Как выжить во враждебном окружении? Как
разобраться, кто говорит правду, а кто лжёт? Как узнать, где враги, где
опасность, а где спасение? Здесь ни вера, ни верование, ни доверие не
помогут. Здесь нужны знания и понимание...
Олег Верещагин
Я буду жить, сволочи!
Советы родителям и детям — как выжить в окружающем мире и
победить его…
Я люблю снова и снова вспоминать и цитировать эти слова — ниже...
«…Бессилие целых народов, поражённых духовной чумой, навлекает
полчища хищников, сбивающихся для кровавого пира в громадные стаи, как
сбиваются для охоты оставленные без человеческого присмотра одичалые
собаки... К несчастью, у большинства людей короткая память... И началу
военных бед нередко предшествовали десятилетия, а то и столетия внешнего
покоя, когда люди уверяются в неизменности жизни, считая мировые
потрясения невозвратно далёкими, и живут уже не для общества, а только
для себя, превыше всего ставят удовольствия и личные блага, вернейшим
убежищем почитают домашний мирок, позволяя душе зарастать плесенью
себялюбия, корысти, презрения или равнодушия... И вождей своих почитают
не по действительным их заслугам и самоотречению в государственном
труде, а по титулам и количеству золотой мишуры...
И невдомёк было... что... армии, как и государства, отданы в руки
людей, ни на что не способных или прямых врагов. Эти хитрые
пришельцы... втирались во все области государственной жизни, продвигая
наверх своих, а не удавалось — толкали бездарнейших чиновников и
военачальников... Для оболванивания народа устраивались пышные торжества
и празднества по всякому поводу и без повода за счёт государственной
казны. Молодёжь развращали соблазнами «красивой» и лёгкой жизни, даже
вводили в моду женоподобные наряды для мужчин, чтобы их не влекло к мечу
и боевому коню. Певцов и сказителей, воспевающих народных героев,
сменили услужливые барды, поющие о любовных страстишках, прелестях
наложниц, альковном сумраке да чаше с вином.
В те дни в зрелищных балаганах и прямо на открытых площадях нагло
бесстыдствовали полуобнажённые красотки, привлекая толпы зевак; героя
повсюду заменил дураковатый клоун, пошляк или проходимец, умеющий
устраивать любовные делишки, набивать кошель, пить вино и драться в
корчме, но не на поле боя, где враг — настоящий. Наглая, изворотливая
бездарность царствовала во всей жизни... Одни рабы да бесправные бедняки
трудились на полях и в ремесленных домах... ибо труд, вскармливающий
силы народа, считался уже недостойным свободных граждан... Пока
окружённые толпами подхалимов государи наслаждались славословием в свою
честь, вся власть уходила в руки жуликов, и корпорации государственных
воров набирали невероятную силу...
Чтобы государство погибло, достаточно сделать презираемым труд
пахаря, кузнеца и воина, а сделано было куда большее. Если же кто-то
пытался поднимать голос против всеобщей бездуховности, против
продажности чиновников, пошлых и убаюкивающих народ песнопений, против
сплочённого общества тайных и явных изменников, против начальствующих
лодырей и дураков, его или тихо устраняли, или яростным хором обвиняли в
очернительстве, ортодоксальности, опасной агрессивности, даже в бунте и
подрыве устоев! Печальнее всего, что и духовные столпы государств
оказались заражены общей чумой. Вместо того, чтобы изживать чумных крыс,
они, в лучшем случае, припугивали народ божьим гневом…»
В. Возовиков. «Эхо Непрядвы».
Весной 1988 года я ещё не читал этих строк, хотя они уже были
написаны.
Не помню, что я читал. Что-то читал наверняка — я глотал книги,
как леденцы. Подкатывали переводные экзамены, но я к ним не готовился,
по привычке считая, что «пронесёт и так» (и ведь проносило!). О чём я
мечтал? Чего хотел? Тоже не помню. Может быть, потому что мечты были
органичной частью моей жизни, я не отделял их от реальности. Кем я хотел
стать? Конечно же, военным. Военными мечтали стать многие. Не скажу о
других, но я не собирался «делать карьеру», я вообще не знал такого
слова. Я собирался служить Отечеству, Родине, которую любил нежно и
преданно, неосознанной любовью, не нуждавшейся в словах и объяснениях.
Честное слово, я не смог бы объяснить, что такое «любовь к Родине»,
спроси меня кто-то об этом. Я просто любил её и не мог представить
чего-то иного. В пионерах я был совершенно индифферентен к целям и
задачам этой организации — и, хотя и не прятал галстук в карман за
пределами школы, но и не видел в нём ничего «символического».
