Каковы
основные военно-политические итоги года? Принята
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
На основе
военных округов созданы оперативно-стратегические командования.
Кроме того,
образованы 85 бригад различного назначения.
В
Военно-воздушных силах ликвидированы все авиационные полки и дивизии,
зато
появились авиационные базы, состоящие из авиаэскадрилий.
В рамках
изменения структуры видов Вооруженных сил в Военно-морском флоте
сформировано
командование подводных сил.
Все соединения
и воинские части переведены в категорию постоянной боевой готовности.
Значительно
сокращен командирский состав. Из 355 тыс. офицерских должностей осталось
только
150 тыс., среди них лейтенантов и старших лейтенантов - 60 тыс.
Количество
полковников уменьшилось с 60 до 8 тыс. Генералов теперь не 1200, а 780
человек.
Ликвидирован
институт прапорщиков.
Также - за
этот год произошло полное сращивание коммерческих структур с армейским
тылом,
ремонтом, авиаремонтром, спецкомонтом, строительством и эксплуатацией
объектов,
с армейской медициной, военной торговлей.
Чем был
знаменит 2009 год:
уникальным
стратегическим просчетом - ликвидацией мотострелковых и танковых войск;
бесконечными и
неизменно неудачными испытаниями твердотопливных ракет «Булава»;
высокой
аварийностью ВМФ и в авиации;
постоянным
невыполнением планов по вооружению армии новой техникой.
очередным
усилением коррупции и воровства в Министерстве обороны, войсках, округах
и
флотах.
Также этот год
стал годом прекращения подготовки военной интеллигенции и подготовки
адъюнктов.
Из сколько-нибудь
положительных событий можно отметить разве что проведение стратегических
учений
«Запад 2009» и активизацию борьбы МВФ с пиратами. Прямо скажем, негусто.
Теперь
разберём всё это подробнее.
ВОЕННАЯ
ДОКТРИНА
Военная
доктрина должна разрабатываться на максимально возможный срок (20-30
лет).
Думается, что предложение руководства СВ разрабатывать военную доктрину
на
ближайшее десятилетие - это упрощенный вариант, полуфабрикат. Будет ли
он
доведён до ума - неизвестно.
В течение
десяти-пятнадцати лет ситуация в области обороны будет определяться
тремя
факторами: информационной безопасностью, демографической ситуацией и
созданием
принципиально нового оружия.
О последнем
нужно сказать подробнее. Революция в военной науке XXI века состоит в
том, что
помимо суши, моря, воздушного и космического пространства появилась
новая среда
военного противоборства - информационная. Я считаю, что необходимо
срочное
создание Информационных войск, аналогов которых в мире до сих пор не
имеется, в
их составе должны быть государственные средства массовой информации и
военные
СМИ. Их задача - формирование нужной реальности в общественном сознании,
психологическое подавление противника, информирование и
дезинформирование,
нарушение информационных сетей противника и защита своих. Иначе нас ждут
очередные военно-политические провалы, подобные тому, который имел место
во
время грузино-осетинского конфликта, где Россия выиграла войну, но
потерпела
поражение в информационном пространстве.
Теперь
несколько слов о демографии. В ближайшие годы государство окажется
неспособно
сохранить существующие принципы формирования вооруженных сил из-за
резкого
сокращения численности юношей, достигших 18-летнего возраста. Уже в
2011-2012
годах количество 18-летних окажется меньше, чем количество должностей
призывников в вооруженных силах. Глава государства неизбежно окажется
перед
дилеммой: или ликвидировать систему высшего образования (которая
предоставляет
отсрочки от службы в армии), или систему комплектования вооруженных сил.
СОСТОЯНИЕ
СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
Из боевых
действий грузинской армии наш министр и начальник генерального штаба
сделали
удивительные выводы - о ненужности крупных танковых соединений. Сердюков
со
своей командой мотивирует свое решение тем, что пятидневная война с
Грузией
показала, что крупные танковые соединения неповоротливы, управление ими
затруднено. Ссылаются и на войну в Югославии, где танки практически
оказались
без дела (при этом забывают, что там была война особая - элементарный
расстрел
с воздуха). Было принято решение заменить дивизии бригадами и
батальонами.
