В Запорожье произошло событие, которое явно испортило настроение украинским национал-партикуляристам. В этом городе русский язык получил официальный статус. Запорожский облсовет на основании решения Верховной Рады Украины, которая назвала региональными 13 языков, выбрал русский как распространенный на территории области и принял программу по его развитию. Депутат от Партии регионов Владимир Пашков пояснил конкретно, в чём это будет выражаться: «Мы уже приняли меры по сохранению тех 80 русскоязычных школ (из 621), которые остались в области. Об увеличении их количества речь пока не идет, зато идет активная работа по детсадам: русскоязычных у нас 32%, но открывается много новых, и родители просят, чтобы они были на русском языке. Так что процент скоро увеличится, а потом будет и увеличение количества младших классов с русским языком обучения. Языком ведения заседаний в облсовете уже является русский. Да и граждане уже обращаются в органы власти на русском языке, и чиновники им отвечают так же, но тут вообще все легко – ведь это родной язык и для чиновников, они теперь просто перестали бояться, что их накажут за это» .
Националистические отщепенцы приняли инициативу запорожских депутатов в штыки. Первой высказалась общественная организация «Просвіта» («Просвещение»), которая планирует оспорить это решение в суде. Апоплексический удар, хвативший украинских русофобов, обусловлен символической знаковостью города Запорожья, колыбели украинского казачества. Именно в этих краях появилась Запорожская Сечь с запорожскими казаками, которые в разные периоды своей истории примыкали то к полякам, то к крымчакам, то к русским. Запорожское казачество никогда не было монолитным соединением, как это подаётся в сусальных мифах современной украинской историографии. Казачество вообще как явление не было склонно к послушанию и единству. В то время как одни казаки грабили только чужаков, другие не брезговали грабежами и убийствами и собственного населения. Недаром же с тюркского «казак» переводится как «охранник» или «разбойник». Казачество только тогда превратилось в охранителя государственных интересов, когда попало под государеву руку. Без госконтроля казаки исповедовали только анархию и тягу к грабежам. И запорожское казачество здесь не исключение.
Миф о запорожцах как о воителях за независимую Украину вдалбливается украинским школярам чуть ли не с первого класса. Согласно «причёсанной» версии, запорожские казаки – это такие щирые украинцы, которые всегда и везде говорили только по-украински и всю жизнь мечтали наделить Украину государственным суверенитетом. На самом деле казаки думали только о себе. О государстве они стали думать только тогда, когда их вольницу накрыла тяжёлая государева длань. Факт роспуска Запорожской Сечи Екатериной II подаётся как «уничтожение» украинской идеи и «геноцид» украинского народа. На самом деле запорожцы не были уничтожены. При роспуске Сечи не было даже кровопролития. Часть казаков переселили на Кубань, а часть влились в военные формирования Российской империи на территории Малороссии.
Писатель Олесь Бузина задался логичным вопросом: как бы повела себя современная украинская власть, если бы узнала, что где-то за днепровскими порогами на острове Хортица ошивается целая армия вооружённых мужиков без определённого рода деятельности и места жительства? Ответ О. Бузины тоже логичен: уже на следующий же день на Хортицу отправились бы подразделения украинской армии и милиции для выяснения, зачем эта толпа при оружии засела на острове. Так о каком коварстве Екатерины ІІ можно говорить, если на её месте так поступил бы любой правитель?
Но разум никогда не сопровождал жизнь украинствующих субъектов. Для них Запорожье так и осталось оплотом борьбы за независимую Украину. Только почему-то потомки запорожцев, живущие там, к украинской идее относятся прохладно и требуют наделить русский язык официальным статусом. Всё дело в том, что не все украинские казаки были поборниками отделения Малороссии от России. Многие из них как раз напротив, хотели «под царя нашего, православного». И никогда русский язык не был для Запорожья чужим. Да и сам город появился по указанию из Кремля в ходе строительства в конце XVIII в. Днепровской линии. Днепровская линия создавалась для защиты южных рубежей Российской Империи от набегов крымских татар, а один из её пунктов – город Александровск – превратился со временем в город Запорожье.
Поддержка, оказанная русскому языку жителями Запорожья, выбивает почву из-под ног политиков-националистов. Искусственный символ искусственной борьбы за искусственную и подсказанную из-за рубежа другими, более умными правителями, идею украинского суверенитета рушится на глазах, как всё искусственное и неорганичное. Но этот информационный эффект нужно закреплять. Националисты уже принялись муссировать эту тему с выгодных для себя позиций. Они понимают, что без мифа о Запорожье, как древнем оплоте украинства, украинская идея поблекнет ещё больше.
«Идеи имеют значение», - изрёк как-то Норманн Подгоретц, идеолог американских неоконсов. Идея Запорожья, как украинского с поверхностной, официально-административной позиции, и русского по своей исторической традиции и глубинной психологии, несмываемой веками, имеет первостепенное значение для русскоязычной Украины.
Источник: http://segodnia.ru