Скандальная резолюция польского сейма, фактически приравнявшая
коммунизм к фашизму и осудившая «оккупацию» Польши в 1939 году Красной
армией, похоже, резко подогрела реваншистские настроения польского
политического истеблишмента. Складывается впечатление, что современную
«парламентскую шляхту» уже не удовлетворило бы даже «полное и
безоговорочное» покаяние со стороны Москвы. Разгоревшийся аппетит
польских политиков теперь требует от России уже материальных
компенсаций.
Стало известно, что польский МИД собирается
потребовать от российской стороны возвращения 9 картин известных
европейских художников Нового времени, которые вскоре после окончания
Второй мировой войны были вывезены советскими войсками из Гданьска (в
то время – Данцига) и ныне хранятся в Москве в ГМИИ им. Пушкина. В
настоящее время уже готовится соответствующая дипломатическая нота.
Варшава настаивает на том, что 17 ящиков с картинами были доставлены из
Гданьска в ГМИИ 24 сентября 1945 года, а еще 80 ящиков были отправлены
в Пушкинский музей 23 марта 1946-го, т. е. уже после того, как решением
Потсдамской конференции немецкий город Данциг был передан в состав
польского государства.
Российская сторона в ответ справедливо
указывает на то обстоятельство, что речь идет о компенсаторной
реституции. Т. е. Советский Союз вывозил культурные ценности с
территории, оккупированной государством-агрессором – фашистской
Германией, и имел право на материальную компенсацию как потерпевшая
сторона.
Кстати говоря, депутаты польского сейма как-то очень
«элегантно» обходят стороной вопрос о том, что с 1919 по 1945 гг.
Данциг имел статус вольного города под управлением Лиги Наций, а до
того находился в составе Пруссии и Германской империи. Иными словами, в
последний раз до Потсдамской конференции Гданьск имел отношение к
Польше лишь в XVIII веке. Так что вообще не совсем понятно, каким
образом обоснованы претензии польской нации на произведения искусства,
созданными такими живописцами совсем не польской национальности, как
Лукас Кранах Старший или Ян Брейгель Старший. В конце концов, поляки
должны быть благодарны Советскому Союзу уже за то, что он способствовал
передаче Польше (причем на безвозмездных условиях) города, который на
протяжении многих веков своего существования имел к этому государству
лишь самое опосредованное отношение, и где немецкое население до войны
доходило до 80%.
Обоснованность претензий Польши на
произведения искусства, вывезенные с оккупированных фашистской
Германией территорий, в эксклюзивном интервью KM.RU прокомментировал
член Комитета Госдумы по культуре Вячеслав Кущев:
– Для
начала давайте тщательно изучим: а что вывезли сами поляки? Например,
во время советско-польской войны 1919–20 гг., или перед Второй мировой
войной из других европейских стран (например, из незаконно
оккупированной поляками Тешинской области Чехословакии). А за все, что
вывозила Красная армия, мы заплатили кровью наших отцов, братьев и
дедов. Не мы были агрессорами. И как люди, защищавшие себя и с оружием
в руках отстоявшие свою независимость, имели полное право получить
компенсацию за разрушенную и разграбленную страну.
Кстати, мы
еще не знаем, какое количество вывезенных немцами в годы войны с
территории СССР ценностей осело потом в той же Польше… На самом деле
реституция, если она и должна быть, – это очень сложный и деликатный
процесс. И самое главное – она должна осуществляться на условиях
взаимности, а не в одностороннем порядке. Пусть поляки сами подадут
пример и вернут предметы из золотого фонда русской культуры. Давайте
возьмем всю историю наших взаимоотношений, и тогда еще посмотрим, кто
кому и сколько должен.
Кирилл Говоров
http://news.km.ru/polsha_trebuet_ot_rossii_restitu