Действительно,
для некоторых конфликтов, а также для боевых действий в стесненных
обстоятельствах, в горах, например, нужны небольшие танковые
подразделения. Но
интерпретировать этот опыт на все Вооруженные силы гигантской по
территории
страны - это, по меньшей мере, неграмотно.
В канун
приезда в Москву Барака Обамы министр обороны России сделал дорогому
гостю
беспрецедентный подарок: принято решение сократить количество танков в
Российской армии с 22831[1]
до 2 тысяч. Если их разделить на шесть военных округов, плюс
Калининградский
особый район, получается 285 танков или две танковых бригады, и
отдельный
танковый батальон. На все стратегические направления: Арктический
регион,
Северо-Западный, Юго-Западный, Кавказский, Средне-Азиатский,
Дальневосточный.
Но само
представление о том, что конфликты могут быть только локальными,
тяжелейшее
заблуждение. К сожалению танк до сих пор является главной ударной силой.
В США
- 7820 танков только М1-А1 Абрамс. НАТО держит в Европе в полной боевой
готовности 23650 танков. Северная Корея и та имеет 3500 танков, почти в
два
раза больше, чем запланировал Сердюков для России. Недавно Россия
поставила
Индии 300 танков, на ближайшие два года запланировано отправить туда еще
1200.
Наиболее
спорный вопрос - решение об изменении структуры армии. Структурные
изменения,
по мнению министра обороны, будут связаны с введением трехзвенного
управления:
округ, оперативное командование, бригада.
Я считаю, что
переход с четырехзвенной системы управления (полк-дивизия-армия-округ)
на
трехзвенную (бригада-группировка войск-округ) является неоправданным и в
целом
ошибочным решением. Переход на трехзвенную систему военного управления
не
улучшит управляемость войск, но существенно снизит их боеготовность.
Почему?
Во-первых, на
эту трансформацию уйдет время, которого - в случае начала
крупномасштабного
конфликта - может не быть.
Во-вторых, в
случае реальных боевых действий организация управления новой структурой
будет
идти под воздействием складывающейся обстановки. Российская армия, как
это уже
было при царе-батюшке и генеральных секретарях, впопыхах начнет
организовывать
систему управления войсками, с криками и упоминаниями чьей-то матери,
при
потере темпа и самого управления, что практически появляется всегда при
передаче одной структуры в управление другой. Тем более что эта
трансформация
будет проходить в условиях активного радиоэлектронного противодействия
состороны
вероятного противника.
Российский
Генеральный штаб ориентируется на американскую армию. Но там, в
Сухопутных
войсках 599946 тыс. солдат, насчитывается 73 боевые бригады и 225 бригад
боевого и материального обеспечения, военные имеют современное
вооружение,
имеют армейскую авиацию и они хорошо управляемы, на одну бригаду - 3
бригады
боевого и материального обеспечения. Зона действий американской бригады -
50х60
км.
Что же у нас?
В настоящее
время в Сухопутных войсках на (395000 тыс. военнослужащих[2])
сформированы 85 бригад, из них 45 танковые и мотострелковые, остальные
артиллерийские, зенитные и боевого и материального обеспечения. В
Российской
армии мы имеем на 1 бригаду - 0,88 бригад артиллерийских, зенитных,
боевого и
материального обеспечения. Также в российской армии нет армейской
авиации, и
средства связи не сопряжены. Идея планировать для мотострелковой
(танковой)
бригады район действий 50х50 км (в наступлении и обороне), без усиления,
явно
не выполнима. Нынешняя бригада не имеет тыла, а без них не в состоянии
заменить
дивизионный и армейский тыл.