Комсомольцем становиться отказался, потому что к тому времени уже
открыто сочувствовал «белым» и не раз говорил об этом на уроках истории.
Но все эти перипетии не имели никакого отношения к Родине.
Родина была всегда. Родины не могло не быть...
В ту майскую ночь я сидел перед телевизором в спящем доме и
смотрел «Взгляд». Мне нравилась эта передача, потому что там то и дело
крутили записи групп, которые я любил (и люблю сейчас) — «Наутилус»,
«Бригада С», «ДДТ», «Кино». Но эта передача была совсем иной. Я смотрел
на экран и не мог поверить своим ушам. На экране тараканье шевелил усами
и победно блестел глазками Влад Листьев. Гневно и иронично тряс щёчками
Тёма Боровик. Второй рассказывал восторженно о днях, проведённых в
американской армии. Первый выбрасывал на стол детские книжки — те, на
которых воспитывался я. Кривился, шумел о «тоталитаризме»,
«милитаризме», призывал «спасти детские души» клеймил позором
«захватническую войну в Афгане», плакался над «искалеченными судьбами»,
иронизировал по поводу «армейских порядочков»...
Этот шабаш продолжался два часа. И миллионы моих ровесников по
всему СССР сидели перед телевизорами, ожидая вкраплённых в этот
словесный понос модных песен — и невольно впитывая отраву, изливавшуюся с
экрана. И тогда в мою душу впервые закралось страшное подозрение...
С тех пор я часто думаю: почему пятнадцатилетний мальчик сумел
увидеть то, чего не увидели и не поняли миллионы взрослых? Какими такими
клеточками, нервами, чувствами ощутил он опасность происходящего?
Почему он — глупый неопытный щенок! — понимал: нельзя хаять свою страну и
свою историю — а взрослые не понимали? Или... или всё понимали и делали
это нарочно? Не спешите меня упрекать в неуважении к мёртвым (а оба
автора той передачи мертвы). Не спешите говорить, что «о мёртвых или
хорошо — или никак». Сами эти люди не очень-то задумывались об уважении к
мёртвым, на чьи могилы они гадили. Гадили, ведая, что творят! На
истоптанном, изгаженном, заплёванном месте никогда не вырастет ни веры,
ни чести, ни любви к Родине...
Через два года я поступил в воронежский университет. И сбежал из
него — в армию, в погранвойска, не выдержав того потока помоев, который
изливался на лекциях и со страниц учебной литературы на то, к чему я
привык относиться трепетно и бережно — историю Отечества.
Именно в армии и настигло меня окончательное понимание. Нет, не
потому, что рухнул СССР (я, как ни странно, не воспринял тогда всей
трагичности события). Не потому, что русские солдаты и офицеры охраняли
чужую границу, и жизнь походила на засохший резиновый клей из-за
бессмысленности происходящего. Просто именно в армии я прочёл две
газетных статьи, подвёдшие черту подо всеми моими размышлениями.
Я не устаю вспоминать, как меня ужаснуло прочитанное письмо
девочки, обратившейся в молодёжный раздел с вопросом, можно ли ей
продать медали деда? И ответ какой-то стервочки-журналистки: да за милую
душу, только не продешеви и не забудь написать, поделиться опытом,
сколько взяла и на что потратила. Читательницы-ровесницы ждут.
Говорят, в таком случае неплохо помогает розга. Когда порют и
приговаривают: «Будь человеком! Будь человеком!! Будь человеком!!!»
Когда делают больно тебе лично — это хорошо запоминается. Только пороть
надо было журналистку. Чтобы ощутила хоть каплю боли, стоящей за
медалями, которые она так лихо посоветовала сбыть с рук... Но пороть
было некому.
А через месяц во второй статье я прочёл: мальчишка,
присутствовавший при разговоре взрослых, сокрушавшихся о потере Крым,
вмешался в разговор со словами: «А чё нам Крым?! В Ниццу будем ездить!»
«Они уже раскрепощены, — восторгался журналист, — а их дети будут
свободны окончательно!»...
Где та девочка? Где тот мальчик? Живы ли они? Есть ли у них дети?
Видели ли они Ниццу? Не знаю. Едва ли. Знаю другое. Я вернулся из армии
с ощущением совершившегося вокруг непредставимого, чудовищного
предательства. И понял, что не смогу жить «просто так». Что я должен —
понимаете, должен! — попытаться что-то исправить...
И я стал исправлять...