ПОДВИНЬТЕСЬ, СТАРЫЕ БОГИ!
Итак, Президент РФ предложил странам G8 впечатляющий план
перестройки мировой финансовой системы и реформирования клуба развитых
стран. Однако, похоже, изложенный Москвой план настолько радикален, что
вряд ли воплотится до того, как грянет гром новой Великой депрессии.
Суть предложения Дмитрия Медведева – расширить состав G8 за счет как
минимум Китая, Индии и Бразилии (превратить сей клуб в ассамблею самых
экономически мощных стран мира), чем достигается ослабление роли
Соединенных Штатов. Уже понятно, что Америка не справляется с ролью
мирового гегемона-монополиста, ее внутренние проблемы вызывают мировой
кризис. Отсюда вытекает и второе предложение Медведева: отказ от
монополизма одной мировой валюты (доллара) и создание некоей корзины
мировых валют, куда входит – на правах одной из региональных валют – и
рубль. Очевидно, вместе с денежными единицами Китая, Индии и Бразилии.
Словом, старым «глобальным богам» предложили подвинуться, уступив
часть места как новым глобальным игрокам (КНР, Бразилия и Индия), так и
старым-новым (РФ как правопреемнице сверхдержавы – СССР). А также
порекомендовали выстроить новую финансовую архитектуру мира, каковое
действие сравнимо по сложности и значимости с образованием
Бреттон-Вудской валютной системы в 1944 году.
Предложения России, прозвучавшие на саммите «восьмерки», – разумны и серьезны. Но прислушается ли к ним Запад?
НАДО СТАТЬ СИЛОЙ ПЛАНЕТАРНОГО ЗНАЧЕНИЯ
Идею начала работы над атомным оружием американскому правительству
пытались подать еще весной 1939 года. 17 марта знаменитый (в будущем)
итальянский физик-атомщик Энрико Ферми битый час пытался втолковать
начальнику Технического управления ВМС США адмиралу Хуперу огромное
значение ядерных исследований для будущего и страны, и мира. Но адмирал
слушал невнимательно – и Ферми больше не приглашали. Никто не принял
всерьез беженца из фашистской Италии, не имевшего на тот момент
американского гражданства. Успеха удалось добиться лишь два года
спустя, когда то же самое в письме президенту США изложил такой
«раскрученный» деятель, как Альберт Эйнштейн, причем самому письму
«приделали ноги» президентский советник, финансист Александр Сакс и его
финансовая группа «Леман Бразерс». Лишь после этого администрация
Соединенных Штатов начала Атомный проект.
В мире давным-давно известно: важно не только содержание
предложения, но и имидж той стороны, которая их вносит. Это касается не
только личностей, но и государств. Наша проблема заключается в том, что
Россию–РФ, в отличие от России–СССР, до сих пор не воспринимают на
Западе в качестве «сильного игрока», но продолжают, в силу инерции
1990-х годов, рассматривать как большую страну «третьего мира», живущую
за счет нефти, имеющую кое-какие остатки советского военного и
научно-промышленного потенциала, при этом экономически все-таки слабую.
С точки зрения западного человека, РФ – это итог поражения русских в
«холодной войне», страна «лузеров». Ее доля на рынках
высокотехнологичных и инновационных товаров (услуг) относительно
невелика. Это касается космических аппаратов, авиации и электроники,
информационных технологий и биотеха, машиностроения и станкостроения,
фармации и промышленности новых конструкционных материалов, аграрного
производства и массовой культуры. Запад смотрит на экономические
сводки: если в 2005 году вывоз углеводородов обеспечивал 59,1% экспорта
РФ, то прогноз на 2008 год – все 67,1% (официальные данные
Центробанка РФ). Если бы цена на нефть осталась на уровне 2005 года,
платежный баланс РФ из-за нарастания импорта уже был бы дефицитным, и
Москве пришлось бы идти на болезненную девальвацию рубля.