Учения
показали, что бригады не в состоянии подать боеприпасы, не в состоянии
вывезти
раненых, и практически не в состоянии произвести средний и капитальный
ремонт.
Маршевые
возможности российской бригады также чрезвычайно низки. На учениях
«Запад-2009»
бригада совершила марш железнодорожным транспортов 450 км до Белоруссии и
420 км по Белоруссии «Запад
-2009» за семь суток! Для сравнения: в то же самое время Китай провел
свои
учения. Каждый китайский полк совершил марш в одну сторону за пять суток
2400 км. и обратно.
Все
проведенные учения подтвердили снижение качества управления, снижение
огневой
мощи и мобильных возможностей.
Мыслилось, что
полк будет более управляемым. Но в полку (танковом или мотострелковом)
до
реформы числилось 252 офицера и в (зависимости от полка от 100 до 132
прапорщиков). Численный состав полка от 890 до 1800 солдат и сержантов.
Ныне в
бригаде на 3800 военнослужащих, числится только 135 офицеров, без
прапорщиков.
Управление стало значительно хуже, не только от отсутствия офицеров и
прапорщиков, но и от отсутствия огневых средств и тыла.Ликвидация
армейской
авиации, ремонтных, тыловых, медицинских бригад - стратегическая ошибка
или
недомыслие нашего Министерства обороны.
В 2009 году
наша армия осталась без войскового ремонта, строительства и спецремонта,
поскольку военные заводы, которые этим занимались, были превращены в
акционерные общества, а армейская медицина ликвидирована полностью.
СОСТОЯНИЕ
ФЛОТА
Начнём с
вооружений. На сегодняшний день пресловутая ракета«Булава-30» (РСМ-56
или
SS-NX-30) пока не поступила на вооружение для построенного для нее
атомного
подводного крейсера «Юрий Долгорукий» (проект 955 класс «Борей»),
который
стоился более 10 лет (с 1996 годы) и уже проходит швартовые испытания в
Северодвинске, на «Севмашпредприятии».
В следующем
году ракет должны поступить на вооружение атомного подводного крейсера
«Владимира Мономаха», «Александра Невского» и других подводных крейсеров
проекта 955 класса «Борей». Однако, этих 30 ракет («Тополь» и «Булава»),
запланированных на 2010 год для вооружения трех ПЛАРБ не хватить: на
каждую
ПЛАРБ требуется 12 ракет.
Разрекламированные
корветы пр.20380? Уникальная ситуация: имея противолодочную
специализацию, они
должны и обязаны были заменить сторожевые корабли пр.11365 и малые
противолодочные корабли пр.1124 для прикрытия российских ПЛАБР. До сих
пор ВМС
США имеют палубную авиацию и надводные корабли, но корветы пр.20380
имеют
слабые противокорабельные и противовоздушные возможности. Корветы штаб
ВМФ
планирует использовать на закрытых акваториях (Черном и Балтийском
морях).
Понятно, что противолодочные задачи на БФ и ЧФ планироваться не будут.
Корветы
должны выполнять задачи: противодействие минной опасности, наносить
ракетные
удары, отражать массирование удары авиации и осуществлять минные
постановки.
Однако именно к этим задачам корветы не готовы. Тем более, что новые
корветы
имеют устаревшее вооружение (разработки 22-летней давности). МВФ имея
огромное
количество кораблей (310 вымпелов и 407 вспомогательного флота). Но
Россия в
настоящее время не имеет: артиллерийских крейсеров и крейсеров
управления, нет
ни одного артиллерийского, противодиверсионного катеров, и крайне мало
сторожевых катеров.
Вообще,
структура кораблестроительной программы 2010 года вызывает удивление.
Возникаю
вопросы - каким вооружением будут вооружены подводные лодки, и какие
задачи
могут быть поставлены разрекламированному корвету? Наконец, почему
ведется
строительство новых кораблей, если наш ВМФ не в состоянии выделить
средства на
содержание и ремонт имеющихся кораблей? Это вопрос даже не столько к
Минобороны, а к менеджменту самого руководства ВМФ.
