Многие из тех, кому довелось побывать в США, отмечают, что в
культурном смысле американцы - это, пожалуй, самый неинтересный народ в
мире. Не удивительно, что в американских фильмах мы видим сплошь
упрощённых существ, оперирующих примитивными понятиями, штампованным
набором слов, улыбок и оборотов речи. А диалоги американских героев
напоминают диалоги механических биороботов.
Очередным свидетельством такого рода стали путевые заметки публициста Дмитрия Галковского:
“В Нью-Йорке за поездку я был два раза: 4-5 дней в начале и 2 - в
конце. Меня часто спрашивали в Америке, - а до этого в Европе, -
насколько увиденное совпало с ожидаемым. Всё совпало почти полностью.
Точнее в Европе почти, а в Америке – полностью. Пребывание в США
напоминало раскрашивание детской книжки-раскраски с готовыми контурами.
Я это почувствовал сразу, а окончательно понял в последний день первого
этапа путешествия – в Централ-Парке. Музыканты играли спокойный джаз,
за верхушками деревьев виднелись небоскрёбы. Я шёл по парку дальше и
увидал пару чечёточников, отбивающих степ в спортивных костюмах.
Синхронно, очень профессионально и явно для себя, как спорт. И тут я
понял, что Голливуд это правда. Так всё и есть. Америка это великий
штамп и стандарт, там всё штатно и американцы всегда показывают то, что
обещают. Собственно я это знал, но не ожидал, что всё будет ТАК похоже.
Иногда это было поразительно. Например, я несколько раз видел негров,
которые шли по Манхеттену, щёлкая о тротуар баскетбольный мячик. Я
сказал об этом местному жителю. Он добавил, что видел недавно негра,
который ехал на велосипеде и изображал вой полицейской сирены. Это
прямая цитата из «Полицейской академии». Я добавил, что эпизод в
комедию опять-таки вставили из реальной жизни, по системе
Станиславского (который для американцев её и написал). Житель охотно
согласился. В это время мы попали в пробку. Перед нами легко
столкнулись две машины. Из одной вылез накаченный мулат в майке и
что-то орал сидящему как в танке белому. Мулат двигался и говорил с
профессионализмом актёра МХАTа, пританцовывая на месте, показывая
средний палец и т.д. Наконец, продолжая орать, он вернулся к машине и
стал лихорадочно нашаривать в бардачке пистолет. Белый в ужасе чесанул
противолодочным зигзагом, заезжая на пешеходную дорожку (вещь в Америке
немыслимая).
Вот он, искомый исстрадавшимися русскими писателями «реализьм»,
причём не критический, а АБСОЛЮТНЫЙ. Всё что показывает Голливуд, если
отмести необходимую для любого искусства аберрацию (утрирование,
уплотнение действия, головные сюжеты), это ПРАВДА. Люди в Америке так
говорят, так двигаются, так живут. 1:1.
Людей я снимать стеснялся, так что иллюстраций не будет. Да я и не
очень люблю это дело. Жалею только об одном пропущенном кадре. Видел в
центре Манхеттена целующихся полицейских – самца и самочку. Люди были
при всех делах, с наручниками и дубинками. И, кстати, белые.
Поскольку Америка это кино, там нет запахов. В Сан-Франциско я стоял
на рабочем причале рыболовецких судёнышек. В Рейкьявике от них шла
страшная вонь. В Америке они не пахли вообще. Никак. Если запахи здесь
есть, то это или дезодоранты или цветы. Иногда запахи бывают резкими,
иногда странными, почти всегда непохожими на запахи Европы и России,
так что трудно угадать, чем пахнет. Но они очень локализованы и через
метр не слышны.
Однажды, в пустынной местности у обрыва океана я зашёл в армейский
туалет 40-х годов, который представлял собой классическую выгребную
яму, причём гигантских размеров. Там не могло не вонять. Однако
целлулоидная культура одолела и это – там пахло необыкновенно
противным, но всё же дезодорантом. Но такой туалет редкое исключение.
Вплоть до того, что общественные уборные часто оборудованы самосмывными
унитазами – со специальными датчиками”.