Сотрудники банка «Уралсиб» жалуются на пропаганду со стороны
руководства. По словам работников компании, персоналу насаждается
«дикая смесь восточных лжеучений, протестантизма и изречений
ветхозаветных пророков – под предлогом повышения эффективности труда».
«Зомбо-лекции», как их назвал один из
действующих сотрудников «Уралсиба», иногда длятся по 12 часов
практически без перерывов, в том числе и по субботам. На них
приглашаются специальные пропагандисты. «На лекциях людей заставляют
рисовать, следят тщательно за каждым, с каждым разговаривают на
религиозные темы, — рассказали Infox.ru. — Был случай, когда девушку
поставили на колени и заставляли изображать цветок в течение пяти
минут. Другой случай — дали подзатыльник, никто в зале даже не
прореагировал». В конце семинаров сдаются зачеты. Поощряется и
привлечение родственников.
По словам служащих банка, семинары обязательны для руководителей
среднего звена, а они должны передавать учение уже своим подчиненным.
«В результате с многих постов ушли люди», — рассказал источник,
знакомый с ситуацией. Он не исключил, что «гипотетически возможно
обращение в суд».
В ряде компаний практикуется выдача сотрудникам оккультной
литературы. В одном из списков, на который пожаловались пострадавшие,
несколько десятков названий, в том числе книги по магии, эзотерике,
нумерологии. В отдельных случаях начальство требует делиться зарплатой.
«Мой друг в Барнауле устроился работать в магазин продавцом
компьютеров и комплектующих к ним, — сообщил один из читателей
Infox.ru. — Оказалось, что генеральный директор компании активно
поддерживает «пятидесятников». Новому сотруднику объяснили, что отныне
от своей зарплаты он должен отдавать десятину (10%) в помощь
нуждающимся.
По сравнению с этим элементы армейской дисциплины, вводимые в
корпоративную культуру, выглядят не так страшно. По словам бывшей
работницы пресс-службы «Аэрофлота», в
компании обязательным было вставать, когда в кабинет входило
руководство, а сесть разрешалось только с его разрешения. Кроме того,
когда начальник обращался к кому-то из сотрудников, ему вновь требовалось встать и отвечать на все вопросы стоя. Также в «Аэрофлоте» была запрещена любая рекламно-информационная продукция (ручки, блокноты, календари и т. д.) с логотипом любой другой фирмы, кроме «Аэрофлота».
Очень жесткими правилами известны компании Японии и Южной Кореи и их
зарубежные представительства. Например, во многих из них каждый рабочий
день сотрудники обязаны начинать с исполнения корпоративного гимна.
«Работодатель не вправе увязывать вашу работу и ваши религиозные
убеждения, об этом сказано в том числе и в Конституции, — говорит
председатель ОЗПП «Общественный контроль» Михаил Аншаков. – Если
подобные случаи имели место, можно обращаться в суд и требовать от
работодателя, во-первых, прекратить эту практику, во-вторых – потребовать компенсации, в том числе морального вреда, если он был вам нанесен».
Для начала юрист советует обратиться в трудовую инспекцию для
проверки подобных фактов. Если в результате ситуация не была
урегулирована, можно подавать иск. При наличии свидетелей и
доказательств шансы выиграть его реальны. Более эффективным может быть
обращение, поданное сразу несколькими людьми.
«Очень часто бывает так, что один сотрудник подобной практикой
недоволен, а остальных это устраивает, например, они воспринимают это
как тренинги, — говорит Михаил Аншаков. – Но здесь надо убедить суд, у
нас процесс состязательный».
http://infox.ru/business/career/2010/03/03/sect.phtml