17 октября под Читой разбился истребитель МиГ-29
российских ВВС. Выживший пилот был доставлен в госпиталь. Обошлось без
жертв - машина упала в болотистой местности в 40 километрах от города.
Причиной военные назвали отказ системы выпуска закрылков. Впрочем, это
происшествие с МиГами - не первое в нынешнем году...
Для советской авиации МиГ-29 - машина без преувеличения
знаковая. Самолет был разработан 30 лет назад, и фактически
позиционировался как ответ американскому тактическому истребителю F-16,
обладавшему весьма внушительными по тем временам характеристиками. В
конкурсе на разработку, помимо ОКБ "МиГ" также участвовали не менее
именитые конкуренты - ОКБ Сухого и ОКБ Яковлева. Основной задачей,
возлагавшейся на новый самолет, было обеспечение противовоздушной
обороны небольших территорий, стратегически важных объектов и войсковых
групп.
Модель, представленная конструкторами Гуревича, обладала не только
высокой маневренностью, но и уникальными характеристиками системы
управления вооружением. В частности, на МиГ-29 был реализован
специальный режим "ближний бой". То есть потенциальная цель, вошедшая в
специальную зону, "захватывается" радиолокационным или
оптико-электронным комплексами, и высвечивается на индикаторе на
лобовом стекле. Благодаря этому самолет способен с высочайшей точностью
атаковать как видимые, так и невидимые цели. Причем, практически в
любых метеоусловиях.
Самое большое преимущество МиГ-29 перед машинами аналогичного
класса - так называемая нашлемная система целеуказания и ракеты
ближнего боя с широкоугольной головкой самонаведения (самолет способен
нести до 6 таких ракет). Эти качества делали МиГ-29 весьма опасным
соперником. Характерно, что даже бывший начальник управления ВВС США
признал, что "миллиарды долларов, потраченные на разработку F-4 и F-15,
ничего не стоят в ближнем бою с противником, имеющим ракету с
широкоугольной головкой и нашлемной системой целеуказания".
В 1995 году американские военные даже вели переговоры о приобретении
этой ракеты для вооружения истребителей F/A-18 и F-15. Обсуждался также
вопрос о программах совместных исследований ГМКБ «Вымпел» и
американских фирм по их технологиям и конструированию. Факты весьма
показательные, поскольку "потенциальные противники" весьма нечасто
совместно работают над оружием, которое гипотетически может быть
направлено друг против друга.
Характерно, что своеобразная "гонка" между советскими и
американскими конструкторами, занимавшимися разработкой самолетов этого
класса, продолжалась не одно десятилетие. И своеобразную точку в этой
бескровной борьбе поставили именно наши соотечественники, разработавшие
в конце 80-х истребитель-перехватчик Су-30. Это заставило американцев
отказаться от дальнейшей модернизации А-15 и взяться за разработку
принципиально новой модели - F-22.
Летно-технические характеристики МиГ-29: Экипаж: 1 или 2 человека Макс. скорость у земли: 1500 км/ч Макс. скорость на высоте: 2450 км/ч Боевой радиус: 700 км Дальность полёта: 2230 км Практический потолок: 18000 м Скороподъемность: 19800 м/мин |
Первый
полет МиГ-29 был совершен 6 октября 1977 года, а серийное производство
началось 1982 году на базе московского завода №30 ("Знамя труда"). В
ВВС СССР самолеты начали поступать в августе 1983 года, а первой
зарубежной страной, закупившей этот самолет, стала Индия.
Несмотря на солидный возраст, МиГ-29 и сегодня остается одним из лучших
в своем классе. Существует множество модификаций этого самолета.
Начиная с учебно-боевых, заканчивая палубными и экспортными. Последние,
к слову, долгое время комплектовались ракетами с ухудшенными
характеристиками.
Сегодня МиГ-29 стоит на вооружении около 30 стран. Причем, он успел
"отметиться" во многих известных войнах и локальных конфликтах. Правда,
в некоторых случаях достойно проявить себя так не смог.
Так, во время войны в Персидском заливе в 1991 году иракская армия
обладала примерно сорока МиГ-29, считавшимися самыми современными
самолетами ВВС этой страны. В первую же ночь войны, согласно
свидетельствам американских пилотов, иракский МиГ-29 случайно сбил
своего же товарища. Именно этому самолету также приписывают победу в
воздушном бою над британским "Торнадо". Правда, доподлинно это не
доказано. Самолет с таким серийным номером числится пропавшим, а
официальные источники не подтверждают, но, вместе с тем, и не
опровергают факт его уничтожения иракцами.