СОСТОЯНИЕ
АВИАЦИИ
8 октября 2009
года министр обороны Анатолий Сердюков доложил Верховному
главнокомандующему
Дмитрию Медведеву о закупке в нынешнем году двух фронтовых
бомбардировщиков
Су-24М, одного штурмовика Су-25, который был создан для поражения
слабобронированных БТР и БМП, два истребителя Су-27 для завоевания
превосходства в воздухе.
При этом была
отмечена «глубокая модернизация», в результате которой получился
совершенно
«новый самолет».
На самом деле
Главнокомандующему представили бомбардировщик с конструкцией
тридцатилетней
давности с модернизированной электронной начинкой и старым вооружением.
В целом,
закупленные модернизированные Су-24М, Су-25 и Су-27 со старым
вооружением не
обладают достаточной боеспособностью в условиях современных боевых
действиях.
На предприятиях
промышленности капитальный ремонт Су-27 стоит порядка 200 млн. рублей, в
то
время как на своих заводах ремонт, хотя и в несколько усеченном виде,
обходится
всего в 17 млн. рублей. Однако ремонтные предприятия ВВС со дня на день
перейдут в состав только созданного холдинга «Авиаремонт».
БОЕВАЯ
ПОДГОТОВКА
Минобороны
провалило Федеральную целевую программу подготовки младших командиров на
2009-2011 гг., разработанную на базе минобороновской Концепции по
созданию
нового института сержантов-контрактников.
Предполагается
подготовить для Вооруженных сил и других силовых ведомств 100 тыс.
сержантов из
числа контрактников. При этом необходимо перевести на контрактную основу
65
тыс. сержантов Сухопутных, воздушно-десантных и других войск и более 20
тыс.
старшин в плавсоставе Военно-морского флота.
По данным
авторитетного справочника Military Balance 2007- только в Сухопутных
войсках
Российской армии, численностью 250 тыс. человек, насчитывается: 22831
танков +
150 ПТ-76: 26990 -БТР и БМП; 30045 - орудий свыше100-мм; 2465 -ЗРК;
526-ЗСУ-100-мм, не считая зенитных орудий менее 100-мм. 3976 РСЗО.
Только для
управления этой сухопутной тяжелой техникой, без учета техники разведки,
связи,
РЭБ, инженерных, автомобильных, химических, медицинских частей
необходимо иметь
86307 сержантов. Не меньше сержантов требуется для войск ВВС и ПВО,
РВСН,
Космических войск, сил флота, внутренних войск МВД, пограничных войск
ФСБ.
Но если
сравнить российский танк или орудие, или РСЗО с американскими аналогами,
то
количественный состав экипажей и расчетов примерно одинаков. Отсюда
следует
вывод, что не все ладно с расчетами по Федеральной целевой программе
подготовки
младших командиров на 2009-2011года. Расчеты Минобороны вызывают
сомнения, либо
данные авторитетного справочника не совпадают с действительностью, либо
Минобороны говорит полуправду.
ОБУЧЕНИЕ
ВОЙСК
Учебный год в
армии и на флоте, как обычно, завершился 30 октября. Проверка проходила в
течение месяца во всех Вооруженных силах. В ней участвовали как офицеры
Генштаба, так и комиссии от командований военных округов и флотов.
По данным
Генштаба, по результатам комплексной проверки воинских частей и
соединений за
2008/09 учебный год свыше 60% бригад «нового облика» получили оценку
«удовлетворительно» и только каждая третья получила «хорошо».
Понятно, что
формирование бригад началось только в этом году, в связи с проведением
военной
реформы. На «удовлетворительно» были оценены 23 дивизии (47% общего
числа), 105
бригад (более 60%) и 97 отдельных полков (более 50%). В целом это более
половины армии и флота.
