Меню сайта

Разделы новостей

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Реклама

Поиск

Статистика

Привет: Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!





Посетили сегодня:



Новые комментарии

Поддержи проект!

Если вам нравится то, что мы делаем, если всей душой вы с нами, то даже небольшая помощь от вас стала бы очень дорогим подарком для нас.

WebMoney:


R352164344452
Z333212355723
E191610722953
U175440860314
B964597373077


Яндекс-Деньги:

41001357881484

Наш фотоальбом

Новые аналитические статьи

Последние медиафайлы

Новое на форуме

Наш опрос

Россия-Беларусь! Где правда? Чья позиция вам ближе?
1. Лукашенко
2. Нейтрален
3. Медведев
[ Результаты · Архив опросов ]
Всего ответов: 349

Новости

Главная » 2011 » Март » 23 » продолжение статьи "Лживые измышления Чубайса о реформе электроэнергетики обернулись ростом энергокатастроф"
[ Добавить новость ]

продолжение статьи "Лживые измышления Чубайса о реформе электроэнергетики обернулись ростом энергокатастроф"
19:34
Почему и каким образом необходимо временно национализировать электроэнергетику

В соответствии с п. «и» ст. 71 Конституции РФ федеральные энергетические системы относятся исключительно к предметам ведения Российской Федерации. Это обусловлено их стратегической значимостью для государства, физическими, технологическими и экономическими особенностями функционирования, превращающими их в неделимые объекты, и необходимостью вследствие этого централизованного управления ими, а также финансирования и планирования их развития.

Крупнейшей системой, производившей и снабжавшей электрической и тепловой энергией значительную часть территории страны, являлась входившая в РАО «ЕЭС России» федеральная Единая энергосистема. Соблюдение упомянутой конституционной нормы гарантировало ее единство и неделимость. Упразднение РАО «ЕЭС», где правительству РФ принадлежало 52,7% акций, и передача отдельных составных частей единой энергосистемы в собственность других лиц исключили возможность дальнейшего соблюдения этой конституционной нормы, так как оказался разрушенным сам объект - предмет ведения. При этом примерно 80% генерирующих мощностей приватизировали, и значительная их часть оказалась в собственности зарубежных владельцев.

О том, что эта конституционная норма не является формальной, наглядно свидетельствуют катастрофические для страны последствия «реформы» электроэнергетики, которая свелась к децентрализации ее управления и внедрению неработающего рыночного регулятора. В результате Российскую Федерацию в лице правительства страны лишили ее конституционного права управлять единой энергосистемой, причем ущерб от последствий вынуждено компенсировать государство за счет средств налогоплательщиков.

Как отмечалось, цель «реформы» - привлечь инвестиции предложенными «рыночными» способами не достигнута. Она и не могла быть достигнута, поэтому разрушение объектов разделенной на приватизированные части системы электроснабжения будет нарастать, препятствуя модернизации экономики, росту ее энергоэффективности и конкурентоспособности.

Учитывая чрезвычайность сложившейся ситуации, необходимо восстановить организационное и технологическое единство ЕЭС. Это окажется возможным, если восстановить конституционное право Российской Федерации на управление энергосистемами путем временной национализация активов электроэнергетики с последующим после создания новой акционерной компании выкупом (денежной компенсацией) части акций нынешних энергокомпаний и/или их обменом на новые.

Национализация должна проводиться федеральным правительством совместно с администрациями регионов (далее условно - государство). Количество национализированных активов должно быть таким, чтобы вместе с активами, уже имеющимися у государства, обеспечить ему на собраниях акционеров каждого из нынешних акционерных обществ, действующих в сфере электроэнергетики, солидарно квалифицированное большинство. После этого федеральное правительство сможет восстановить организационное и технологическое единство ЕЭС и централизованное управление системой, создав для этого новое РАО «ЕЭС России». Это должен быть единый хозяйствующий субъект с прежним названием, но с новой структурой, адекватной структуре и технологии работы единой энергосистемы, которые были заложены при ее создании (подробности ниже).

Предварительно федеральное правительство должно будет в обязательном порядке внести федеральные и муниципальные участки земли, отведенные под энергетические объекты, в уставные капиталы владеющих этими объектами компаний, и получить за счет дополнительной эмиссии соответствующие пакеты акций. При этом акции, полученные в счет муниципальных участков, будут находиться в доверительном федеральном управлении. Это позволит уменьшить требуемый объем национализируемых активов. После завершения процедуры внесения государственных участков в уставные капиталы всех энергетических компаний, правительство Российской Федерации, увеличив в них свою долю, сможет на короткий срок национализировать все их имущество. И вот для чего.

