Меню сайта

Разделы новостей

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Реклама

Поиск

Статистика

Привет: Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!





Посетили сегодня:



Новые комментарии

Поддержи проект!

Если вам нравится то, что мы делаем, если всей душой вы с нами, то даже небольшая помощь от вас стала бы очень дорогим подарком для нас.

WebMoney:


R352164344452
Z333212355723
E191610722953
U175440860314
B964597373077


Яндекс-Деньги:

41001357881484

Наш фотоальбом

Новые аналитические статьи

Последние медиафайлы

Новое на форуме

Наш опрос

Кто станет президентом РФ в 2012?
1. ставленник США (закулисья)
2. Русская народная власть
3. Путин
4. РФ не будет
5. Медведев
6. Другое
7. Президента не будет
8. Кадыров
9. Либералы
[ Результаты · Архив опросов ]
Всего ответов: 92

Новости

Главная » 2009 » Апрель » 3 » Лыжная экспедиция «Зимнегорские берега». Земля, люди, проблемы
[ Добавить новость ]

Лыжная экспедиция «Зимнегорские берега». Земля, люди, проблемы
20:51
С 1 по 22марта состоялась лыжная эколого-этнографическая экспедиция по берегу Белого моря от с. Долгощелье (40км от г. Мезень), до г. Архангельска. Восемь участников экспедиции прошли более 400км и посетили 14 поморских сёл. Собрано много информации этнографического и экологического содержания.

Ну, вот мы снова в пути, снова экспедиция, снова неизведанная для нас земля, новые люди, новые приключения. На этот раз наш маршрут пролегает по участку Белого моря от старинного поморского села Долгощелья, что близь Мезени, до Архангельска. Это очень интересный и вместе с тем достаточно трудный участок побережья для лыжной экспедиции. Дело в том, что большая часть пути проходит по тундре, что требует особой подготовки и людей и снаряжения. Другая часть пути ещё более сложная, это знаменитые «Зимние горы», что находятся в горле Белого моря. Крутые обрывистые берега высотой до 150 метров, с большим количеством льда и глубоких оврагов. Сверху берега покрыты карликовой берёзой, ёлкой и лиственницей, плотной, непроходимой стеной преграждающей путь. И, конечно же, глубокий снег, местами достигающий метра. Так что остаётся один путь, это путь по кромке береговой линии. Но здесь крайне не устойчивое состояние льдов, их постоянно ломает штормами.

К примеру возле мыса Куя, прямо у нас на глазах нагонной водой подняло ледовое поле, а ветром оторвало его от берега и унесло в море. И только благодаря счастливому стечению обстоятельств и слаженным действиям всей группы, мы смогли быстро организовать переправу и избежать дрейфа на льдине. Но чем труднее путь, тем меньше там праздношатающихся, тем целее природа, тем древнее и сильнее её воздействие на человека. А значит и сильнее чувства и эмоции, пережитые участниками, тем богаче и красивее становится внутренний, духовный мир людей, прошедших этот путь. Это очень важный момент, из таких путешествий люди всегда возвращаются другими, с другими взглядами на жизнь, на себя, своё предназначение. В этом огромная мудрость и философия пути. Издревле считалось, что те, кто не шествуют по пути (путе-шествие), те «без-путные» и «не-путёвые». Причём путь может быть любым не обязательно физическим, главное чтобы он был, ведь вся наша жизнь есть Путь, от первого до последнего шага.
И ещё о пути, но уже о красоте. Безусловно, красивейшим местом зимой является Кулойская губа. Узкая, на 40км врезавшаяся вглубь материка щель (отсюда название села Долгощелье), никогда не замерзающая из-за гигантских приливов, достигающих в своём максимуме 14метровой высоты. Груды льда (рапаки) валами ограждающие русло, огромные айсберги размером с трёхэтажные дома, которые силой приливно-отливной воды носит с огромной скорость по губе, постоянно парящая вода, туман, деревья, покрытые толстым слоем инея, всё это создаёт ощущение сказки, какоё-то странное, непонятное, но очень острое восприятие фантасмагории иного, неведомого мира.
И, конечно же, очень красива, неповторима и незабываема тундра. Захватывает простор и обилие света. Кстати, с лопарского «тунд» - божество, «Ра» - свет, солнце. Дословно: место обитания божества солнечного света. Что ж очень похоже на то.
И на конец, необычайно красивы «Зимние горы». Крутые, пирамидальные, стоящие стеной вдоль моря, напоминают древнюю могучую крепость великанов.