Четыре
оперативные единицы удостоены от Генштаба оценки «отлично», но это не
сухопутные бригады или дивизии, а корабли флота - надводные корабли 1-го
ранга
(т.е. классом от фрегата и выше) и подводные лодки. Они приравнены к
бригаде
или дивизии, поэтому оцениваются как отдельная боевая единица. 55%
кораблей
1-го ранга и атомных подлодок были оценены на «хорошо»
ВОЕННАЯ
НАУКА
Самое
страшное, что случилось в прошлом году: в рамках обновления Российской
армии в
2009 году была ликвидирована военная интеллигенция и уничтожена военная
наука.
Сначала
объясним смысл словосочетания «военный интеллигент». Во-первых, это
обучение в
Военно-учебном заведении (ВВУЗ) - от 4 лет в Общевойсковом ВУЗе или 5- 6
лет
(ВВУЗИ инженерным дисциплинам). Во-вторых, обучение в академии 3-5 лет.
Практически в Советской Армии имели академическое образование 15%
офицерского
состава. То есть все командиры батальонов боевого и тылового
обеспечения, тыла,
ремонта, все командиры полков и их заместители. Весь генеральский состав
имели
академическое образование, 10% из них обучались в Академии Генерального
штаба,
в Российской армии процент офицерского состава был значительно ниже
5-10%.
Бывшая Военная
академия им. М.М. Фрунзе, бывшая «Общевойсковая академия Вооруженных Сил
РФ» с
трехлетним ускоренным обучением, с января 2010 года превратиться в
военный
учебно-научный центр Сухопутных войск. Вероятно, по мнению Начальника
Генерального штаба, с одним годом обучения.
Ранее Военная
академия им. М.М. Фрунзе имела пять факультетов. Только на общевойсковом
факультете обучалось на двух курсах 160 военнослужащих. Ныне в военном
учебно-научном центре Сухопутных войск поступили 44 курсанта в
офицерском
звании. Называть их «слушателями», язык не поворачивается. В академию
Генерального
штаба, набрано 16 слушателей.
Учебный план
курсов предусматривает изучение трех основных циклов учебных дисциплин.
На
соотношение теоретического и практического обучения приведено к
соотношению 30
на 70 процентов. Практически, мы возвращаемся на 50 лет назад.
Из трех циклов
учебных дисциплин, готовили средние военные заведения. 50 лет назад их
выпускников средних училищ, так и называли «ВУ» - вроде учился. Всех
сверхсрочнослужащих, после школы рабочей молодежи, заставляли
заканчивать
средние военные заведения.
Так,
соотношение теоретического и практического обучения приведено к
соотношению 30
на 70 процентов. Учебный план курсов предусматривает изучение трех
основных
циклов учебных дисциплин. Первые - гуманитарные и
социально-экономические
дисциплины, на которые отводится примерно 14 процентов учебного времени.
Второй
цикл составляют общепрофессиональные дисциплины, на которые отводится
около 10
процентов учебного времени. Третий цикл обучения -
военно-профессиональные
дисциплины, на которые отводится около 76 процентов учебного времени.
Изучение
учебных дисциплин этого цикла позволит слушателям приобрести глубокие
теоретические знания и твердые практические навыки по организации боя и
управлению подчиненными подразделениями и частями как в ходе боя и
операции,
так и в мирное время.
После
посещения курсов «Выстрел» министру обороны очень понравились озера и
окружающие местность. Через две недели курсы «Выстрел» были закрыты, а
инженерные войска за два месяца огородили 40 гектаров земельный
угодий. Ныне там располагается «секретные курсы». Но, по некоторым
непроверенным
слухам, там располагается дача министра обороны, куда войска связи уже
провели
закрытую линию.
За явный вред,
как ««оптимизация военного образования», за которую, мне кажется, никто
не
будет нести ответственность. Ни лично Министр обороны Анатолий Сердюков
и, тем
более, не Начальник Генерального штаба. Министр, как «незаменимый», либо
уйдет
на таможню, либо заменит своего тестя вице-премьера и отвечать будет за
сельское хозяйство. Начальник Генерального штаба, тоже спокоен, он через
год-
два уйдет в Клуб военоначальников Российской Федерации, заместителем
генерала
армии Анатолия Куликова. Вновь назначаемые Министр и НГШ не будут нести
ответственность за перемещенных лиц.