Решение о том, сколько акций потребуется выкупить, должно быть принято после возврата государству его имущества. Для этого государство по договоренности с правопреемниками бывших РАО «ЕЭС России» и его дочерних региональных компаний АО-энерго или через суд в качестве Истца должно получить у Ответчиков, упомянутых правопреемников, имущество - добавленный капитал, созданный на бюджетные средства. В эти средства входят также инвестиционная компонента и абонентная плата, которую с 1993 г. выплачивали в тарифах потребители электроэнергии. По оценкам, их сумма достигла 20 млрд. долларов, и на долю «бюджетников» приходится примерно 20%. Однако израсходовали целевым образом не более половины этой суммы. Созданное на эти средства имущество, а также остатки средств в нарушение п. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, запрещающего внесудебное отчуждение собственности, были присвоены РАО «ЕЭС» и его «дочками». При этом имущество, созданное на средства организаций, финансируемых из бюджетов - федерального и субъектов Федерации, присвоено ещё и в нарушение Бюджетного кодекса, запрещающего нецелевое использование бюджетных средств.

Возврат имущества должен производиться передачей соответствующих пакетов акций из располагаемых упомянутыми правопреемниками, а при их недостаточности - соответствующей переоценкой уставных капиталов и акциями дополнительных эмиссий. Небюджетные организации - потребители электроэнергии могли бы передать право владения или временного управления на незаконно отчужденную у них таким образом собственность государству.

Руководство РАО «ЕЭС» настойчиво добивалось правительственного решения о первичной и дополнительной эмиссии акций всех новых компаний энергохолдинга для последующей продажи акций дополнительной эмиссии, а вырученные деньги - Чубайс говорил об 1 трлн. рублей - обещало использовать для инвестиций. Но ведь все активы этих компаний солидарно принадлежали акционерам РАО «ЕЭС», одним из которых являлось государство, а уставные капиталы новых образований большей частью или полностью сформированы из активов материнской компании энергохолдинга. Эти активы представляли собой добавленный капитал, многократно превышавший уставный капитал РАО «ЕЭС». По оценкам, до создания новых компаний он в 4-5 раз превышал сумму уставных капиталов всех входивших в него акционерных обществ.

Добавленный капитал появился в результате переоценок первоначальных основных фондов, создания новых фондов, накопления нераспределённой прибыли и передачи энергохолдингу госимущества, и, конечно же, принадлежал всем акционерам. К концу 2006 г. только чистая нераспределенная прибыль превысила 745 млрд. рублей. Часть ее составила не использованная целиком по назначению инвестиционная компонента, заложенная в тарифе и почему-то причисляемая к прибыли. На самом же деле, по сути, это не предусмотренный Налоговым кодексом налог, который присваивался РАО «ЕЭС». Остальная сумма получена за счёт вымогательской переплаты за электроэнергию, в том числе, по двухставочному тарифу.

Значительным добавленным капиталом располагали и дочерние компании. Уставный капитал материнской компании составлял около 21,56 млрд. рублей, а в уставный капитал только Федеральной сетевой компании (ФСК) она внесла около 121 млрд. рублей. Его вскоре переоценили, произвольно увеличив его до 180 млрд. рублей, и провели допэмиссию акций. Подобным образом поступили и с уставными капиталами остальных новых компаний, остававшихся после этого некоторое время «дочками» Анатолия Борисовича.

Продажа на сторону акций, выпущенных под добавленный капитал, привела к сокращению относительных долей в акционерном капитале владельцев «старых» акций первой эмиссии, и тем самым к отчуждению части их собственности. Всё сказанное относится также к государству-акционеру РАО «ЕЭС». Поэтому, согласившись на дополнительную эмиссию акций в новых компаниях энергохолдинга, государство само себя лишило в них части своей акционерной собственности, которую в той же ФСК его заставили выкупить. В результате за 79% пакета акций ФСК, то есть за свое же имущество, государство вынуждено было заплатить свыше 140 млрд. рублей. К слову, убыток компании в 2009 г. составил 59,8 млрд. рублей.

Но, как отмечалось, согласно п. 3 статьи 35 Конституции РФ отчуждаться собственность может только по решению суда. Однако, как это нередко происходило, законодатель проигнорировал положения Конституции. Согласно Гражданскому кодексу РФ и закону «Об акционерных обществах» отчуждать собственность дополнительной эмиссией акций и их продажей на сторону стало возможным по решению общего собрания акционеров квалифицированным большинством. Таким образом, общее собрание противоправно приравняли к судебному органу, что еще и абсурдно.

