Такую "реформу" армии надо остановить Руководитель Центра военного прогнозирования, профессор, член-корреспондент Академии военных наук Анатолий Цыганок: о российских базах на Кубе и в Венесуэле и о том, что офицеров надо оставить в покое.
- Очередной пуск «Булавы» оказался неудачным. Из 10-ти стартов 5 забракованы. В чем причина?
- Все, что прогнозировалось руководством Московского института теплотехники, оказалось неэффективным. 10 лет назад именно благодаря усилиям этого института Миасский завод приборостроения в Челябинске, который занимался пусками ракет «с воды», был закрыт. Вывод таков – третий год ракетный крейсер «Юрий Долгорукий» будет находиться на воде, но не будет иметь вооружения. Видимо, надо принимать кардинальное решение – как бы то ни было, отказаться от услуг Московского завода теплотехники и вновь передать этот вопрос в ведение Миасского завода приборостроения.
- Но кадры ушли, утрачена база, впрочем, как и не только в Челябинске.
- Ситуация такова, что мы теряем кадры. А проблему могут решить только специалисты, которые еще раньше работали на заводе. Средний возраст инженерно-технических сотрудников и рабочих на предприятиях ВПК составляет 55 лет! Значит, надо менять саму систему подготовки. ВПК должен пользоваться приоритетной государственной поддержкой. Нужно лишить возможности зарабатывать деньги этих бизнесменов от оборонки.
- Как идет перевооружение российской армии?
- Плохо. Не вижу оптимизма на фоне такой перестройки армии. Правительство не понимает, что одновременно проводить военную реформу и перевооружаться нам силенок не хватит. К сожалению, министр обороны не является экспертом в военных делах, а только решает проблемы бизнеса. По моему мнению, кардинальная реформа, предлагаемая министром обороны, должна быть прекращена. Я сторонник реформы вообще, поскольку моя последняя должность в Минобороны – эксперт-специалист Комитета по военной реформе при Госсовете СССР. К сожалению, все реформы превратились в сокращение армии. Из 3 млн 600 тыс. сначала сделали 1 млн 100 тыс., а сейчас хотят сделать 1 млн.
Проблема в том, что нужно четко и откровенно определить, кто наш противник. Когда мы имеем ядерное вооружение и говорим, что главным врагом для России является терроризм, это бред. Будем использовать ядерное оружие против террористов? Если имеем ядерное оружие, основным противником, для которого оно предназначено, могут быть США, Китай. И об этом надо говорить конкретно и не лавировать.
- Ваш взгляд на отказ от системы военных округов.
- Я категорический против того, что должны остаться военные округа. Согласен с генералом Балуевским, и считаю, что военные округа как таковые не должны уже жить. Дело в том, что мы забыли опыт стратегических командований, которые в 1985 г. были разработаны Огарковым. Все хорошо понимают, что на любых учениях собирают в штабе моряков, летчиков, ракетчиков и т.д. После учений они все разбегаются по «национальным квартирам», и мы опять повторяем ошибку 91-го года, ведь фронт как таковой моментально не сможет командовать. Должны быть живые оперативные командования в настоящем времени, которым будут подчиняться все войска.
- Ваша оценка главного события уходящего года – войны в Южной Осетии?
- В ходе операция по принуждению Грузии к миру проведены полномасштабные воздушные и наземные сражения, полномасштабная информационная война. Война на Южном Кавказе стала реальным полигоном для проверки в боевых условиях теоретических положений натовской военной мысли и устарелой российской военной мысли. Войну Грузии против Южной Осетии можно рассматривать как новый тип войн, характерных на постсоветском пространстве, когда Россия воевала с армией, располагающей натовским вооружением и подготовленной специалистами НАТО. В тяжелейших условиях Россия смогла с Рокского перевала за сутки нарастить группировку войск, превысив грузинские войска. В этих сложных условиях хорошо воевали роты и батальоны. Не дивизии и не штаб Северо-Кавказского военного округа, а именно роты и батальоны практически спасли эту войну.
