Недавно достоянием СМИ стали скандальные новации Минобрнауки,
которые готовятся в рамках инициативы «Наша новая школа». О ней недавно
рассказал Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию. Ее
основные тезисы: модернизация системы педагогического образования,
постепенная ликвидация профильных вузов и работа в школе для всех
желающих. Впрочем, это лишь часть революционных перемен. Как стало
известно, директоров российских школ Минобрнауки намерено превратить в
менеджеров, а среднее образование сделать платным. Эксперты уже
заявили, что от такой «модернизации» часть россиян погрузится в
безграмотность. (подробнее см. здесь)
Готовящаяся реформа среднего образования в РФ повергает в ужас
преподавателей, ученых, общественных деятелей и родителей школьников.
Как передает корреспондент РИА «НР», накануне ресурс «Завуч.инфо»
проанонсировал параметры готовящейся «модернизации» средней школы,
согласно которой в средних образовательных учреждениях останется только три бесплатных урока.
По словам редактора информресурса Евгения Барановского, к нему эта
информация попала от одного из директоров школы Ленинградской области.
«Ситуация очень страшная. На курсах повышения квалификации 40
директорам школ озвучили такую модель: ученик приходит на три урока,
которые полностью оплачиваются государством. Затем идет на обед, а
после по выбору идет на следующий предмет - это может быть биология или
любая другая дисциплина. Вот эта вторая тройка часов финансируется
государством уже на 30%. Причем, в открытую было сказано, что до
учителей школ эту информацию доводить не стоит. Все это говорит о том,
что фактически в России собираются вводить платное среднее образование», - рассказал редактор ресурса «Завуч.инфо» Евгений Барановский.
На тех же курсах, по словам Барановского, директорам школ было сказано, что новое поколение учеников должно быть: «наглым, дерзким и знать себе цену».
Как отмечает корреспондент «НР», в Конституции Российской Федерации
(ст. 43, п. 2) говорится, что каждому россиянину гарантируются
общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего
профессионального образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях.
По словам Барановского, реформаторы это положение формально нарушать не намерены: «основное образование» будет предоставлено в объемах этих трех бесплатных уроков.
На вопрос, почему кроме директоров школ Ленинградской области
подобная «реформаторская» инициатива никому до сих пор не известна,
Евгений Барановский ответил, что, возможно, это уже знают и в других
регионах, но нынешнее педагогическое сообщество крайне неохотно
общается с журналистами. Многие просто запуганы и ничему не верят.
Между тем, согласно официальным данным, в РФ за чертой бедности проживает 40% населения. То есть не
менее 40% детей не смогут получить среднее образование в полной мере, а
значит - не смогут рассчитывать на получение средне-специального и
высшего образования в дальнейшем.
Зампред комитета Госдумы по образованию (фракция КПРФ) Олег Смолин
возмущен «очередной попыткой» министра образования Фурсенко сделать
общеобразовательную школу платной.
«Это не первый раз. Еще в 2004 году он предложил сделать российскую
школу частично платной. И тогда, слава богу, под нашим давлением
удалось эту позицию отбить. Кроме того, существует российское
законодательство (его пока никто не отменял), которое утверждает, что
полное общее и среднее образование в России является обязательным и
бесплатным. Но я не исключаю, что, желая сэкономить на всем, на чем
можно, будут предприниматься попытки расширить платное начало в школе»,
- отметил Смолин.
«Если мы не собираемся быть сырьевой страной с нефтяной экономикой,
то нам нужно восстанавливать так называемую эгалитарную систему
образования - т.е. дающую равные возможности.
Я напомню, что в 20 веке наша страна пережила много войн, революций
и репрессий, но, тем не менее, мы были второй страной науки в мире и
входили в тройку самых образованных народов мира. Одна из главных
причин этого - система образования обеспечивала равные возможности.
Тем более это необходимо в 21 веке», - подчеркнул депутат Госдумы от КПРФ.
Олег Смолин в интервью РИА «НР» заявил, что «если будут поступать
предложения от министерства образования и науки по расширению платности
образования для наших полунищих граждан, мы (я имею в виду и левые
фракции, и моих единомышленников в комитете по образованию и науке и
движение «Образование - для всех») будем делать все возможное, чтобы
этого не допустить».
«Беспокоит и вторая новация, - отметил Смолин. - Президент Медведев
сказал о том, что надо привлечь в школу новую кровь, новых людей, в том
числе, не имеющих педагогического образования, но при этом дать им
возможность доучиться на краткосрочных курсах.
Я думаю, конечно, в мире немало людей с природным педагогическим
талантом. И если такие люди действительно хотят в школу - то им надо
открыть дорогу, при условии, что они будут параллельно получать
дополнительное педагогическое образование. Мы же не говорим, что
учителя можно переквалифицировать в хирурга путем краткосрочных курсов.
Почему мы считаем, что через краткосрочные курсы человека с другой
специальностью можно переквалифицировать в хорошего учителя?».
Представители образования из регионов настроены не менее решительно.
Кандидат географических наук Пермского госуниверситета Роман Юшков в
интервью «НР» заявил, что «новый этап реформы образования направлен на окончательное одичание и варваризацию России».
«Мы движемся куда-то в сторону Афганистана. Но у нас все будет
хуже, потому что там есть религия, скрепляющая общество, каркас, а у
нас население светское, безыдейное, развращенное пропагандой. Поэтому,
если оно будет еще и необразованным, то это будет невиданная дикость,
агрессия. И власть тьмы», - отметил Юшков.
Что касается того, что для работы в школах, возможно, будут
привлекаться «люди с улицы», то, по словам пермского ученого, это
решение абсолютно маразматическое. «Конечно, есть в народе
самородки, которые могут что-то дать детям. Но кто их будет выбирать?
Как правила, они в других местах задействованы. А в школу, вероятно,
придет социальный балласт, которому некуда больше приткнуться -
необразованный и бестолковый», - отметил преподаватель Пермского
госуниверситета.
Коллегу из Прикамья поддерживает старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института ядерной физики МГУ, кандидат
физико-математических наук Андрей Турундаевский:
«Обсуждаемый вариант реформы вызывает большие сомнения. Во-первых,
дезорганизация работы педагогических институтов приведет к уменьшению
притока в школы подготовленных кадров. Замена их наскоро
переподготовленными выпускниками других вузов выглядит проблематично.
Скорее всего, в школы пойдут наименее успешные специалисты.
Далее, отказ от государственного финансирования части занятий
автоматически провоцирует «экономию». При этом, скорее всего,
пострадает естественнонаучный цикл. Дети из богатых семей будут платно
учить экономику и юриспруденцию, из бедных - ограничиваться чисто
практическими навыками. В итоге, удар будет нанесен и по судьбам детей,
и по научно-техническому прогрессу. Кто завтра будет работать в
лабораториях?», - задал риторический вопрос
Андрей Турундаевский.
http://www.polemics.ru/articles/?articleID=14522&hideText=0&itemPage=1