ГОД
ПРЕВРАЩЕНИЯ АРМЕЙСКОГО РЕМОНТА В ЧАСТНЫЙ
Ремонт
Вооруженных сил уже давно стал вотчиной всякого рода «холдингов» - по
Указу
президента № 1359 от 15 сентября 2008 года «Об Оборонсервисе».
В ОАО
«Оборонсервис» войдут 316 предприятий и организаций, как новая
откровенная
кормушка для спешно снимающих погоны ремонтников. Министр обороны провел
через
правительство «Концепцию реформирования организаций, находящихся в
ведении
Министерства обороны».
Через Думу был
также проведён Федеральный закон о создании специального ОАО.
Постановление от
22 ноября 2008 г.
N 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15
сентября 2008 г.
№ 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».
Уникальность
этого предложения заключается в том, что уставной капитал создаваемого
ОАО
составят акции девяти субхолдингов. Ремонт и сервисное обслуживание
авиационной
техники - акционерное общество «Авиаремонт», в составе 19 ФГУП. Ремонт
автомобильной и бронетанковой техники - открытое акционерное общество
«Спецремонт»- 46 ФГУП. Основные их них: бронетанковые ремонтные заводы;
автомобильные ремонтные заводы; центральные заводы железнодорожной
техники;
завод инженерного вооружения; центральные инженерные базы. Производство и
ремонт вооружения и военной техники - открытое акционерное общество
«Ремвооружение» - 57 ФГУП из них, 16 арсеналов. Строительство и
эксплуатация
объектов - открытое акционерное общество «Оборонстрой» - 62 ФГУП. Из них
основные - шестнадцать управлений начальников работ; десять -
строительных
управлений и 4 ОАО. Для производства сельскохозяйственной продукции для
нужд МО
РФ, из 32 федеральные государственные унитарные сельскохозяйственные
предприятия преобразуются в открытое акционерное общество «Агропром».
Эксплуатация энергетических объектов - открытое акционерное общество
«Оборонэнерго» - 11 ФГУП - электрические сети Военно-Морского Флота.
Торгово-бытовое обслуживание и организация питания - открытое
акционерное
общество «Военторг» 15 ФГУП и 19 ОАО. Производство печатной продукции -
открытое акционерное общество «Красная звезда» - 21 ФГУП. Гостиничные
услуги-
открытое акционерное общество»Славянка» входят 5 ФГУП.
Надо отдать
должное настойчивости Министра обороны Российской Федерации. Его
«Указания
Министра обороны Российской Федерации от «26» декабря 2008 г. №
205/2/690[3],
были крайне жесткими. До 1 февраля 2009 г. подготовить комплект
документов,
необходимых для проведения аудита промежуточных бухгалтерских балансов.
До 5
февраля 2009 г.
доложить о выполнении Указания. Не позднее 1 марта 2009 г., пакет
документов,
необходимых для оценки пакетов акций.
В
исключительно короткий срок, за два месяца, выстроена нормативная
правовая база
для распоряжения многомиллиардной движимостью. Вместе с триллионной
собственностью армии акционирует весь ремонт «по своим».
Общая
стоимость активов, которые могут быть переданы на баланс ОАО
«Оборонсервис», по
словам представителей Минобороны, является «военной тайной». Однако, по
мнению
экспертов, их будут оценивать по балансовой стоимости, а не по рыночной.
Стоимость вводимых в «Оборонсервис» активов, по самым скромным подсчетам
составляет около 2-3% ВВП страны, то есть более триллиона рублей. Однако
главнокомандующий Военно-воздушными силами генерал-полковник Александр
ЗЕЛИН,
на страницах ведомственной печати «Красная звезда», от 4 ноября 2009
года,
раскритиковал создание холдинга «Авиаремонт».