Уникальность ситуации заключается и в том, что Генштаб в то время не имел возможности командования – война шла на уровне полков и батальонов. Главное оперативное управление и Главное мобуправление Генштаба ВС РФ 8-го августа находились «на ящиках», и только 9-го числа было восстановлено управление войсками. Это самый главный урок: Генштаб, который кичился двойным–тройным управлением, на самом деле в начале войны не был готов к реальному управлению войсками.
Есть и другие уроки. Почему Россия не использовала высокоточные боеприпасы, состоящие у нее на вооружении? Только потому, что отсутствовала система ГЛОНАСС. Это однозначно. Без корректировки не могли наводиться самолеты. Отсутствовали беспилотные летательные аппараты, которые корректируют огонь. Вторая проблема – отсутствие войсковой авиации. Обратите внимание – 8-10 августа действовали не армейская авиация, а два авиаотряда ФСБ в интересах армии. Ситуация уникальна! Поэтому уже сейчас должна быть восстановлена система армейской авиации, которая должна быть придана войскам.
И третий урок – отсутствие разведки, целеуказания, средств наведения и т.п. Надо переводить взводы, роты, батальоны и полки на цифровые технологии. Американцы уже 10 лет переводят войска на цифровые технологии, французы – 8 лет, немцы – 7. Главный принцип ведения современного боя один – чем быстрее солдат увидит противника, тем быстрее его поразит.
Минобороны объявило, что средства связи переведут на цифровые технологии в 2015 году. А надо уже сейчас все вооружение и разведку переводить на цифру, потому что в 2015 году может быть поздно.
Солдат, лейтенант, командир батальона должны корректировать артиллерию и авиацию в той или иной ситуации. Этого невозможно без развития военной науки. В этом плане решение превратить военные академии и училища в 10 учебных центров нецелесообразно и бесполезно. В конце концов, сокращение военной науки – это нож в горло армии. ВУЗы нельзя убирать из Москвы и Санкт-Петербурга. Но министра обороны интересуют только земли в столицах, а не потеря военной науки.
- Что нужно сделать, чтобы остановить разрушение военного потенциала России?
- Прекратить сокращение офицерского состава, не увольнять офицеров. Министр обороны сказал, что готов участвовать в трех войнах мировых и одной локальной, в чем я глубоко сомневаюсь. Нужно, действительно, иметь сокращенные, кадрированные части. В Генштабе не понимают, что войска постоянной боевой готовности вступят в бой сразу же. Те же самые контрактники будут гибнуть, но дадут возможность отмобилизоваться. Войну ведь ведет нация! В этом случае нужно иметь полностью офицерский и сержантский состав.
И вторая проблема: назрело обучение сержантов по курсу военных училищ, потому что, на мой взгляд, сержант и офицер – равнозначные должности. Сержант должен заменить в бою офицера взводного, ротного и, может быть, батальонного звена, должен иметь нормальную общевойсковую подготовку. К сожалению, мы до сих пор учим сержанта за полгода. Это бред. В советское время каждая дивизия готовила себе сержантов. Мы набирали 250 человек, и из них только лидеры – 65-70 человек становились сержантами, остальные шли ефрейторами. Каждая дивизия готовила себе лидеров. На это способен не каждый сержант. А во время войны только лидер поведет за собой. Поэтому многие контрактники-сержанты не стоят тех денег, которые им выплачивают.
- Каковы шансы на возобновление боевых действий на Кавказе и обострение отношений между Россией и Украиной?
- Возможны новые боевые столкновения между Грузией и Россией. В Ленингорском районе Южной Осетии сейчас действуют диверсионные группы Минобороны и МВД Грузии. Пока силы Южной Осетии не в состоянии предотвратить диверсии. Но считаю, что пока Барак Обама не вступит в должность президента США в полной мере, нельзя принимать решение. Известно, что он несколько критично относится к Саакашвили и может изменить свое мнение о нем. Тогда в Грузии сменится президент и сама ситуация. Большая часть грузинского населения поддерживает Саакашвили. Мне приходится часто бывать в Тбилиси – ситуация мне известна.
