Приказ о дополнительных выплатах внес в войска смуту. Спустя месяц после вступления в силу приказа министра обороны №400 от 2 августа “О награждении деньгами офицеров Вооруженных сил Российской Федерации” начались первые финансовые выплаты. Для этого из бюджета выделили 25 миллиардов рублей. И даже мировой финансовый кризис не скорректировал ход премирования. Вот только система, по которой эти деньги выплачиваются, оказалась весьма удобной для коррупционеров в погонах. В ситуации решил разобраться “МК”.
Матпомощь выплачивается по такой схеме: среди всех частей в округе выбирают лучшие. Как правило, это части постоянной боеготовности (бригады спецназа, десантные подразделения). Часть, занявшая первое место, получает право на поощрение 50% офицеров личного состава, второе место — 45%, третье — 40% и т.д. В Московском военном округе, например, первое место заняла часть “агентурщиков” из ГРУ, а второе место досталось центру спецназа ГРУ. Размер выплат составляет от 30 до 160 тысяч рублей, все зависит от звания и должности. Кто станет лучшим и достойным денег, решает специально созданная комиссия, в которую, в общем-то, входит руководство этой же части. Кроме того, как пообещали в Минобороны, за распределением средств будет вестись жесткий контроль, и наказание за темные дела с этими выплатами будут предельно строгими.
— Поначалу мы не верили. Ну не могут в нашей армии платить такие деньги каждый месяц! — рассказывает офицер-спецназовец. — Думали, это годовая надбавка, которую нужно будет разделить на 12 и получать каждый месяц дополнительные 3—4 тысячи рублей, которые особо финансового положения не меняют. Но потом все-таки выяснилось, что деньги будут платить ежемесячно! Тут возник вопрос: почему кто-то достоин, а кто-то — нет, если мы все здесь выполняем одинаково сложные задачи? И тогда мы решили сбрасывать все деньги в общий котел, а затем поровну делить между всеми.
Но таким образом поступают не во всех частях. Например, в Псковской десантной дивизии уже проявились первые элементы коррупции.
— Когда руководство части решало, кого из офицеров поощрять, начались активные звонки из московского штаба ВДВ с настойчивыми просьбами включить в список того или иного офицера, — рассказали “МК” источники в дивизии. — Короче говоря, у кого есть хорошие связи, тот и пробьет себе бабло. Еще один вариант — система откатов. Можно договориться с командованием, допустим, на ежемесячную премию в 160 тысяч, половину придется отдать, а остальные оставить себе.
Некоторые армейцы и вовсе склонны считать, что благими намерениями устлана дорога в ад. По их мнению, из-за несовершенной системы распределения дополнительных денег из войск начнется отток “обиженных” офицеров.
— В офицерских коллективах начался раздрай. Потому что, допустим, есть три взводных, один получает 60 тысяч, а остальные два — по 15 тысяч, хотя все одинаково выполняют свою работу. Двух остальных угнетает чувство несправедливости и обиды, и они пишут рапорта об увольнении. А если ты пишешь рапорт, то есть разрываешь контракт с Минобороны, то не будет тебе ни квартиры, ни пенсии (если, конечно, нет двадцати лет выслуги). Соответственно, и сокращение армии пойдет быстрее, — рассказали “МК” в 10-й бригаде спецназа ГРУ.
В результате из-за того, что в указе не прописаны критерии отбора и не указана четкая система премирования, начались скандалы в армейских рядах. Войска теперь похожи на гражданское общество, где есть очень бедные и очень богатые. Финал такого расклада обычно — революция.
http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/02/03/society/392626/