Самолет ВВС РФ ЯК-130 упал в субботу в Липецком центре боевой подготовки
и переучивания личного состава, экипаж успел катапультироваться.
Учебно-боевой
самолет ЯК-130 предназначен для обучения курсантов летных училищ
навыкам пилотирования и решения боевых задач при действии по наземным и
воздушным целям, характерных для самолетов 4 и 5 поколений.
Первый
полет самолет совершил 26 апреля 1996 года под управлением Андрея
Синицына со взлетной полосы Летно-исследовательского института. Всего
было произведено 300 испытательных полетов, в том числе выполнена
программа совместных специальных испытаний с ГНИКИ-8 ВВС РФ.
В 1997
году началась опытная эксплуатация 10 самолетов ЯК-130 в ВВС России.
Серийное производство Як-130 в России осуществляет ОАО "НАЗ "Сокол" (г.
Нижний Новгород).
- На самом деле не произошло ровным счетном
ничего экстраординарного, - считает главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий
Баранов. - Строго говоря, учебно-тренировочные самолеты для
того и существуют, чтобы время от времени курсанты разбивали именно их, а
не более дорогостоящие машины. Пилоты успешно катапультировались, что
самое главное. Вопрос в другом - почему через 13 лет после приема на
вооружение парк этих машин всего 10 штук? У нас "выгодней" разбивать
вдесятеро более дорогие машины советского производства? А ведь именно из
целей экономии Як-130, как и его "собрат по цеху" МиГ-АТ может
использоваться как полноценный дозвуковой штурмовик, и его боевое
применение обсуждалось еще когда в горячей фазе находились конфликты в
Таджикистане и Чечне, но на финал там применялись гораздо более дорогие
Су и МиГ, чтобы бомбить горные массивы, и где дороговизна, скоростные и
прочие характеристики этих машин бесполезны, а уязвимость повышена.
Более того, функции штурмовиков во время конфликта в Южной Осетии
выполняли даже стратегические бомбардировщики Ту-22М, которым вообще не
положено заходить в зону действия ПВО противника. Это не говоря о том,
что огромный нижегородский "Сокол" сегодня почти ничего не производит, и
полноценный заказ на Як-130 мог бы оживить производство - но что такое
для завода 10 машин в десятилетие? И что такое 10 учебно-тренировочных
машин для такой страны как РФ?
Тем временем китайская
авиапромышленность в лице Hongdu Aviation Industry Group выдала прототип
сверхзвукового учебно-боевого самолета L-15, наступая на пятки
российскому самолету Як-130. Китайский «клон», рожденный не без помощи
самих же разработчиков Як-130, вот-вот опередит своего «старшего брата».
Китайский L-15, совершивший первый полет 13 марта 2006 года, в отличие
от Як-130 имеет сверхзвуковую скорость полета, благодаря двигателям с
форсажной камерой.
В 2002-04 гг., по словам гендиректора ОКБ им.
А.С. Яковлева Олега Демченко, «российская фирма по заказу китайской
корпорации AVIC-2 (Aviation Industry of China/Second Group) оказывала
консультации и готовила инженерную записку по концепции сверхзвукового
УТС L-15». Первые прототипы, как и первый Як-130, оснащались двигателями
DV-2S тягой по 2200/4200 кгс (лицензионный словацкий двигатель
«Поважске Строярне», выпускаемый на Украине). Третий прототип L-15-03
впервые облетан 10 мая 2008 года и, также повторяя серийный вариант
Як-130, оснащен форсированными двигателями АИ-222К-25Ф тягой по
2500/4200 кгс разработки Запорожского МКБ «Прогресс». Серийное
производство китайских L-15 должно начаться в ближайшие 2-3 года.
-
По Як-130 госпрограммой вооружений до 2015 г. для ВВС РФ заказаны 62
машины, - напомнил Анатолий Баранов, - но есть сомнения в том, что
программа будет выполнена, по крайней мере к началу нынешнего года у ВВС
должно было быть 16 Як-130. В отличие от китайской программы - КНР не
срывает военных заказов. У Китая нет советского парка современных машин,
и он вполне рационально наверстывает, создает свой современный УТС,
который можно использовать и как легкий штурмовик - это коррелирует с
задачами НОАК в Сицзяне, Тибете и возможно в ряде регионов вне
территории КНР. Имея собственное производство сверхзвукового УТС L-15,
Китай решает вполне понятную задачу производства любого необходимого
количества легких и дешевых штурмовиков для НОАК. А Россия такой задачи
перед собой просто не видит.
http://forum-msk.org/material/news/3261860.html