Меню сайта


Разделы новостей

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Реклама

Наши партнёры

Наши баннеры






Яндекс цитирования

Поиск

Статистика

Привет: Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!





Посетили сегодня:



Новые комментарии

Поддержи проект!

Если вам нравится то, что мы делаем, если всей душой вы с нами, то даже небольшая помощь от вас стала бы очень дорогим подарком для нас.

WebMoney:


R352164344452
Z333212355723
E191610722953
U175440860314
B964597373077


Яндекс-Деньги:

41001357881484

Наш фотоальбом

Новые аналитические статьи

Последние медиафайлы

Новое на форуме

Наш опрос

Революционные настроения в стране. Что это?
1. Искренний патриотический настрой народа
2. Планы закулисья... (манипулирование массами)
3. Затрудняюсь ответить
[ Результаты · Архив опросов ]
Всего ответов: 457

Выступление министра иностранных дел РФ И.Иванова

Распространено Департаментом информации и печати российского МИД 21 марта 2003 г.

Уважаемые депутаты, сегодня мы рассматриваем острейший международный вопрос, к которому приковано сейчас внимание всего мира ситуацию вокруг Ирака.

В последние месяцы Россия вместе с другими странами предпринимала энергичные усилия, направленные на то, чтобы не допустить войны и выйти на политическое урегулирование иракской проблемы. При этом мы полностью отдавали себе отчет, что от того, каким путем будет решаться эта проблема, зависит не только судьба Ирака, но и во многом - будущее международных отношений. Вот почему Россия настойчиво и последовательно добивалась урегулирования ситуации вокруг Ирака на основе международного права и резолюций Совета Безопасности ООН. Решая эту проблему, мы тем самым стремились создать условия для преодоления и других сложнейших проблем, прежде всего связанных с угрозой международного терроризма и другими глобальными вызовами. По большому счету речь шла о том, чтобы через иракское урегулирование сделать шаг к новому справедливому и безопасному миропорядку.

В этих усилиях мы опирались на понимание и поддержку широкого круга государств, включая большинство членов Совета Безопасности ООН. Основа для согласованных действий мирового сообщества в иракском вопросе, безусловно, существовала и существует. Это - всеобщее признание необходимости ответить на главный вопрос: есть ли в Ираке оружие массового уничтожения или его там нет. Именно этой цели отвечала единогласно принятая Советом Безопасности резолюция 1441, на основе которой международные инспекторы возобновили свою деятельность в Ираке. Россия, как известно, много сделала для того, чтобы Багдад дал безусловное согласие на возвращение инспекций. Принципиально важно, что благодаря единству международного сообщества и совместному давлению на иракские власти, Ирак принял практически все требования инспекторов и не чинил каких-либо серьезных препятствий их деятельности. Им был предоставлен безоговорочный и неограниченный доступ на любые объекты в Ираке. За четыре с половиной месяца своей работы в Ираке инспекторы ЮНМОВИК и МАГАТЭ достигли ощутимого прогресса. Результаты этой работы хорошо известны. Достаточно назвать ликвидацию ракет "Аль-Самуд-2".

Деятельность инспекторов неоднократно обсуждалась на заседаниях Совета Безопасности ООН, в том числе четырежды - на уровне министров иностранных дел. И с каждым разом становилось все более очевидным, что инспекторы располагают всем необходимым для того, чтобы успешно выполнить свою миссию - завершить процесс разоружения Ирака мирным путем. К сожалению, эта работа была прервана - и прервана вопреки воле Совета Безопасности ООН. Но даже тех результатов, которые были достигнуты, достаточно, чтобы ответственно утверждать: Ирак не представляет непосредственной угрозы безопасности Соединенных Штатов или какого-либо другого государства. Мы неоднократно ставили перед нашими американскими партнерами вопрос, чем конкретно им угрожает Багдад, и ни разу не получили ясного ответа. Показательно, что даже авторитетные политические деятели США, в частности, экс-государственный секретарь Мадлен Олбрайт, заявляют о том, что удар по Ираку будет "первой в истории США войной, на которую они идут при отсутствии прямой угрозы".

Точно также нет никаких убедительных фактов, которые подтверждали бы обвинения Ирака в поддержке международного терроризма. Не случайно в этих условиях сторонники силового решения стали выдвигать на первый план вопросы, не имеющие прямого отношения к резолюциям Совета Безопасности ООН по Ираку. Они начали заявлять, что дело не в инспекциях, а в том, что Ирак должен сам разоружиться и доказать это всему миру.

Затем последовали заявления, что речь идет уже не о разоружении Ирака, а о смене режима в этой стране. В самое последнее время был выдвинут еще один аргумент: война против Ирака, оказывается, необходима для того, чтобы начать процесс демократических преобразований во всем исламском мире.

Одним словом, предпринимались попытки любой ценой найти основания для оправдания военного решения иракской проблемы.

Причем это происходило именно в тот момент, когда перспектива разоружения Ирака путем международных инспекций стала более чем реальной. Крайне важным в этом плане стало созванное по нашей инициативе 19 марта заседание Совета Безопасности ООН на уровне министров иностранных дел. Представленные на нем доклады руководителей ЮНМОВИК и МАГАТЭ, в которых содержался перечень конкретных вопросов, требующих прояснения, убедительно доказали эффективность действующего механизма инспекций.