Полагаю, что натовцы преднамеренно сделают еще одну болевую точку для России на Кавказе. Ведь можно было не давать Грузии тяжелую технику и вооружение, но угрозу для России создавали преднамеренно.
Если говорить об Украине, то еще в 90-х гг. никто бы и не подумал, что российская и украинская армия могли бы воевать друг против друга, поскольку мы учились в одних военных училищах и академиях. Но спустя 18 лет большая часть военных училищ Украины находится во Львове. Офицеры Украины от лейтенанта до подполковника воспитывались уже своей властью, и достаточно жестко относятся к России.
Если Украина вступает в НАТО, мы не подписываем с ней «Большой Договор», ставим вопрос о выходе Крыма. Два месяца назад меня буквально поразило сообщение о том, что Западный военный округ Украины переводят на Восток, а части Восточного округа перебрасывают на Запад. Мне известно, что многие офицеры не хотят переезжать в Западный округ. Это говорит еще и том, что все идет к расколу Украины. Если говорить о Черноморском флоте, то, как бы Украина ни хотела увеличить плату за аренду баз ЧФ, Россия не пойдет на это.
- Стало известно, что США предоставят Украине боевые фрегаты с американскими экипажами.
- Нельзя забывать о возможностях турецкого флота. Дело в том, что Турция заинтересована в конвенции Монтрё, которую США придется фактически нарушить. И Россия, и Турция категорически против того, чтобы страны НАТО проводили учения в Черном море, и не хотят, чтобы американские корабли присутствовали здесь. Ситуация сложная. Нас вынуждают бороться и с фрегатами. Но на любой шаг есть противодействие. Наверное, мы чаще будем ходить в Венесуэлу. Тем более, на территории Венесуэлы и Кубы, как мне кажется, будут готовы две базы. Америка имеет противоракеты на Аляске и в западной части, но не на востоке и не на юге. Видимо, мы будем чаще совершать походы Северным и Черноморским флотом, выходить в Средиземное море, используя базы в Тартусе (Сирия) и Бизерте (Тунис). В целом ситуация зависит от того, как себя поведут два президента – Обама и Медведев. Все остальное вторично.
Юрий Котенок
Постоянный адрес :
http://segodnia.ru/index.php?pgid=2&partid=41&newsid=7450
Добавлено (18.02.2009, 12:04)
---------------------------------------------
«Честь» и «Достоинство» — в рыночный оборот
В условиях безудержного продвижения НАТО к границам России руководство РФ декларирует благие намерения энергично повышать обороноспособность страны, а министр обороны г-н Сердюков усердно занялся реформой Вооруженных cил.
Применительно к борьбе против экономического кризиса в правительстве говорят, что действовать надо быстро, но осторожно. Но используется эта формула только для банковской системы. А вот применительно к Вооруженным cилам «реформаторы» рубят шашкой налево и направо. Ничего нового в этом нет. Со времен безоглядного бегства армии РФ из Восточной Европы сутью «реформ» всегда было сокращение Вооруженных сил.
Между тем речь впору вести не о «реформах», а о восстановлении армии из руин, оставленных предыдущими «преобразованиями». Дело дошло до признания начальника Генерального штаба, что в начале войны с Грузией пришлось поспешно искать офицеров и генералов, способных управлять войсками в бою. Хотя обучать войска и готовить командиров к управлению подразделениями и частями в бою – одна из основных задач штабов, в том числе и Генерального штаба.