«На
предприятиях промышленности капитальный ремонт Су-27 стоит порядка 200
млн.
рублей, в то время как на своих заводах ремонт (ВВС ), хотя и в
несколько
усеченном виде, обходится всего в 17 млн. рублей»[4].
2009:
ОЧЕРЕДНОЙ ГОД НЕДОПОЛУЧЕНИЯ ЖИЛЬЯ ДЛЯ ОФИЦЕРОВ
Офицеры,
которые не имеют жилья и не пожелали служить, выведены за штат. Таких
сейчас
примерно 37 тыс. человек. Им было обещано, что в 2009 году военным будет
предоставлено 45 тыс. квартир. Наш президент Дмитрий Медведев на встрече
с
моряками крейсера «Вараг», обьявил: « всем офицерам в 2010 году будет
предоставлено постоянное жилье». «Только в этом году будет сдано и
закуплено 45
тысяч квартир - беспрецедентный объем, никогда так не покупали»[5].
Однако на
конец года Минобороны реально получило менее 30 тыс. На следующий год
опять
обещано также 45 тыс. квартир.
Не выполнен
федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый
период 2010
и 2011 годов» предусмотрено выделение Министерству обороны РФ на
жилищное
строительство 135,8 млрд. руб., в том числе на строительство и
приобретение
постоянного жилья - 59,7 млрд. руб. (на 2009-2010 годы), на
строительство
служебного жилья - 76,1 млрд. руб. (на 2009-2011годы). К сожалению,
Минобороны
может купить только по цене в 30000 рублей за метр кв. В Москве жилью
стоит не
дешевле 87 тыс. руб., в Подмосковье примерно 47 тыс. руб. за метр кв.
На сайте
Министерства обороны определено обеспечить жильем увольняемых в
2009-2010 гг.
90,7 тыс. военнослужащих. Собственное строительство Минобороны, (в том
числе
совместно с министерством регионального развития ) составляет 59,5 тыс.;
приобретаемое жилье составляет 17,8 тыс.; повторное заселение составляет
4,3
тыс.; реализация государственных жилищных сертификатов - 91 тыс.
Существовавшая
в прежнем Министерстве обороны система заказов на квартиры приказала
долго жить
после трагической и загадочной гибели генерала Власова и перенаправления
денежных потоков с объектов, включённых в трёхлетний план, на
строительство так
называемых «площадок». К этому же можно отнести и замену старых,
проверенных
временем подрядчиков на новых «постоянных». Ведь ни для кого в стране не
секрет, что Федеральный закон 94-ФЗ не работает. Так же ни для кого не
секрет,
что откаты на разных уровнях в общей сумме составляют от 10 до 25 % от
стоимости строительства.
Причина в том,
что старую систему Службы строительства и расквартирования МО разрушили,
а
новую работоспособную не создали. Структура за год преобразовывалась
трижды.
Вместо «трёх китов» Глав КЭУ (Главное квартирно-эксплуатационное
управление),
ЦОПУ КС МО РФ (Центральное организационно-плановое управление
капитального
строительства МО РФ) и Глав УКС (Главное управление капитального
строительства
МО) и одной развивающейся и подающей большие надежды структуре - УКСиИ
(Управление
капитального строительства и инвестиций) осталось Глав КЭУ. ЦОПУ и Глав
УКС
были переформированы в ГУГЗ КС МО РФ Гглавное управление
государственного
заказчика МО), а также была создана новая структура ФКП (Федеральное
казённое
предприятие), которая по замыслу должна проводить все аукционы на
строительство
объектов.
Другой
причиной является нетитульное строительство и увеличение незавершённого
строительства. Минэкономразвития выделялись в полном объёме бюджетные
деньги в
соответствии с трёхлетним планом строительства. Однако по решению
советников
Министра и с его благословления вместо завершения титульного и
незавершённого
строительства жилья значительная часть денег была направлена на
«площадки».