А в законе о реформировании электроэнергетики депутаты, идя на поводу лоббистов, норму для принятия решения об отчуждении собственности с квалифицированного большинства изменили на простое. Тем самым миноритарных акционеров РАО «ЕЭС» окончательно лишили права солидарно распоряжаться акционерной собственностью. Если говорить о физических лицах, то сделано это еще и в нарушение их конституционных прав как граждан. После этого право полного распоряжения акционерным капиталом получило государство, имевшее 52,7% акций.

Но на самом деле заправлял всем глава правления РАО «ЕЭС». Анатолий Чубайс при отрешенности правительства от «реформирования» отрасли, фактически бесконтрольно распоряжался «простым большинством» акционеров - государством и собственно материнской компанией, исходя из своих представлений и намерений. Поэтому во вновь созданных компаниях внесудебное отчуждение собственности акционеров путем дополнительной эмиссии акций, и их распродажа для привлечения инвестиций приняли масштабный характер. В частности, такую эмиссию провели в «Мосэнерго», и миноритарий «Газпром» безропотно выкупил их за 2,4 млрд. долларов. Поэтому с Ответчиков в пользу Истцов-акционеров можно взыскать еще компенсации за акции дополнительной эмиссии, проданные новым инвесторам.

Как отмечалось, дополнительная эмиссия проводилась в счёт добавленного капитала, принадлежавшего всем акционерам, а также за счёт переоценки уставных капиталов Ответчиков, чем искусственно уменьшили долю в них капитала Истцов-акционеров. Обе эти процедуры также представляли собой внесудебное отчуждение собственности. С Ответчиков в пользу Истцов-акционеров можно также получить в качестве компенсации акции за незаконное изъятие имущества дочерних АО-энерго (электростанций, линий электропередачи и др.) и передачу его в ФСК и территориальные генерирующие компании. Это тоже является внесудебным отчуждением собственности. Обе компенсации можно осуществить аналогично изложенному выше.

Также могут быть выставлены судебные иски о признании незаконным упразднение АО-энерго и разделение их на множество других акционерных обществ. Такое преобразование, осуществлённое по решениям простого большинства на собраниях акционеров АО-энерго, каковым во всех случаях выступало правление РАО «ЕЭС», тоже является незаконным отчуждением собственности у прежних акционеров. Они в случае их несогласия должны просить суды признать упразднение соответствующих АО-энерго также противоречащим Конституции и вынести решение об их восстановлении.

Одновременно Истцы-акционеры должны просить признать незаконным создание территориальных генерирующих компаний, образованных присоединением электростанций, находившихся в собственности акционеров АО-энерго, а также признать незаконным создание межрегиональных сетевых компаний, куда включили линии электропередачи, входивших в АО-энерго и РАО «ЕЭС». Передача активов также осуществлялась решениями простого большинства собрания акционеров, каковым выступало правление РАО «ЕЭС», и тоже являлась внесудебным отчуждением собственности акционеров. Подобный прецедент уже создан по иску дочерней компании «Роснефти», в результате удовлетворения которого восстановили ОАО «Томскэнерго».

В федеральной собственности было 52,7% акций РАО «ЕЭС», до создания новых акционерных обществ добавочный капитал материнской компании составлял около 130 млрд. рублей, что более чем в 6 раз превышало ее уставный капитал. А у "дочек" добавочный капитал суммарно составлял около 400 млрд. рублей, что почти втрое превышало сумму их уставных капиталов. Но и помимо вклада потребителей далеко не вся эта "добавка" принадлежит нынешним акционерам: значительная ее доля либо создана на бюджетные средства, либо передана государством. Поэтому в результате удовлетворения перечисленных выше возможных судебных претензий правительство страны солидарно с администрациями субъектов Федерации сможет получить, прикидочно, пакет акций, обеспечивающий ему, как минимум, требуемое на собраниях акционеров всех обществ квалифицированное большинство. Наверняка, многие нынешние миноритарии только выиграют, если передадут правительству в доверительное управление свои акции, но при условии сохранения выплаты им дивидендов - сейчас они копеечные. Немалую часть энергоактивов возвратят себе и субъекты Федерации, владевшие акциями прежних региональных АО-энерго.

После проведения перечисленных процедур по возврату имущества государство выкупит оставшиеся на руках акции или по желанию их владельцев обменяет на акции вновь созданного РАО «ЕЭС России», но в объеме не более четверти пакета для сохранения квалифицированного большинства на собрании акционеров. Обмен и выкуп акций могут осуществляться по котировкам в день, предшествовавший национализации.

