Меню сайта


Разделы новостей

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Реклама

Наши партнёры

Наши баннеры






Яндекс цитирования

Поиск

Статистика

Привет: Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!





Посетили сегодня:



Новые комментарии

Поддержи проект!

Если вам нравится то, что мы делаем, если всей душой вы с нами, то даже небольшая помощь от вас стала бы очень дорогим подарком для нас.

WebMoney:


R352164344452
Z333212355723
E191610722953
U175440860314
B964597373077


Яндекс-Деньги:

41001357881484

Наш фотоальбом

Новые аналитические статьи

Последние медиафайлы

Новое на форуме

Наш опрос

Вы знакомы с "КОБ"?
1. Да, конечно
2. Что это? (www.kpe.ru)
3. Нет
[ Результаты · Архив опросов ]
Всего ответов: 238

Санкции: как и за что наказывали

В международной практике словом "санкции" обозначают экономические, а также политические и военные меры, предпринимаемые с целью изменить политическое и военное поведение той или иной страны.

Что такое санкции


Санкции используются для того, чтобы предотвратить распространение оружия массового уничтожения, укреплять права человека, покончить с терроризмом, остановить торговлю наркотиками, не допустить вооруженной агрессии, расширить доступ к рынкам, охранять окружающую среду и менять правительства.

В последние 20 лет они все в большей степени становятся излюбленным политическим инструментом Соединенных Штатов. США и их союзники являются инициатором большинства санкций, применяемых на международном уровне.

Сами США в настоящее время применяют санкции к семи странам; эта мера стала настолько популярной, что санкции вводятся даже отдельными штатами и городами.

По мнению Ричарда Н.Хаасса, руководителя программы изучения международной политики в Институте Брукингса (Brookings Institution) и внештатного редактора IntellectualCapital.com, "бум санкций" объясняется и нежеланием использовать военную силу ("эффектом CNN"), и тем влиянием, которым в политической жизни Америки обладают активно интересующиеся тем или иным вопросом избиратели.

Когда и за что


После того как в ночь с 1 на 2 августа 1990 г. иракские войска оккупировали Кувейт, а 8 августа Багдад объявил о "слиянии" Кувейта с Ираком, Совет Безопасности ООН осудил агрессию, потребовал незамедлительного и безусловного вывода иракских войск.

Тогда же резолюциями Совета Безопасности были введены всеобъемлющие торгово-экономические санкции, установлена его морская, сухопутная и воздушная блокада Ирака.

После освобождения территории Кувейта войсками антииракской коалиции были приняты резолюции 686 и 687 (3 апреля 1991 г.) Совета Безопасности ООН об условиях перемирия и общих параметрах послевоенного урегулирования.

Ирак официально объявил о признании этих резолюций и отмене всех решений СРК, принятых в отношении Кувейта после 2 августа 1990 г.

17 декабря 1999 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1284, которая предусматривает возможность приостановки санкций в обмен на возобновление Ираком сотрудничества с контрольно-мониторинговым органом ООН - ЮНМОВИК.

В демилитаризованной зоне на ирако-кувейтской границе функционирует группа наблюдателей ООН (ИКМООН).

В чем состоят эти санкции


Действующий режим санкций запрещает импорт любых товаров из Ирака, любые виды переводов туда финансовых средств (исключая предназначеные для гуманитарных целей), какое-либо военное сотрудничество.

Разрешены только поставки продовольствия и медикаментов с уведомления Комитета по санкциям, а также поставки для удовлетворения "основных потребностей гражданского населения" - только с разрешения комитета.

В России список товаров, разрешенных для экспорта в Ирак, называется списком 24.

Вместе с тем в результате реализации гуманитарной программы ООН в Ираке номенклатура поставляемых туда товаров существенно расширилась, в том числе за счет экспорта машинотехнических изделий и оборудования для энергетического, нефтяного, транспортного и других секторов иракской экономики.

Западные страны в целом проводят в Комитете ООН по санкциям линию на блокирование поставок, способных хотя бы косвенно укрепить военный и экономический потенциал Ирака.

В 1996 г. резолюцией 1051 СБ ООН утвержден механизм экспортно-импортного контроля за поставками в Ирак продукции двойного назначения.

Последствия


Международные санкции в отношении Ирака оказали разрушительный эффект на все стороны жизни страны. Промышленность и сельское хозяйство функционируют соответственно на 20% и 30% от уровня 1990 г.

По оценкам гуманитарных учреждений ООН, в Ираке распадаются системы здравоохранения, образования и др. На фоне прогрессирующей люмпенизации населения серьезно выросла преступность.

"В связи с блокадой Ирак сегодня нуждается во всем - от иголок до самолетов, и этим надо воспользоваться"
Владимир Жириновский
Реализация запущенной в декабре 1996 г. программы "Нефть в обмен на продовольствие" на базе резолюции 986 СБ ООН не привела к существенному улучшению гуманитарной ситуации.

Однако, как свидетельствует журнал "Ньюсуик", Саддам Хуссейн и его окружение сумели наладить контрабанду нефти, и вырученных денег иракской верхушке хватает для поддержания высокого даже по западным стандартам уровня жизни, а заодно возводить повсюду статуи Саддама Хусейна и престижные объекты, призванные стать символом незыблемости иракского режима.

Например такие, как отстроенная в центре Багдада "башня Саддама" - взамен той, что была разрушена британской авиацией. Или строящаяся ударными темпами в иракской столице самая крупная в мире мечеть - говорят, что она будет видна даже из космоса.

Что будет после отмены санкций


Эксперты Института финансовых исследований называют Ирак в числе факторов, способных существенно нарушить баланс спроса и предложения на рынке нефти.

В рамках программы 'нефть в обмен на продовольствие' Ирак может продавать нефть на сумму до 5,2 млрд. долл. каждые полгода. До введения международных санкций Ирак добывал 3,6 млн. баррелей нефти в день.

На сегодняшний день его добыча составляет около 2-2,4 млн. баррелей в сутки, что соответствует ценам 12-14 долл. за баррель иракской смеси Kirkuk. В случае отмены эмбарго Ирак быстро увеличит добычу до 2,85 млн. баррелей в сутки, которая уже через 6-10 лет может достичь 6 млн. баррелей в день.

В настоящий момент Ирак добывает около 120 млн. тонн нефти в год (около 2-2,4 млн. баррелей в сутки) согласно квотам, предоставленным ООН. До введения санкций Ирак добывал 138 млн. тонн нефти в год. Всего же эта страна может добывать около 180 млн. тонн нефти в год (до 2,85 млн. баррелей в сутки). Уже через 6-10 лет добыча нефти в Ираке может достичь 6 млн. баррелей в день.

По мнению руководителя Центральной топливной компании Юрия Шафраника, риск увеличения добычи нефти Ираком может резко пошатнуть мировой рынок нефти.

С другой стороны, бывший министр топлива и энергетики РФ, депутат Госдумы РФ Сергей Генералов считает, что серьезного увеличения предложения нефти от Ирака после снятия санкций не будет. Причина в том, что Ирак "уже сегодня недовыполняет те квоты, которые ему разрешены программой ООН "Нефть в обмен на продовольствие".

Комитет по санкциям блокирует закупки новой нефтедобывающей техники, пояснил он. По мнению С.Генералова, при отмене санкций Ираку предстоит оснастить нефтедобывающую промышленность новым оборудованием, что потребует времени, поэтому никаких "рывков" в поставках нефти на мировой рынок после снятия эмбарго произойти не должно.