На поверку, так называемое цивилизованное общество Запада,
стремящееся во что бы то ни стало насадить свою “цивилизованность”
всему миру, – оказалось банальным обществом потребления. Как реакция на эту черту Запада в 90-е годы в России возникла поговорка “нашествие одноклеточных”.
Человек, живущий в стране, сохранившей свою традиционную культуру,
оказавшись на Западе – увидит дикарей (не наоборот), которые одержимо
расточают свою жизнь и природные ресурсы на участие в гонке
потребления. Более того, он увидит, что эти дикари считают свой
примитивный образ жизни вершиной развития человечества.
В России тех, кто считает эту дикость примером для подражания,
называют либералами. Именно они сегодня по-прежнему определяют
стратегический курс страны.
Сложившуюся ситуацию комментирует русский публицист Сергей Кара-Мурза:
“Все мы так или иначе думаем над главными угрозами, с которыми
Россия столкнулась в данный момент. На мой взгляд, одна из важнейших -
внедрение в массовое сознание неудовлетворенных потребностей.
Реформаторы взяли за свой маяк Запад и мыслят в понятиях западных
теорий. Эти теории рассматривают незападные культуры, свободные от
психоза потребительства, либо как отсталые, либо как тупиковые.
Известно, что в России сложилась культура непритязательности. Все мы
любили комфорт и хорошие вещи, но не делали из них культа. Люди ценили
достаток и считали глупым рвать себе жилы ради избытка. Но уже в годы
перестройки мы стали объектом небывало мощной и форсированной программы
по слому старой, созданию и внедрению в общественное сознание новой
системы потребностей. Вспомним азы этой проблемы.
Потребности являются явлением социальным, а не индивидуальным, они
обусловлены культурно, а не биологически. Точнее сказать, биологические
потребности составляют в общем их спектре очень малую часть и даже
“подавляются” культурой - большинство людей скорее погибает от голода,
но не становится людоедами.
Капитализм нуждается в непрерывном расширении потребностей и в том,
чтобы жажда потребления становилась все более жгучей, нестерпимой…
Сдвиг в мировоззрении нашей интеллигенции к западному либерализму
породил вражду к непритязательности потребностей советского человека,
ибо она была иммунитетом против соблазнов капитализма.
Но вместо того, чтобы разобраться в своих духовных импульсах,
оценить их разрушительный потенциал для культуры того общества, в
котором наша интеллигенция жила, наш образованный слой перековал эти
импульсы в фанатическую ненависть к “совку”. Из неё и выросла программа
по слому присущей советскому обществу структуры потребностей.
В любом обществе круг потребностей расширяется и усложняется. Это
создает противоречия, разрешение которых требует развития и хозяйства,
и культуры. Важнейшей силой, уравновешивающей этот процесс, является
разум людей, их реалистическое сознание и чувство меры, а также
исторический опыт, отложившийся в традиции.
…Начиная с середины ХХ века потребности стали интенсивно
экспортироваться Западом в незападные страны через механизмы культуры.
Разные страны по-разному закрывались от этого экспорта, сохраняя баланс
между структурой потребностей и теми средствами для их удовлетворения,
которыми они располагали. Сильнейшим барьером, защищавшим местную
(“реалистичную”) систему потребностей, были рамки культуры.
При ослаблении этих защит происходит, по выражению Маркса,
“ускользание национальной почвы” из-под производства потребностей, и
они начинают полностью формироваться в центрах мирового капитализма. По
замечанию Маркса, такие общества, утратившие свой культурный железный
занавес, можно “сравнить с идолопоклонником, чахнущим от болезней
христианства” - западных источников дохода нет, западного образа жизни
создать невозможно, а потребности западные.
Ведь именно поэтому так по-разному сложилась историческая судьба
незападных обществ. В культуре Китая, Юго-Восточной Азии, Индии и
арабских стран были механизмы, защитившие их от импорта сфабрикованных
на Западе потребностей, а в Океании, Африке, Латинской Америке - нет. И
поэтому Азия нашла свой путь индустриализации и развития - и уже
обгоняет Запад, - а Африка и половина латиноамериканского общества
хиреют.
Так осуществляется большая программа по превращению и нас в чахнущих
идолопоклонников. Процесс внедрения “невозможных” потребностей протекал
в СССР начиная с 60-х годов, когда ослабевали указанные выше культурные
защиты против внешнего идеологического воздействия. Эти защиты были
обрушены обвально в годы перестройки под ударами всей государственной
идеологической машины. При этом новая система потребностей была
воспринята населением не на подъеме хозяйства, а при резком сокращении
местной ресурсной базы для их удовлетворения. Это породило массовое
шизофреническое сознание и быстрый регресс хозяйства – с одновременным
культурным кризисом и распадом системы солидарных связей. Монолит
народа рассыпался на кучу песка, зыбучий конгломерат мельчайших
человеческих образований – семей, кланов, шаек.”.
http://www.nenovosty.ru/obzhestvo-potrebleniya.html