К НЭП в электроснабжении в рамках государственно-частного партнерства

Как отмечалось выше, восстановление федерального контроля над единой энергосистемой страны потребует создания нового, на сей раз единого, хозяйствующего субъекта для управления системой. Это может быть концерн с прежним названием РАО «ЕЭС России», но его структура и функции, обеспечивающие организацию управления единой энергосистемой, должны быть адекватны структуре и технологии функционирования ЕЭС, которые были заложены при ее создании. Ведь она строилась как система коллективного пользования. «Общий электроцех» должен был обеспечивать высокую надежность электроснабжения потребителей, энергосбережение, снижение издержек при производстве продукции и оказании услуг, и тем самым способствовать росту энергоэффективности экономики. Проект намного опередил свое время, создав нашей стране немалые преимущества. Однако «реформа» все упомянутые показатели развернула в противоположную сторону движения.

Какой представляется организация нового концерна? Выше отмечалось, что ЕЭС образно напоминает сообщающиеся, подобно речным шлюзам, бассейны, в каждый из которых «сливается» электроэнергия электростанций, расположенных в его границах. По мере изменения спроса ее «перекачивают» между соседними бассейнами. Поэтому лишь относительно небольшую часть электроэнергии, порядка 5%, можно без допустимых потерь передавать на расстояние свыше 800 км. Такой принцип организации перетоков электроэнергии позволил снизить потери при ее транспортировке, примерно на 20% уменьшить общую мощность электростанций, так как они по мере смены дня и ночи поочередно могут питать потребителей регионов в соседних часовых поясах, и в итого обеспечить высокую надежность электроснабжения при минимизации общесистемных затрат.

В «бассейнах» имеется электроэнергия различного напряжения. Дело в том, что напряжение на выходе электростанций для передачи электроэнергии в зависимости от дальности транспортировки повышается до 220-750 кВ. Тем самым, согласно закону Ома, снижают токи в ЛЭП, что позволяет уменьшить потери электроэнергии, и использовать провода более тонкого сечения для снижения их массы. Но для нагрузки потребителей требуются самые низкие напряжения - в основном от 500 до 220 В. Поэтому в местах потребления устанавливаются понижающие трансформаторные подстанции, которые ступенчато уменьшают высокое напряжение до требуемых, более низких, значений. Можно сказать, что совокупность подстанций и отходящих от них к потребителям линий электропередачи образно напоминает систему насосов и трубопроводов разного сечения и давления, обеспечивающую распределение и подачу воды потребителям, поступающей из общего питающего бассейна.

Исходя из целей управления, которое должно быть синхронным для всего процесса электроснабжения - от производства до потребления электроэнергии, в структуре ЕЭС условно можно выделить три уровня. Нижний уровень образуют областные (региональные) энергосистемы, к которым непосредственно подключены все потребители. До «реформы» они входили в соответствующие единые предприятия АО-энерго, которые отвечали за работу трансформаторных подстанций от 110 кВ и ниже, расположенных на территории данной области, а также за распределение от подстанций электроэнергии и сбыт ее непосредственно потребителям.

«Бассейны» - они располагаются примерно в границах нынешних федеральных округов - находились в ведении предприятий, которые именовались «объединенные энергосистемы». В их состав входили понижающие подстанции, в основном от 220 кВ до 35 кВ, расположенные на их территории, и соответствующие ЛЭП для связи с понижающими подстанциями региональных энергосистем. Перетоками между соседними «бассейнами» и АО-энерго управляли диспетчерские службы соответствующих объединенных энергосистем. А управление режимами работы электростанций, перетоками электроэнергии между «бассейнами», а также контролем за работой всей ЕЭС занималось Центральное диспетчерское управление. Ему подчинялись диспетчерские службы объединенных энергосистем, а последним - диспетчерские службы региональных энергосистем.

За надежность электроснабжения в советское время повсеместно отвечало министерство энергетики и электрификации, которое являлось хозяйствующим субъектом, а упомянутые выше предприятия входили в его состав. Тариф на электроэнергию устанавливался тогда средневзвешенным для всех «бассейнов» - один для частных лиц, нагрузка которых требовала 220 В, и второй - для предприятий с нагрузкой на более высокое напряжение. Так как для получения 220 В требовалось больше понижающих подстанций, то тариф для частных лиц был выше.

