Российский
истребитель Су-30 доказал свое превосходство над боевым самолетом пятого
поколения F -35, разрабатываемом в США. Правда, пока в виртуальном бою. Но и
этого хватило для появления сомнений у потенциальных покупателей
американского истребителя. Насколько можно доверять «компьютерным поединкам»?В
военном ведомстве Австралии если не скандал, то близко к нему. Целесообразность
перевооружения истребительного авиапарка национальных ВВС на самолеты пятого
поколения F-35 поставлена под сомнение. Виной тому стали военные игры,
устроенные американцами в августе этого года. На них были приглашены и
представители ВВС Австралии.С помощью
компьютерной техники были смоделированы воздушные бои между самым современным
истребителем фирмы «Мартин-Локхид» F-35 и российским Су-30, который считается
самолетом поколения «4+» (в отличие от F-35, который является истребителем 5-го
поколения). Несмотря на разницу в поколениях, сообщается, что российский
истребитель одержал убедительную победу над американским противником.
Представитель
либеральной партии Австралии Деннис Дженсен получил данные, согласно которым F -35 «побили как пингвинов».
Эксперты,
опрошенные Bigness.ru расходятся в оценках
этих учений.
Эти бои
продемонстрировали провал американской концепции истребителя пятого поколения,
сказал Bigness.ru Владимир Анохин, вице-президент Академии геополитических
проблем, в прошлом – военный летчик.
«Этот
вопрос поднимался давно. Американцы исходили с
позиций, что высокоточное оружие дальнего боя компенсирует
недостаток маневренности самолетов при уходе от ракетных атак,
- рассказал нам эксперт. - Поэтому, спроектировав свой
истребитель, они почти полностью убрали фактор
высокой маневренности, полагая, что атаки
с передних полусфер и с дальних дистанций могут компенсировать все остальные
вещи».
По данным Анохина, компьютерные аэродинамические проработки
американского самолета показали, что его маневренность при самых лучших
показателях только лишь подбирается к показателям Су-27. «Следовательно, если
смоделировать полеты в комплексе с ракетами, маневренностью и прочем, то этот
самолет, в который уже вложено много денег, по совокупности качеств не
превышает наши самолетов поколения 4+», - уверен вице-президента Академии
геополитических проблем.
Владимир
Анохин подчеркнул, что в случае реального боестолкновения между этими двумя
самолетами на первый план выйдет человеческий фактор
– мастерство летчика-истребителя. Использовать потенциал сверхманевренности
российского самолета может только высококвалифицированный пилот.
В свою
очередь, не склонен переоценивать результаты компьютерных боёв руководитель
аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Эти игры не могут
оценить огромное количество факторов,
которые могут сыграть значения в реальных боевых действиях», - сказал он в интервью
Bigness.ru.
Нельзя
забывать, что самолеты пятого поколения – это не просто летательные аппараты как
таковые, подчеркивает эксперт. «Это часть сложной системы, в которую
включены наземные, воздушные, надводные силы», - напоминает он. По его мнению,
смоделировать полностью всю эту систему в ходе некоей виртуальной игры попросту
невозможно.
Вместе
с тем, он признает, что способность Су-30 переманеврировать в ближнем воздушном
бою может подавляющее количество самолетов иностранного производства –ни для
кого не секрет.
С
другой стороны, F -35 – «это еще некоторое “инкогнито”,
его реальные боевые качества еще толком неизвестны», - говорит Пантелеев, так
как этот самолет еще не принят на вооружение.
Аналитик
не исключает и преднамеренных спекуляций со стороны
американских военных. «Подобные сообщения регулярно появляются, когда
американским военным или кому-то еще нужно оправдать увеличение расходов на ту
или иную программу», - сказал Пантелеев. Действительно, учитывая известный уровень коррупции в оборонно-промышленном комплексе США, эту
версию не стоит отметать.
В любом
случае, «компьютерная неудача» F -35 вряд ли сподвигнет австралийские ВВС
закупить российские истребители. Упомянутый политик Деннис Дженсен, разыгрывает
«карту» с виртуальными боями лишь для того, чтобы пролоббировать закупку
вместо истребителей F -35 другие самолеты пятого поколения - F -22, которые
эксплуатируются уже на протяжении нескольких лет. Правда, этот истребитель
почти в два раза дороже F -35, а его экспорт
вообще был запрещен еще 10 лет назад. Отмена запрета только рассматривается
конгрессом США.
Сергей Малинин
http://www.bigness.ru/articles/2008-09-18/suf/5221