Между тем то, что хотят сделать с Генеральным штабом, нельзя назвать иначе, как уничтожением органа стратегического звена управления страной и Вооруженными cилами. Планируется сократить мозговой центр Вооруженных сил – Главное оперативное управление (ГОУ) – с 560 до 220 человек. Утверждают, что это делается, дабы разместить в кабинетах офицеров ГОУ несколько десятков советников и советниц министра обороны в возрасте от 22 до 40 лет, а также и часть служащих Внешторгбанка-24.
Боюсь, что не только министр обороны г-н Сердюков, но и общество в целом не в полной мере представляют себе значения Генерального штаба для обороноспособности страны. Это не просто бюрократическое учреждение. Это орган, обеспечивающий колоссальных размеров и важности работу по подготовке страны и армии к возможной войне, к переводу страны с мирных рельсов на военные.
Главное оперативное управление занимается созданием и управление развертыванием группировок войск на стратегических и операционных направлениях, созданием и поддержанием в постоянной готовности системы пунктов управления страной и Вооруженными силами. Все виды и рода Вооруженных сил действуют по планам и под руководством Генштаба. Например, все знают о Ракетных войсках стратегического назначения. Но мало кто знает, что планированием объектов для ударов занимаются не сами РВСН, а соответствующее управление Генштаба.
Не менее важные функции у Главного организационно-мобилизационного управления (ГОМУ). Оно планирует все: какой завод на какую продукцию военного времени должен переключиться, какие материальные ресурсы должны быть доставлены в какие места, как будет проходить мобилизация и куда будет направляться пополнение. Чтобы представить себе масштабы этой деятельности, достаточно сказать, что мобилизации подлежит до 20% трудоспособного населения страны. В случае России это от 10 до 15 миллионов человек. И нужно предусмотреть не просто их призыв, но и заблаговременное обеспечение их подготовки, предоставление обмундирования, транспорта, оружия, питания, сосредоточение войск, их слаживание, осуществление марша в районы развертывания и само развертывание, постановку стратегических и тактических задач.
И это только малая часть того, чем обязан заниматься Генеральный штаб. Однако «реформаторы» намерены «урезать» ГОУ и ГОМУ. И это при том, что каждый офицер этих управлений – это «штучная категория», он ведет крупное направление. Это очень опытный офицер, который как минимум командовал полком, а то и дивизией. Подготовка офицера Генштаба занимает 8–10 лет. Дублеров у них нет. Уволить такого офицера – значит отказаться от каких-то жизненно важных функций по переводу страны на военные рельсы. А тут предлагается одним махом уволить 340 этих специалистов высшей квалификации.
В Швеции, где постоянной армии нет, система отлажена настолько, что через два часа после объявления мобилизации в строй становится 100% призывного состава. У нас же сейчас настолько все разрушено, что мобилизация будет полной катастрофой. А намеченная ликвидация скадрированных частей (неполного состава), функцией которых является поддержание в боеготовом состоянии боевой техники, приведет к тому, что и те, кто будут мобилизованы, останутся практически без оружия.
Нынешнее руководство государства, по-видимому, всецело полагается на РВСН. Мол, пока у нас есть мощные ядерные силы, мы можем никого не опасаться. Это глубокое и опасное заблуждение. Ракетно-ядерные силы – это силы сдерживания. Использовать их в военных конфликтах или локальных войнах нельзя. Например, только что был конфликт в Закавказье. Хорошо, что у нас на Кавказе есть боеспособная группировка войск (чуть ли не единственная в стране). А если бы ее не было? Чем защищать наших граждан в Осетии и Абхазии? Межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боеголовками?
Напомним, что в 50-х годах Н.Хрущев решил одним махом «урезать» армию на 1 миллион 200 тысяч человек. Когда же в начале 60-х годов обострилась ситуация на восточных рубежах СССР, надо было создавать оборонительную группировку. Каких усилий и сколько лет для этого потребовалось! Но это было в СССР, где понимали, что такое мобилизационные ресурсы, и действовали в условиях плановой экономики. Возникни эта задача сейчас – будет полный провал.
