Президентским указом отменена прежняя концепция, которая была принята в
конце 1997 года и несколько модернизирована в начале 2000 года. Кроме
того, руководителю Совета безопасности предписано ежегодно отчитываться
перед президентом о состоянии национальной безопасности.
О подготовке новой стратегии стало известно еще в сентябре 2004 года. Тогдашний глава Совбеза Игорь Иванов
заявил, прежняя концепция свою задачу выполнила, а теперь Россия
столкнулась "с новыми угрозами, которые требуют новых подходов".
Итоговый документ объединяет в себе основные положения концепции
социально-экономического развития страны до 2020 года и новой военной
доктрины, принять которую планируется до конца 2009 года.
Стратегические угрозы
В преамбуле утверждается, что Россия преодолела последствия
системного кризиса, связанного с распадом Советского Союза,
ликвидировала угрозу сепаратизма и начала восстанавливать свое влияние
на международной арене. Авторы документа отмечают, что в условиях
глобализации доминирование структур НАТО в евро-атлантическом регионе
несет угрозу международной безопасности, и полагают, что в долгосрочной
перспективе мировую политику будет определять борьба за энергоресурсы,
в том числе в таких регионах, как Ближний Восток, Арктика, бассейн
Каспийского моря и Центральная Азия. В этой связи подчеркивается
опасность военного решения конфликтов и нарушения сложившегося баланса
сил у границ России и ее союзников.
Также в документе указывается на риски, связанные с увеличением
количества стран, обладающих ядерным оружием, и размещением
американской ПРО в Европе. Вместе с тем в стратегии признается, что
последствия мировых экономических кризисов теперь сравнимы "с
масштабным применением военной силы". В области внешней политики Россия
будет придерживаться принципов прагматизма с целью исключить "затратную
конфронтацию", в том числе и гонку вооружений. При этом Россия будет
стараться поддерживать паритет с США в области стратегических
наступательных вооружений с минимальными затратами.
Внешнеполитическим приоритетом названо сотрудничество со
странами СНГ. В отношениях с НАТО "неприемлемым" будет считаться
продвижение военных структур альянса к российским границам и его
попытки выполнять глобальные функции без учета сложившихся норм
международного права. Что касается США и Евросоюза, то Россия
заинтересована в равноправном партнерстве в тех областях, где имеются
общие интересы, но основное внимание будет уделяться евразийскому
пространству и выстраиванию многополярной архитектуры международных
отношений.
Под непосредственной военной угрозой в документе
подразумевается "политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная
на достижение преобладающего превосходства в военной сфере" с помощью
высоких технологий. В числе угроз национальной безопасности также
перечисляются деятельность спецслужб иностранных государств, терроризм,
экстремизм и организованная преступность. В документе признается
необходимость обустройства высокотехнологичной границы с Казахстаном,
Украиной, Грузией и Азербайджаном, а также усиление эффективности
охраны границы в Арктике, на Дальнем Востоке и на Каспии.
Национальные интересы
С учетом складывающейся в мире ситуации стратегия определяет в
качестве долгосрочных национальных интересов развитие демократии и
гражданского общества, повышение конкурентоспособности национальной
экономики и превращение России в мировую державу. Приоритетами для
обеспечения национальной безопасности в документе названы "национальная
оборона, государственная и общественная безопасность". Кроме того, по
мнению авторов стратегии, укреплению национальной безопасности будут
способствовать улучшение качества жизни граждан, экономический рост и
укрепление роли государства в науке и гуманитарных областях, а также
поддержание благоприятной экологической обстановки.
Для повышения качества жизни граждан в стратегии предлагается
сократить социальное и имущественное расслоение и стабилизировать
численность населения. Для этого предполагается активизировать борьбу с
оргпреступностью, коррупцией и наркоманией. Кроме того, авторы
документа особое значение придают "продовольственной безопасности" и
обеспечению населения доступными лекарствами.
Достижение экономического роста в рамках стратегии видится
следующим образом: чтобы войти в пятерку мировых лидеров по объему ВВП,
надо развивать инновации, повышать производительность труда и осваивать
новые источники ресурсов. При этом главным риском в этой области
названо сохранение экспортно-сырьевой ориентации экономики и, как
следствие, ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры.
Также отмечается сохраняющаяся неравномерность в уровне
развития различных регионов; риск возникновения дефицита энергетических
ресурсов; необходимость формирования базовой инфраструктуры в Арктике,
Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Все эти задачи авторы документа
предлагают решать с помощью усиления государственного регулирования
экономики.
Гуманитарное
Для предотвращения технологического отставания предлагается
увеличить в научной и образовательной сферах роль государства, которое
будет определять приоритетные для национальной экономики направления. В
области здравоохранения одной из основных целей названо увеличение
продолжительности жизни, а угрозой этой цели - низкое качество
медицинского обслуживания.