О людях. Основная цель наших экспедиций, это, конечно же, «этнографический срез» – описание жизни поморов в начале 21века. История, мезенской земли не такая древняя, как, к примеру история Онежского полуострова, где проходили наши предыдущие экспедиции, но не менее загадочная и интересная. И связанно это в первую очередь с разницей в климатических условиях. Онежская земля по сравнению с мезенской, это просто оазис тепла и плодородия. Мезень это уже ледяное дыхание Арктики, это уже отсутствие лесов, а значит и более суровые и повышенные требования к выживанию. До изменения климата условия, возможно, были равными, но вот после, эта земля долго пустовала. И только приход староверов в 17 веке, уходящих от властей и новой веры, вновь оживил эти земли. Они проложили «ворги» - дороги, наладили быт, животноводство, земледелие, судостроение, торговлю. До их прихода русское население жило в основном вдоль реки Мезени и держало морские промыслы и торговлю с Мангазеей. Староверы же освоили беломоро-кулойское плато и создали прибрежные сёла: Нижа, Койда, Майда, Мегра, Ручьи, Инцы, Зимняя Золотица. Общение с местными жителями показало, что большинство из них хоть и не считают себя староверами, всё же являются носителями той культуры (обряды, взгляды на жизнь, отношение к природе, восприятие людей, предпочтения в видах деятельности, в символизме – до сих пор по берегам ставят староверовские кресты, причём, не задумываясь к какой вере они относятся, просто делают так, как всегда здесь делали их предки). И особо среди этих сёл выделяется Койда, построенная когда-то на месте небольшого порта (причал и склады). Сами староверы жили на сто км выше по реке на озёрах, в местечке называемом «Кельи». До сих пор в Койде есть отдельное кладбище, где продолжают хоронить родных по староверовским традициям. Нам же это село было интересно тем, что большая часть населения этого села носят фамилию Малыгиных, одну из древнейших фамилий на Белом море. Из летописи 1316 года — «Поход русских «на Мурманы» (Северную Норвегию) под руководством Луки и Малыгина».
Так вот с нами в экспедицию пошёл Алексей Малыгин, у которого от туда «корни», его бабушка была родом из этого села. Сам Алексей там не разу не был, и не знал, остались ли у него там родственники. И вот человек таким не обычным для 21века способом (на лыжах по тундре) решил добраться до своей «малой родины». Встретили хорошо, очень активно местные жители включились в выяснения, кто же из них является роднёй Алексею. Общими усилиями смогли это дело выяснить. Родня его признала, организовали нам баню, чай с пирогами. Обмен адресами, фотографиями, договоры о будущих встречах. Вообщем, дела семейные, хлопоты приятные.

Проблемы поморов. Несмотря на разные климатические условия, проблемы у мезенских поморов те же, что и у онежан. Запрет на лов рыбы и морского зверя, проблемы с лесом, причём не только строевым, но даже и с дровами, дрова стоят дороже, чем у нас в Северодвинске -1 куб дров в среднем около 1,5 тыс. рублей. Очень острая проблема с транспортными коммуникациями. Их отсутствие не даёт возможности развивать сельское хозяйство и промыслы, так как без транспорта нет, сбыта продукции. К примеру, в Долгощелье 120 коров холмогорской молочной породы, но нет возможности летом вывезти продукцию из села. Всё перегоняют в масло и хранят до зимы, а потом по дешёвке сбывают. Вообще отсутствие налаженной и доступной транспортной сети огромная беда поморов и показатель недоработки в деле управления данными землями со стороны областных и центральных властей. Достаточно сказать, что кроме «летающих сараев», сюда летом можно добраться только на барже с контейнерами оборудованными для пассажиров. Баржа по громким названием «Беломорье», приходит раз в месяц, и местными жителями иначе как «ржавое корыто» не называется. Но даже на это корыто, билеты стоят огромных денег (до 2тыс. рублей в зависимости от степени удалённости от порта) и купить эти билеты большая проблема. Причём эта баржа не предназначена для хождения по морю, и не понятно как её вообще выпускают на пассажирские рейсы. Для примера: «… Указом императора Александра III от 1 июня 1885 года №6738 «О содержании срочных рейсов на Белом море и Северном ледовитом океане» 4 парохода за счёт гос. Казны (55000 рублей в год) совершали регулярные рейсы по всему побережью Белого моря с весны по осень…» В конце 19 века морские транспортные коммуникации были более совершенные и развитые, чем в начале 21 века. Позор!