Президента и Председателя Правительства РФ убедили, что комплексное
строительство дешевле, а эти «площадки» обеспечат нормальное проживание
офицерских семей. На словах министра обороны, конечно же, всё это было
красиво
преподнесено. На самом же деле - эти «площадки» явятся анклавами,
которые
удалены от центров городов, где нет работы социальной инфраструктуры и
готовых
инженерных сетей. Всё это необходимо создавать. Поэтому пока трудно
судить об
экономической целесообразности предлагаемых решений, ведь расчётов по
застройке
этих площадок (наподобие планов застройки городов) никто, похоже, не
проводил.
Ко всему прочему, деньги, выделенные на проектно-изыскательские работы и
начало
строительства по этим «площадкам», уже были отправлены и по отчётам
числятся
как освоенные. Однако готовых и прошедших экспертизу проектов нет и по
сей
день, соответственно - строительство не ведётся.
Следующей
причиной невыполнения поручения президента явилосьнекорректное
планирование
инвестиций для строительства жилья, основанное на ожидаемых
коэффициентах-
дефляторах, рассчитанных Минрегионом. Фактические индексы,
рассчитываемые региональными центрами ценообразования из года в год,
выше тех,
которые публиковал Минрегион. В докладе министра регионального развития
Козака
за 2008 год прозвучало, что Минрегионом совместно с Минобороны для
военнослужащих было приобретено 3 тыс. квартир вместо планируемых 15
тыс.
Фактически за 2008 год план по получению жилья для постоянного
проживания
военнослужащих и членов их семей был выполнен на 20%. Думается, что с
такими
темпами мы и за 10 лет не выполним программу по обеспечению жилья.
Ещё одна
причина - цифры учёта нуждающихся в жилье военнослужащих, имеющиеся в
Министерстве обороны, некорректны. По разным подсчётам, от 10
до 30% нуждающихся в жилье военнослужащих не учтены.
Причины разные - это и вымогание взяток должностными лицами за
постановку на
учёт и их откровенное бездействие или, если хотите, саботаж,
мошенничество при
оформлении документов на квартиры, отсутствие необходимых справок и
сложность
их получения в связи с нашей бюрократией, изменение состава семьи, и
т.д.
При этом
ожидаемая замена многих офицерских должностей на гражданские привела к
деморализации и «пофигизму» части офицеров Службы строительства и
расквартирования МО. Работоспособный костяк и дух ответственности,
который создавался
годами, был разрушен в течение полугода после увольнения
генерал-полковника
Гребенюка и странной гибели генерал-полковника Власова. До сих пор
строительство жилья хоть как-то велось, а сегодня вся программа
строительства в
Министерстве обороны выглядит полностью проваленной.
Предложения
нашего Премьера-министра Владимира Путина и Министра Обороны Анатолия
Сердюкова, посетивших площадку строительства под С-Петербургом, вызывают
удивление. Офицерам было предложены сборные дома, в справке для
информирования
покупателей «для летнего проживания», при условии рождения второго
ребенка. МО
попросил у премьер - министра оплатить по 5-6 млн. рублей. Следует
напомнить,
что фирма «Северная пальмира» (С-Петербург), возводящие дома, предлагает
покупателям дома этого класса по 1.250 млн. руб. и 1.350 млн. руб. Дом
«Оптимум»,
компания «А-Класс» (С-Петербург), общая площадь:130 м2 стоит
1,105
млн. рублей. Строительная компания ООО «Василек-Строй»
(Москва)
предлагает коттедж из профилированного бруса «Теремок», общая площадь
дома 111
м2стоимостью 0,630 тыс. рублей. Или вот: коттедж «Будёновка»,
срок
постройки дома 14 дней, общая площадь дома 130,5 м2. Цена
дома от 789 тыс. руб. Сравните цифры!
Воровство в МО
РФ не знает предела. Кому пойдет откат в 4 -5 млн. рублей?