Уже почти шесть лет функционирует политико-экономическое объединение, именуемое Боливарианский альянс для Америк. Эта организация постепенно превратилась в серьезный фактор, оказывающий воздействие на ситуацию в Западном полушарии. Идея такого альянса принадлежит Фиделю Кастро, а непосредственным организатором альянса, который подвел материальную базу под этот проект, явился венесуэльский президент Уго Чавес.
К настоящему моменту помимо Кубы и Венесуэлы, намеревающихся строить "социализм XXI века”, к альянсу присоединились Боливия, Никарагуа, Эквадор, а также Доминикана, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины. Все они позиционируют альянс как "геополитическую, геоэкономическую, социальную, культурную и идеологическую организацию”. Входящие в нее страны, обладающие значительными природными ресурсами, в совокупности занимают территорию площадью 2,5 миллиона квадратных километров, численность их населения 70 миллионов человек, валовой внутренний продукт превышает 600 миллиардов долларов.
В сравнительно короткие сроки создан совместный банк с капиталом в 1 миллиард долларов, для обменных операций введена валюта, получившая наименование сукре. На средства альянса приобретен китайский спутник стоимостью 400 миллионов долларов, проложен оптико-волоконный кабель, связывающий Гавану и Каракас, образован специальный телевизионный канал, рассматриваемый в качестве альтернативы американскому CNN и вещающий на испанском языке, – Telesur. Эти СМИ являются мощным средством пропаганды идей социальной справедливости и распространения информации о многогранной деятельности альянса.
Боливарианский альянс – ярко выраженный субсидиарный проект, базирующийся на энергетической мощи Венесуэлы. Его изъян заключается в том, что в случае резкого падения стоимости "черного золота” он обречен на серьезные трудности. Администрация Чавеса уже выделила на нужды ALBA порядка 62 миллиардов долларов. В то же время налицо элементы взаимопомощи и взаимной поддержки. Под патронатом Кубы, где медицина достигла высокого уровня, и при непосредственном участии 75 тысяч квалифицированных специалистов в соответствующих странах проведено свыше миллиона глазных операций, открыты тысячи амбулаторий, обслуживающих два миллиона семей. При Министерстве здравоохранения функционирует школа, в которой бесплатно обучаются сотни юношей и девушек из различных стран. Материальная и моральная поддержка, предоставленная президенту Боливии Эво Моралесу, позволила загасить сепаратистские настроения в стране в 2008 году, угрожавшие ее территориальной целостности. Денежные вливания в Никарагуа в критические дни обеспечили выживаемость режима Ортеги.
Следует учитывать четкую идеологическую ориентацию блока. Практически везде в странах альянса у власти находятся организации левого толка. На Кубе – компартия, в Венесуэле – единая социалистическая партия, в Боливии – движение к социализму. Отсюда логически следует поиск потенциальных союзников за пределами континента. Уго Чавес уже давно наладил тесные партнерские отношения с Тегераном, регулярно наведывается в Иран, недавно совершил туда девятый по счету визит. Иран в каком-то смысле служит латиноамериканцам примером для подражания, с ним имеется немало точек соприкосновения. Это прежде всего намерение сохранить собственную идентичность, приобщиться к ядерной энергетике и конечно, антиамериканизм, который стал своеобразным объединительным стержнем организации.
Отношения между членами альянса и США неизменно отличаются напряженностью, порой доходя до уровня дипломатического разрыва. При этом в ряде случаев сохранялись экономические контакты. Достаточно отметить, что Венесуэла, к примеру, поставляет около 15% нефти, потребляемой "великим северным соседом”. Следует сказать, что сама идея альянса вызывает раздражение у администрации США независимо от политической окраски. Отсюда цепь ошибок Вашингтона в Латинской Америке. Так, Боливию исключили из Андского пакта о торговле, что больно ударило по крестьянству, подтолкнув Эво Моралеса к теснейшему сближению с Каракасом и Гаваной. Прекращение помощи Никарагуа бросило Даниэля Ортегу в объятия Уго Чавеса. Подобных примеров множество. Резкое сближение США с Колумбией, выразившееся в предоставлении Боготой военных баз американцам, реанимировало давнюю задумку Чавеса о сколачивании военного блока для отражения агрессии Соединенных Штатов и их стратегического союзника в Южной Америке. Эти планы пока не реализовались, но внешний толчок способен придать им дополнительный импульс.
http://www.rusnation.org/sfk/1012/1012-33.shtml