Несмотря на то что американский «Акт о российской демократии за 2002 год», был принят конгрессом США пять лет назад, Вашингтон все еще сильно озабочен ее состоянием. Об этом свидетельствуют непрерывно льющиеся из-за океана потоки заявлений об острой необходимости «продвижения и укрепления демократии на российских просторах», а также в других бывших советских республиках. Чтобы слова не расходились с делом, на днях сенат Конгресса США принял специальный закон о выделении на эти цели в следующем финансовом году (в Штатах он наступает в сентябре) $401,89 млн. Эти средства в рамках международного гуманитарного сотрудничества будут распределяться для России и других бывших стран СССР (за исключением прибалтийских) через 14 различных структур правительства США.
Анализ положений и установок свежепринятого американского «благотворительного» закона для Москвы и бывших советских окраин дает все основания полагать, что сверстан он в полном соответствии с целями «Акта о российской демократии», с просьбой о принятии которого, как едко замечают российские аналитики, Москва к Вашингтону не обращалась. Главной его идеей, понятно, является спасение России, потому что, как отмечается в пункте 2.1.6. «Акта», перспективы российской демократии без помощи извне туманны, а демократизация России относится к области национальных интересов США.
Дальше – больше: оказывается, демократия в России просто невозможна без «соответствующих регулирующих и контролирующих функций» США. (А как же иначе?)
Как указано в новом законе, не менее $8 млн следует выделить на цели «гуманитарного содействия, смягчение отрицательных последствий конфликтов, защиту прав человека, поддержку структур гражданского общества и восстановительные работы в Чечне, Ингушетии, Дагестане и Северной Осетии-Алании». Расшифровать скупые слова поддержки американских законодателей нашим регионам позволяет тот же пресловутый «Акт о российской демократии». В нем в пункте 5.1.3. черным по белому записано о необходимости поддержки и развития в России американской программы «Местная инициатива», направленной на укрепление самостоятельности регионов, «демонстрирующих приверженность реформам, демократии и законности», чего нельзя сказать о «центре».
Очевидно, в эти $8 млн заложена и поддержка американцами российских СМИ. В американском «Акте» впервые откровенно было сказано, что «несмотря на противодействие со стороны российского правительства», в России при помощи государственного департамента США были созданы тысячи независимых СМИ и более 65 тыс. неправительственных организаций». Как отмечают эксперты из московского аналитического центра «Намакон», американцы полагают, что «в сочетании с вещанием на местных языках, финансовая поддержка как нельзя кстати будет содействовать плавному переходу от Российской Федерации к Российской Конфедерации». Видимо, в этом, в частности, и заключается скрытая цель и «Акта», и свежеиспеченного закона о поддержке российской демократии.
Особая сфера интересов США – и это тоже следует из сенатского закона – российский Дальний Восток. На «продвижение демократии» в этом регионе под названием «реализация программ охраны животного мира и лесов» Вашингтону достаточно и полмиллиона долларов в год, которые просочатся сюда через департамент США по охране лесов. И в этом случае особо будут поощряться связи и их всестороннее развитие не только на государственном, но и на частном уровне, как и предписывается в «Акте».
Очевидно, для особого усиления «контрольных и надзорных за российской демократией функций» в законе прописано учредить в посольстве США в Москве некий аналог российского омбудсмена при Думе. Эта должность репрезентована как «постоянный высокий пост» специального дипломата, который будет «отслеживать ситуации с правами человека и исполнением российских законов, касающихся неправительственных организаций». Здесь же прописаны и его обязанности — информировать правительство США о «поддержке правозащитников и журналистов, подвергающихся преследованиям или заключенным под стражу, а также организаций гражданского общества». Документом обеспечивается и финансирование подобной работы.
Интересно, что закон в принципе запрещает ассигновать правительства тех постсоветских республик, «которые нарушают территориальную целостность и национальный суверенитет других независимых государств, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза». (Камешек явно в московский огород.) Но при этом оговорено, что госдеп может принять и иное решение, если это в «интересах национальной безопасности Соединенных Штатов». И этот пассаж тоже вполне соответствует духу и букве пункта 3.2.8. американского «Акта о российской демократии», в котором нас учат, как правильно надо дружить с бывшими советскими республиками, упрекая попутно в несоблюдении обязательств перед ОБСЕ.
Впрочем, судя по последним новостям о поставках из Москвы в Иран ядерного топлива для Бушерской АЭС, у президента США вполне могут возникнуть трудности с продвижением демократии в Россию через американские правительственные структуры, выступающие в роли связных. Закавыка в том, что сенаторы увязали американские финансово-демократические потоки к нам с нашими «ядерными» поставками Ирану. В этом случае, указывается в Законе, президент США может разрешить использовать не более 40% от суммы ассигнований, выделенных на деятельность американских правительственных организаций в России. Для стопроцентного финансирования программ продвижения демократии в Россию президент должен предоставить конгрессу письменные заверения в том, что Москва «перестала оказывать помощь Ирану в виде технической экспертизы, обучения и поставки материалов, необходимых для развития мощностей в сфере ядерной энергетики».
Отдельно прописаны в законе и разъяснения в отношении «полного доступа международных неправительственных гуманитарных организаций к перемещенным лицам и беженцам из Чечни». Если Россия не обеспечит такового, то и правительственные структуры США не получат финансирования для работы с российскими неправительственными организациями, занятыми в беженской и миграционной сфере.
Значительные суммы выделяются также и для программ развития демократии в странах Закавказья под лозунгом «мер по обеспечению взаимного доверия», целью которых является «мирное разрешение региональных конфликтов, прежде всего в Абхазии и Нагорном Карабахе».
После принятия несколько лет назад конгрессом США беспрецедентного по своей, мягко говоря, бестактности «Акта о российской демократии» Министерство иностранных дел РФ, а также депутаты Федерального собрания выступили с резким заявлением в адрес Соединенных Штатов. А некоторые особо радикальные народные избранники из российской Думы высказали не слишком корректное пожелание американским коллегам «не совать свой нос в наши дела, с которыми мы сами разберемся», а также обратились к властям России с предложением учредить на территории США российские НПО и заинтересовать финансово американские неправительственные организации в сотрудничестве. Реакция российского МИДа и политикума на новые старые законодательные инициативы США по продвижению в Россию американской демократии пока неизвестна.
Алла Ярошинская