Да и времени на это не будет. Подлетное время ракет к объектам на территории России – от 9 до 24 мин. 30 сек.
Вот время, которым располагает руководство страны для принятия решения на применение ядерного оружия. Это значительно меньше десяти часов, затраченных на поиски министра обороны после вторжения Грузии в Южную Осетию. Но это не главное. Важнее знать о плачевном состояние нашей СПРН (расшифровка специально для советников министра обороны – «система предупреждения о ракетном нападении») и принять все меры по ее восстановлению хотя бы на СВКН (для советников г-на Сердюкова – «северное воздушно-космическое направление»).
Что касается структуры Вооруженных сил, то в такой огромной стране, как Россия, война в ХХ веке велась фронтами и объединениями фронтов
. Чем же собираются отстаивать независимость страны нынешние полководцы? Семью бригадами постоянной готовности (по одной на округ)? Так ведь в США только войска специальных операций насчитывают 48 000 человек.
Этого вполне достаточно для захвата особо важных стратегических объектов на территории России. Не говоря уже о мощи всей армии США. А у нас же будет несколько бригад. Без мобилизационных ресурсов. Кто воевать-то будет?
Высшее руководство РФ на каждом углу клянется в решимости укреплять обороноспособность страны. А на деле, по убеждению офицеров и генералов Генштаба, все «заточено на окончательный развал Вооруженных сил и уничтожение Генерального штаба как органа стратегического звена управления».
А как иначе расценивать отправку в отставку начальника Генштаба генерала армии Ю.Н.Балуевского и начальника ГОУ генерал-полковника А.С.Рукшина? Их «вина» в том, что они были против сокращения Вооруженных сил без оценки угроз по стратегическим направлениям, без выработки концепции национальной безопасности и на ее основе – военной доктрины государства.
Начальник Генштаба генерал Н.Макаров с телеэкрана уверенно заявляет, что ведущие управления Генерального штаба не будут сокращаться. Между тем реально планируемые действия свидетельствуют об обратном. Ощущение такое, что функции Генштаба готова взять на себя группа гражданских советников и советниц г-на Сердюкова. Операцию на мозге армии берутся делать люди, которые не знают, что такое скальпель, но прекрасно владеют топором, а также пилой для «распила» активов Министерства обороны.
Развал Генштаба (а именно это произойдет в результате сердюковских «реформ») будет означать полную дезорганизацию управления Вооруженными силами. Армия может успешно решать задачи только тогда, когда все заранее спланировано и организовано взаимодействие по целям, задачам, рубежам и времени. Офицеры и генералы Генерального штаба не просто имеют право, а обязаны отстаивать правильность коллегиально выработанных и хорошо обоснованных решений. А ныне они знают, что любое несогласие с мнением руководства Минобороны – немедленное увольнение. Как работать в таких условиях?
Рынок в умах некоторых «вождей» России ассоциируется с базаром, где все продается и покупается. Видимо, в их шкале ценностей безопасность государства не на первом месте. Но оборона государства – не товар, а более ответственных и компетентных офицеров и генералов Генерального штаба не найти ни в одной армии мира. И ничего, кроме гнева, у них не может вызвать заявление одного из советников Сердюкова, что они (команда министра) «пришли сюда, чтобы привести в порядок эту грязную, вонючую сволочь в погонах» (цитируется дословно).
Российский Генеральный штаб имеет славные историю и боевые традиции. Это гордость государства российского, его достояние. И поганить честь и добрые имена его бывших руководителей и ныне добросовестно исполняющих свои обязанности генералов и офицеров вам, господа рыночники-»реформаторы», мы не позволим. Вода в котле уже закипела. Пар может сорвать крышку. Пора бы задуматься руководству страны над тем, что происходит в двух шагах от Кремля.
Григорий Захаров,
офицер Генерального штаба
Вооруженных сил
Российской Федерации.
http://nogylam.nnm.ru/chest_i_dostoinstvo_v_rynochnyiy_oborot