И ещё одна очень важная проблема. Это выявление предпосылок для возникновения межнационального конфликта. Дело в том, что люди, живущие в одних и тех же климатических условиях, разделены законодательством по национальному признаку. Речь идёт о поморах и ненцах. Ненцы считаются коренным, малочисленным народом и имеют множество льгот, выплат, прав, гос. и международной поддержки. Всего этого лишены живущие вместе с ними поморы. Причём, в данной местности поморы являются более коренным, и не менее малочисленным народом, чем ненцы. Все эти сёла строили предки нынешних поморов 500-800 лет назад, а сегодня они активно заселяются ненцами, за счёт гос. поддержки и за счёт оттока поморов в города, так как им в их родных сёлах запретили ловить рыбу, строить дома, возрождать свою культуру. К примеру, очень остро эта проблема высветилась в Долгощелье, так как оно ближе всего к НАО. Доля ненцев за последние 10 лет увеличилась с 10% до 30%, детского населения до 50%. Теперь еще государство дополнительно для них собралось строить 30 коттеджей, что неизбежно приведёт к увеличению численности ненцев. При этом последний дом поморы смогли построить в 1992 году. Зарплата в колхозе 4тыс. рублей, это меньше чем пособия у ненцев. И, наконец, в довершение ко всему запрет на лов рыбы. Буквально перед нашим приездом, рыбинспекция оштрафовала местного жителя на 2.5 тыс. рублей за лов камбалы. Понятно, что в таких условиях зреет недовольство среди поморов. Они могут долго терпеть, но если не принять мер по выравниванию условий жизни (в лучшую сторону), то рано или поздно случиться Долгощельская «кандопога». Мы увидели предпосылки, и будем говорить об этом на всех уровнях власти, но властям надо будет предпринимать меры, не дожидаясь пока события, пойдут по худшему сценарию.
Проблем много у поморов, но все они следствие деятельности, а равно и бездеятельности областных и центральных властей. Сами же люди трудолюбивы и гостеприимны, это особенности их менталитета и характера, и они искренне не понимают за что их, людей труда, притесняет собственная власть.

Экология. Мы выявили три очага экологической напряжённости, связанной с деятельностью людей. Причём людей пришлых, сами поморы столетиями жили в ладу с природой, они часть её и нам всем ещё придётся учиться у них этой гармонии с миром, особенно это актуально в условиях глобального экологического кризиса. Напомню, что причиной экологического кризиса является деятельность человека, который изменил свой образ жизни от гармонии с природой, к хищнически-потребителькому. Мезенская земля тому яркая иллюстрация.
Первое. Койдинский полигон падения ступеней ракет, запускаемых с космодрома «Плесецк». Если в советские времена, это оправдывалось идеологией и говорилось о повышении обороноспособности страны, то теперь большая часть запусков носит коммерческий характер. А отравляющее вещество гептил, как убивало всё живое в тундре, так и убивает, ни порядка, ни контроля, ни компенсаций. Зачем? Поморы всё стерпят!
Второе. Всего-лишь в 12 км от села Ручьи в августе 1986года был произведён подземный ядерный взрыв «народно-хозяйственного назначения» (сейсморазведка недр). Ни замеров, ни исследований, ни компенсаций. Зачем? Поморы всё стерпят!
Третье. Месторожденье по добыче алмазов. Недра земли рвут открытым способом, река Зимняя Золотица умирает. Ни независимой экспертизы, ни компенсаций. Зачем? Поморы всё стерпят!
Вообщем малорадостная экологическая картина. С неба сыплется гептил, в земле до сих пор не исследованные последствия ядерного взрыва, а после деятельности «алмазников» развороченная земля, пустая тайга, и мертвые реки. Но одного месторождения им. Ломоносова (издевательство над именем великого помора) мало, теперь хотят и второе вводить им. Гриба, а это окончательно «добъёт» «беломоро-кулойское» плато. Интересно, где-нибудь в цивилизованном мире такое ещё возможно?
Выводы.
Экспедиция состоялась, маршрут пройден, материалы собраны, будем делать описание. Люди и земля нас порадовали, а вот условия в которых живут и перспективы их самих и их земли, конечно же удручают. Повторюсь, проблем много, но все они следствие внешнего воздействия на поморов. Беда поморов в том, что они слишком доверчивы и терпеливы, а во времена потребительского отношения к миру, они благодатная почва для разного рода обманов и мошенничества. Можно не давать поморам ни каких льгот, но надо снять с них все ограничения и запреты и они сами выстроят свой мир. В конце концов, это их извечное право.

Шаларёв Александр Анатольевич

Конт. тел. 8-911-588-4398

Смотрите также рубрику "Поморье и Поморы"






Просмотров: 798 | Добавил: patriot-pomor | Рейтинг: /
Всего комментариев: 1
0  
1 admin   (09.04.2009 22:53) [Материал]
Я конечно уважаю мнения каждого пользователя, но вот в дальнешем пропускать такие статьи не буду (без обид), т.к. тематике клуба они не соответствуют и их целью является только реклама своего ресурса...
С таким же успехом можно выложить здесь статейки про хомячков, женскую психологию и устройство фотоаппарата "Зенит"))


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]