Запад рассуждает так: «Русские не сумели создать действующей
национальной инновационной системы, сравнимой не то, что с американской
– но даже с китайской. Они по-прежнему тонут в коррупции и
неэффективности своего административного аппарата. Они по-прежнему (в
основной массе) довольно бедны, а к тому же – явно теряют навыки
квалифицированных работников. В военном плане РФ резко уступает США, не
имея мощных морского и воздушного флотов – инструментов проецирования
силы на огромные расстояния. В глобальном информационном поле РФ –
также малозаметный игрок. Как такая страна может учить нас жизни?»
Есть и сопутствующие обстоятельства: странам старого Запада не
хочется впускать в свой круг «принимающих мировые решения» новых
членов. Особенно Китай, который считается главным конкурентом США за
место на глобальном Олимпе. Но главное – все же облик предлагающего.
Если тот, кто выдвигает такие планы, не может решить собственных
проблем на своей территории – не помогут никакие интеллектуальная
красота и логичная стройность предложений. Здесь – именно тот случай.
Чтобы набрать международный авторитет, необходимо стать реальной силой
планетарного значения. Показать всему миру, как ты можешь решать
проблемы мирового значения у себя дома.
ПОКАЖЕМ, НА ЧТО МЫ СПОСОБНЫ!
В этом контексте можно вспомнить и судьбу смелой идеи Владимира
Путина, выдвинутой еще на саммите G8 в 2000 году. Тогда Президент РФ
выдвинул Энергетическую инициативу: строительство по всему миру
(особенно – в бедных странах) сети атомных реакторов второго поколения
типа «БРЕСТ». Тех, что взрывобезопасны, могут работать на природном
уране и при этом – не нарабатывают оружейного плутония.
В мировом масштабе это была действительно полезная и нужная
инициатива, но Запад ее заблокировал. Нам дали понять: «Коли ваши
реакторы (что вы предлагаете строить в том числе и на западные деньги)
– такая отличная вещь, почему они массой не строятся в самой РФ?»
Давным-давно, самым что ни на есть опытным путем установлено: идти на
мировые форумы с предложениями вроде «У нас есть отличные проекты, но
нам нужны ваши деньги» – бесполезно. Все это обычно отвергают и не
замечают. Точно так же Европа, скажем, отвергла предложения РФ
создавать систему ПРО на основе не американской техники, а наших
комплексов С-400. Или попытки ельцинской власти предложить совместную
программу по созданию нового космического челнока с воздушным стартом
на базе разработок НПО «Молния» и КБ имени Антонова. Давно понятно:
сначала нужно сделать что-то самим, реально и ошеломительно для всего
мира – а потом уже формулировать предложения. Именно так поступал СССР,
сначала собственными силами создавая и ставя «на конвейер» космические
ракеты или атомные станции – и только после выдвигая инициативы.
Недавно вице-премьер И. Шувалов на экономическом форуме в Петербурге
произнес замечательные слова о том, что русским не надо догонять Запад,
обрекая себя на вечное отставание, а надо работать на опережение. Но
как? Ответа пока нет. Все говорят о «Плане 2020» – но этого плана до
сих пор нет даже в черновом варианте. Для Запада же все это – четкий
сигнал: «У Москвы все еще нет собственной стратегии
инновационно-прорывного развития».
Пока мы не навели порядок в собственном доме, нам сложно будет
убедить партнеров по G8 принять наши рецепты решения мировых проблем. И
вполне разумные предложения России на саммите «восьмерки» звучали бы
куда весомее, имей Москва в активе несколько крупных и успешных
проектов инновационного развития. Самых разных: хоть создания
космических транспортных систем нового поколения, хоть развертывания
сети биоэкополисов и биотехнопарков. Продемонстрировав миру, на что
способна Россия, мы заставили бы остальной мир считаться с нашим
мнением.
Пока же глобальные предложения Москвы, увы, повторяют судьбу русских
предложений на мирном конгрессе в Женеве в 1909 году. Они представляли
собой замечательный памятник политической, философской и юридической
мысли, однако не спасли мир от Первой мировой войны, которая затем
вылилась во Вторую. Вот и сейчас следует ждать разрушительного
глобального – и системного кризиса. Только после него начнется поиск
новой архитектуры миропорядка. Вот к чему нужно готовиться сегодня
Русскому миру.