков назад, родился философ, поставивший
под сомнение едва ли не все основные принципы морали, религии, культуры
и общественно-политических отношений, которые до сих пор считаются
критерием "цивилизованности”. Речь идёт о Фридрихе Вильгельме Ницше.
Именно этот человек внёс большой и до сих пор неоценённый вклад в
экзистенциальную встряску европейской цивилизации, положил начало
всеобщей переоценке ценностей уходящей христианской культуры. Именно
этот человек впервые дал жёсткую трезвую оценку Западу как цивилизации
стяжательства, мелочности, пошлости, упадка и вырождения. Об этом
человеке написаны тысячи книг, недостойных своего героя.
Мало кто знает об особом отношении Ницше к русским, славянам, к России. Писатель Олег Матвейчев так характеризует это отношение:
"Славян, и особенно русских Ницше просто боготворит. Он сочиняет себе
легенду о том, что сам принадлежит к потомкам польского
аристократического рода Ницких. Он влюбляется в русскую авантюристку Лу
Андреас-Саломе, он встречается и переписывается с Мальвидой Амалией фон
Мейзенбуг – воспитательницей дочерей А. Герцена, которая, кстати,
сватала одну из дочек Герцена за Ницше.
Ранний Ницше с упоением читает позднего Герцена, некоторые исследователи
даже находят в ранних работах Ницше плагиат. Ницше восторгается
Достоевским, называет его самым тонким психологом, превосходящим его
самого, у Тургенева Ницше заимствует слово «нигилизм» и делает одним из
центральных в своей метафизике. Если культурная Европа видит в
русских недочеловеков, за дикость и нецивилизованность, видит, говоря
словами Гегеля, народ, состоящий еще из неосвобожденных рабов и
несознательных господ, то Ницше как раз эта дикость и восхищает.
Только русские, если верить разбросанным там и сям по различным
афоризмам характеристикам, выступают для Ницше народом сверхчеловеков,
страной господ!
Ницше восхищен русской внутренней свободой, благородством, отношением
к женщине, решимостью, широтой, буйством, игрой, преступностью,
аморализмом, витальностью, казачеством, авантюризмом, музыкальностью.
История России это история освоения огромных, самых больших в мире,
северных пространств, самых диких и суровых. По любимой Ницше легенде,
здесь в северной стране живут гиперборейцы – сверхчеловеки, самые
сильные духом.
История России это история бесконечных войн, никто не воевал так
часто и так блистательно, как русские. Если война – дело господ, то все
бесстрашные русские - это господа. Безусловно, большее количество войн и
набегов, пережитых Россией, воспитывает огромное количество людей,
которые не боятся смерти, которые готовы идти на смерть, что является
основным условием господства. Русские бесстрашны, они не дрожат за свое
тело и вообще не дорожат материальным. Ведь на своем веку каждый из них
не раз видел все разрушенным, то суровой погодой и природой, то
нашествиями и войнами. Тщета всякого уютного мещанского мирка настолько
призрачна, что в России никогда надолго не может прижиться ничто низкое и мещанское.
Война, голод и холод это повседневность, они не страшны, поэтому у
русских и нет рабского страха и вырастающей из него декадентской
философии и морали Запада.
Казалось бы, суровые условия хозяйствования в России и постоянное
напряжение сил для борьбы с захватчиками должны давать не только
господскую, но и рабскую психологию, психологию, устроенную по принципу
реальности, психологию того, кто в работе подчиняет себя предмету. Но,
дело в том , что именно разрушение от войн, голода или холода, неурожая,
показывает обитателям этой страны, бессмысленность и бесполезность
усилий, работы. А это и есть открытие тайны Бытия. Она, бессмысленность
сущего, знакома русским. Поэтому они не работяги, как немцы, не
стараются выучить и запомнить все формы, методы, техники. Русские не
сильны учеными, но зато сильны писателями, композиторами, поэтами,
полководцами, святыми, подвижниками.
Даже знаменитая русская лень есть признак того, что народ не способен
к кропотливой изнурительной работе по «принципу реальности», по
которому живут рабы. Всякая работа для русского слишком мелка, ему бы державами править, а тут предлагают забор красить.
От ремонта забора или сидения на службе, без великого, русский начинает
пить, а когда пьет то наружу выходит все его широкое господское,
непроявленное, загнанное внутрь, бессознательное. Водка заменяет русским
искусство, ведь единственное предназначение искусства, по Ницше, -
пьянить, разрушать границы, делать все зыбким и текучим, как само Бытие,
поднимать над самим собой. В пьяном веселье хлещет через край сама
жизнь, режется последний огурец, дух торжествует над материальными
благами.
В нормальной стране соотношение господ и рабов нормальное, господ
мало, а рабов большинство, в России это соотношения явно нарушено, тут
каждый второй «Аятолла и даже Хомейни», как пел Высоцкий. Россия должна
куда то девать избыток господ. Иначе внутри скапливается большое
количество «преступников», эта любовь к блатной романтике в России тоже
свидетельство господской сущности ее народа. Какое-то время проблема
избытка господ решалось за счет колонизации, казачества. Какое то время
за счет эмиграции культурной, творческой элиты. Иногда помогали войны и
катаклизмы. Но они только решали проблему временно, каждый раз давая
новое поколение небоящихся смерти. Война только и может постоянно решать
и порождать эту проблему, снова решать и снова порождать. Вечное
возвращение одного и того же в постоянно растущей воле-к-власти”.
http://www.nenovosty.ru/nietzshe.html#more-379