К угрозам национальной культуре авторы документа причислили
"засилие продукции массовой культуры, ориентированной на духовные
потребности маргинальных слоев", а также "попытки пересмотра взглядов
на историю России, ее роль и место в мировой истории". В качестве
противовеса этим угрозам предусматривается, например, развитие
"самобытных культур" народов России и "формирование государственного
заказа на создание кинематографической и печатной продукции,
телерадиопрограмм и интернет-ресурсов".
Тактико-технические характеристики
Определять состояние национальной безопасности будут по следующим параметрам:
- уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
- децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченного населения);
- уровень роста потребительских цен;
- уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
- уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры,
образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего
продукта;
- уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
- уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.
Способ определения двух последних параметров в документе не
указывается. Также в нем не приводятся показатели, которые могли бы
расцениваться как критические для национальной безопасности и требующие
от государства принятия безотлагательных мер.
В прежнем стратегическом документе, который назывался "Концепция национальной безопасности",
способы преодоления имеющихся проблем были прописаны в общих словах и
выражениях. При этом нельзя не отметить, что список основных угроз для
России за прошедшее десятилетие почти не изменился. Вот, для примера,
некоторые из рисков, перечисленных в концепции 1997-2000 годов:
технологическое отставание, сокращение ВВП; сепаратизм, терроризм,
отсутствие единого правового поля, рост преступности и коррупции;
социальное расслоение общества, кризис системы здравоохранения и
соцзащиты, алкоголизм, сокращение рождаемости; расширение НАТО, утрата
российского влияния в мире, возникновение вооруженных конфликтов у
границ России.
Как видно, если часть внутриполитических угроз удалось
ликвидировать, то внешнеполитические вызовы остались прежними, и к ним
добавились опасности, которые несут мировые экономические кризисы.
Примечательно, что ни в прежнем, ни в новом документе не упоминаются
средний класс и либеральные идеи - основы западной демократии, зато в
стратегии до 2020 года развитие гражданского общества относится к сфере
долгосрочных национальных интересов.
Кроме того, в новом документе не упоминается слово "бизнес", но
говорится о совершенствовании государственно-частного партнерства в
гуманитарных областях. Также частников предполагается привлекать для
развития инфраструктуры в отдаленных регионах. В концепции же бизнес
упоминался как один из коррупциогенных факторов. С другой стороны
частные капиталы предлагалось привлечь для повышения
конкурентоспособности национальной экономики и говорилось о поддержке
государством частного предпринимательства в тех случаях, если оно
способствует росту общественного благосостояния.
Как это выглядит у других
Стратегия национальной безопасности, конечно, не является российским
изобретением. Но оформлять ее в виде документа, доступного широкой
публике, стали относительно недавно. Так, например, стратегия нацбезопасности США
была принята в 2002 году и обновлена в 2006 году. Она предусматривает
распространение в мире эффективной (с американской точки зрения)
демократии и борьбу с режимами, составляющими пресловутую "ось зла".
Для нейтрализации внешних угроз в рамках "доктрины превосходства" США
считают возможным нанесение превентивных ударов в сочетании с
экономическим давлением.
В марте 2008 года обновила
свою стратегию национальной безопасности Великобритания. В Лондоне
решили учить британских граждан бороться как со стихийными бедствиями,
так и с терактами. Кроме того, жители страны получат доступ к
"национальному реестру потенциальных рисков". Поскольку глобальных
задач перед собой Великобритания уже не ставит, ее внешнеполитические
усилия сводятся к сокращению ядерных вооружений в мире.
В феврале 2009 года концепция национальной безопасности появилась
и у российского союзника Киргизии. В числе угроз были названы
терроризм, экстремизм и "обострение водно-энергетических проблем" в
регионе. Социальную напряженность в условиях экономического кризиса
киргизские власти намерены преодолевать с помощью российского кредита
на 300 миллионов долларов. Характерной национальной особенностью в этой
стране является борьба с растущим влиянием религиозных организаций,
которое представляет угрозу светскому характеру государства.
Следует отметить, что все эти концепции, стратегии и доктрины
являются лишь отражением воззрений правящей элиты, но отнюдь не
практическим руководством к действию. При наступлении форс-мажорных
обстоятельств у политиков зачастую не остается времени на долгие
раздумья, и результаты их деятельности в результате могут сильно
расходиться со намеченными целями и задачами.
Из российской же стратегии можно сделать вывод о том, что
государство в лице высшей бюрократии и чиновничества окончательно
вернулось к своей патерналистской сущности. Власть и впредь намерена
определять тенденции общественного развития вместо того, чтобы
ограничиться функциями регулятора и верховного арбитра. Впрочем, при
таком раскладе не до приумножения богатства - сохранить бы то, что
есть.
Андрей Кузнецов