По иронии судьбы, в эфиопско-эритрейской войне 1998-2000 годов в
африканском небе по разные стороны баррикад встретились самолеты двух
известных советских конструкторских бюро. Причем, партию МиГ-29 Эритрея
закупила практически в тоже время, когда Эфиопия приобрела в России
Су-27. Победителем в этом противоборстве стали не МиГи, а "сушки",
сбившие, по различным оценкам, 3 или 4 самолета противника. Таким
образом, Эритрея потеряла не только часть спорных территорий, но и
новую военную технику. Впрочем, сложно сказать, что же на самом деле
сыграло в этом решающую роль - техническое превосходство или уровень
подготовки летчиков.
Показательно, что падение МиГ-29 под Читой - не первое в этом году. 12
февраля на аэродроме "Жетыген" в Казахстане разбился учебно-боевой
истребитель МиГ-29УБ Вооруженных сил этой страны. Правда, в отличие от
российского коллеги, один из казахстанских пилотов погиб. В момент
катапультирования на 12-й минуте полета самолет резко накренило влево,
и выстрел кресел произошел в сторону земли. Второй пилот отделался
переломом ноги. Катапультирование происходило на высоте всего 100-150
метров, поскольку летчики до последнего пытались спасти машину.
Это происшествие казахские военные расследовали совместно с россиянами,
и пришли к выводу, что причиной трагедии стали неполадки в системе
электроснабжения. То есть во время полета отказал блок регулирования и
защиты, произошло снижение напряжения и, как следствие, снизилась тяга
правого двигателя, из-за чего продолжать полет было невозможно. Этот
инцидент специалисты назвали "непрогнозируемым". И, что характерно,
признали, что оба двигателя находились в отличном состоянии.
Всего двумя неделями ранее, 29 января 2008-го, МиГ-29 потеряли ВВС
Азербайджана - самолет упал в Каспийское море в 60 километрах от
побережья. Пилоты Фахраддин Аскеров и Афган Асланов погибли. Причины
этого инцидента назывались самые разные. Некоторые эксперты утверждали,
что самолет упал из-за сложных метеоусловий, другие ссылались на
недостаточную подготовку пилотов, а также солидный возраст самолета. И
уж совсем интересен тот факт, что до этого машина была отремонтирована
и модернизирована на украинском авиаремонтном заводе, когда как
разработчики категорически советуют доверять эту работу только своим
специалистам. Там же, кстати, успел побывать на ремонте и казахстанский
истребитель.
Из всех трех эпизодов, произошедших в этом году с МиГ-29,
российский, если можно так выразиться, наиболее удачный. Машину,
конечно, спасти не удалось, зато пилот остался жив. Он же, кстати, и
сообщил причину инцидента - отказ системы выпуска закрылков.
|
Разбившийся под Читой МиГ-29. Кадр телеканала "Вести 24" |
Закрылки
- это только на первый взгляд не самая значительная часть самолета. В
убранном состоянии они являются продолжением поверхности крыла, а в
выпущенном состоянии могут отходить от него с образованием щелей. Они
используются для улучшения несущей способности крыла во время взлета,
набора высоты, снижения и посадки, а также при полете на малых
скоростях. При выпуске закрылков увеличивается кривизна профиля и, в
некоторых случаях, площадь поверхности крыла, а, следовательно, и
подъемная сила.
Впрочем, если для некоторых моделей самолетов поломка закрылков
- случай фатальный, для иных посадка без них допускается даже
техническими характеристиками. И тому есть практическое подтверждение.
Так, в августе 2006 года пилотам авиакомпании "Сахалинские авиатрассы"
удалось посадить Boeing 737 с заблокированными закрылками в аэропорту
Южно-Сахалинска. Пилоты были готовы к этому, поскольку летный состав
этой авиакомпании каждые полгода проходит тренировку на тренажере в
США, где отрабатываются действия экипажа в особых случаях. Впрочем,
когда речь идет о военной технике, ситуация может быть совсем иной.
Делать какие-либо выводы по поводу падения МиГ-29 пока рано, поскольку
расследованием происшествия пока еще только занимается специальная
комиссия. Ей, в частности, предстоит расшифровать данные так
называемого "черного ящика", который был найден в районе падения
самолета.
Но все же до сих пор точно не ясно, приостановлены ли полеты этого типа
самолетов. Одни источники утверждают это, другие - категорически
опровергают. Впрочем, если действительно приостановлены, то возникает
вполне резонный вопрос - каким образом МиГ-29 вернутся из Белоруссии,
где они представляют российскую авиацию на совместных учениях "Осень -
2008"?
Андрей Федоров
http://lenta.ru/articles/2008/10/20/mig/