Это еще раз продемонстрировало надуманность утверждений о неизбежности силовой акции против Ирака в качестве единственно возможного средства его разоружения. Несмотря на все это, Соединенные Штаты начали 20 марта военные действия против Ирака. Что касается нашей оценки этой акции, то она дана в развернутом заявлении президента Российской Федерации В.В.Путина. Данная акция, конечно же, не имеет правовых оснований. Попытки оправдать ее с помощью ссылок на ранее принятые резолюции Совета Безопасности ООН несостоятельны.

Ведь в соответствии с резолюцией 1441 оценка степени сотрудничества Багдада с ООН должна быть дана самим Советом на основе докладов ЮНМОВИК и МАГАТЭ. Иными словами, только сам Совет Безопасности ООН может признать нарушение иракской стороной резолюции 1441 и определить, какие действия в соответствии с главой VII Устава ООН должны быть предприняты в этой связи, есть ли основания для применения силы в отношении Ирака. В отсутствие же такого решения Совета Безопасности силовые действия против Ирака - хочу еще раз подчеркнуть - не имеют законных оснований. Незадолго до начала операции Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан прямо заявил, что "если бы США и другие страны вышли за рамки Совета Безопасности ООН и предприняли военные действия, то такие действия не соответствовали бы Уставу ООН".

Возникают вопросы и в отношении заявленных планов военной оккупации Ирака. В отсутствие соответствующего решения Совета Безопасности ООН такая оккупация будет противоправной, поскольку станет результатом неправомерного применения силы против территориальной неприкосновенности или политической независимости государства.

Серьезное беспокойство вызывает складывающаяся гуманитарная ситуация в Ираке. Уже сейчас имеются данные о жертвах среди мирного населения. В этой связи встает вопрос о том, как будут соблюдаться в ходе данного конфликта нормы международного гуманитарного права. В частности, речь идет о запрете нападения на гражданские лица и объекты; о неиспользовании оружия неизбирательного действия, наносящего чрезмерный ущерб; о ненанесении серьезного ущерба окружающей среде. Как показывает реакция большинства государств мира, действия США против Ирака не пользуются международной поддержкой. Жонглирование тезисом о создании какой-то широкой антииракской коалиции вряд ли может кого-то убедить, а тем более подменить волю международного сообщества, которая должна выражаться через соответствующие решения ООН. Особое недоумение вызывают попытки представить эту акцию как "освободительную".

Свидетельством неприятия военной акции против Ирака является тот факт, что вот уже несколько недель весь мир охвачен массовыми антивоенными выступлениями, в том числе и в самих Соединенных Штатах.

В настоящее время самая неотложная задача состоит в том, чтобы обеспечить скорейшее возвращение иракской проблемы в русло политического урегулирования на прочной основе Устава ООН и международного права. Россия глубоко убеждена в том, что в решении этой проблемы ключевая роль должна и впредь принадлежать Совету Безопасности ООН. В частности, важно, что на заседании 19 марта удалось принять решение Совета о том, что международные инспекции не прекращаются, а приостанавливаются. Таким образом, сохраняется возможность вернуться к завершению мандата ЮНМОВИК и МАГАТЭ, как только для этого возникнут необходимые условия.

В этой связи хочу особо остановиться на одном моменте. Сейчас ведется немало разговоров о том, что ООН будто бы утратила свою роль в международных отношениях, сравнивают ее с Лигой Наций. Категорически не могу согласиться с этим. Напротив, уникальный опыт инспекций в Ираке говорит о том, что Совет Безопасности ООН как орган, несущий главную ответственность за поддержание мира и безопасности, в полной мере справился со своими обязанностями, обеспечив направление в Ирак международных инспекторов и создание необходимых условий для их деятельности. Этот опыт может пригодиться и в дальнейшем, учитывая остроту проблемы распространения в мире оружия массового уничтожения.

И последнее. На всех этапах развития ситуации вокруг Ирака мы действовали последовательно и взвешенно, твердо отстаивая нашу принципиальную позицию, и в то же время не скатываясь к конфронтации с другими государствами. Мы добивались сохранения позитивной перспективы единства и сотрудничества государств-членов Совета Безопасности ООН. И сегодня такая линия полностью отвечает как национальным интересам России, так и всего международного сообщества.

В нынешних условиях еще сложно оценить все возможные последствия начавшейся войны. Однако можно с полным основанием утверждать, что ее итогом станет не стабилизация, а наоборот, дальнейшее обострение ситуации в регионе. К этому неотвратимо ведут попытки силой навязать иракскому и другим народам Ближнего Востока те или иные модели государственного устройства. Такие претензии на деле будут лишь играть на руку экстремистам, действующим под радикальными исламскими лозунгами. Ведь эти силы только и ждут предлога для того, чтобы оправдать свою террористическую деятельность и умножить ряды своих сторонников в мусульманском мире. Все это прямо противоречит целям, ради которых была создана международная антитеррористическая коалиция.

Вот почему жизненно важно как можно скорее остановить войну и восстановить единство мирового сообщества. Это - необходимое условие для продолжения многостороннего сотрудничества в борьбе с глобальными угрозами и вызовами.

В этих вопросах важная роль принадлежит взаимодействию по линии парламентов. В условиях, когда мировая общественность все более твердо заявляет о своем неприятии силового решения иракской проблемы, парламентарии могут многое сделать для объединения усилий международного сообщества в скорейшем преодолении кризисной ситуации вокруг Ирака.

Хотел бы заверить уважаемых депутатов в том, что Министерство иностранных дел будет открыто к самому тесному взаимодействию с Федеральным Собранием по этой сложнейшей проблеме и рассчитывает на ваше понимание и поддержку.

Благодарю за внимание.