Однако, начиная с 1993 г., после создания РАО «ЕЭС России» хозяйствующими субъектами, ответственными за электроснабжение потребителей, стали фактически региональные АО-энерго. Руководство этих новообразований было заинтересовано в получении максимальной прибыли, и поэтому, в первую очередь, на «всю катушку» эксплуатировало переданные в собственность АО-энерго ТЭЦ и маломощные тепловые электростанции. Но себестоимость их электроэнергии выше, чем на крупных станциях, которые перешли в собственность материнской компании. В 1990-е из-за спада товарного производства, а также первоочередного использования в АО-энерго собственных станций, более мощные и эффективные, но чужие электростанции загружались примерно на половину своих мощностей.

Поэтому, несмотря на госрегулирование, тарифы на электроэнергию в сравнении с 1991 г. существенно и непропорционально возросли. Их индекс вдвое превысил индекс цен на промышленную продукцию, вчетверо - на потребительские товары и услуги, и в семь раз индекс цен на сельхозпродукцию. На такое подорожание в значительной степени повлияла «самостийность» АО-энерго в закупках электроэнергии на придуманном оптовом рынке, что фактически привело к отказу от прежней оптимизации ее перетоков, исходя из минимизации общесистемных затрат. Ведь руководство РАО «ЕЭС» с «дочками» было заинтересовано в увеличении тарифов, что автоматически увеличивало в абсолютном выражении входившую в них инвестиционную компоненту и абонентную плату. Выгодно это и правительству, так как инициируемый им систематический рост тарифов ведет к увеличению взимаемых «в натуре» налогов. Но одновременно растет ценовая инфляция, с которой безуспешно борются.

Таким образом, очевидно, что для эффективного электроснабжения потребителей и снижения ценовой инфляции структуру и функции управления единой энергосистемой - ее надстройку необходимо привести в соответствие с принципами построения и функционирования самого управляемого объекта. Поэтому новое РАО «ЕЭС России» должно представлять собой единый хозяйствующий субъект, возможно, как отмечалось, концерн, без всяких «дочек» и «внучек», а объединенные и региональные энергосистемы станут предприятиями концерна, причем тоже хозяйствующими субъектами и юридическими лицами. Подобной структурой обладает Концерн «Росэнергоатом», предприятиями которого являются атомные электростанции.

Чтобы перейти к новой политике электроснабжения потребителей, направленной на энергосбережение и повышение энергоэффективности экономики, понадобится также коренным образом изменить организационные, хозяйственные и экономические взаимоотношения между энергетиками и потребителями, и привести их в соответствие с физическим и технологическим единством производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии. Этого можно добиться, если потребители электроэнергии, в первую очередь крупные, в рамках государственно-частного партнерства будут привлечены к управлению и кредитованию ЕЭС в целях ее развития. Могут они стать и коллективным совладельцем РАО "ЕЭС России". У потребителей на получение «электрических» акций в счет отчужденного у них имущества, созданного на инвестиционную компоненту, как отмечалось выше, есть полное право.

Во избежание споров кому и сколько причитается акций, представляется целесообразным организовать некоммерческое партнерство (корпорацию) потребителей всех отраслей экономики, мировым соглашением или солидарным судебным иском добиться решения о праве на упомянутое имущество, и, получив соответствующий пакет новых акций, передать его корпорации. Тогда это некоммерческое партнерство в виде коллективного акционера займет место в совете директоров обновленного РАО "ЕЭС России", после чего узкоотраслевым коммерческим интересам энергетиков будут противопоставлены общесистемные и макроэкономические интересы потребителей: снижение удельных энергозатрат при производстве продукции и ВВП. Добиваться этого можно, внедряя ресурсо- и энергосберегающие технику и технологии как в производстве, передаче и распределении электроэнергии, так у ее потребителей.

Представляется также целесообразным передать упомянутому некоммерческому партнерству потребителей в доверительное управление, частично или полностью, государственный пакет акций, дивиденды по которым будут перечисляться в бюджеты. Следует заметить, что чиновники, делегированные Росимуществом и представлявшие государство в советах директоров РАО "ЕЭС" и его "дочек", а сейчас - в нынешних энергокомпаниях, ввиду своего непрофессионализма и ангажированности явно не справлялись и не справляются с данными им поручениями. Об этом свидетельствует кризисное состояние осколков бывшего энергохолдинга, во многом порожденное некомпетентностью его управляющих, и почти полным отсутствием контроля за их деятельностью со стороны государства. При этом большинство многочисленной армии «менеджеров» в правлениях и советах директоров нескольких сотен компаний паразитируют на потребителях, включая само государство, получая громадные зарплаты.

Предлагаемая реорганизация бывшего РАО "ЕЭС" и приход в совет директоров нового концерна представителей потребителей позволят коренным образом изменить политику этой стратегически значимой для страны компании. Прежняя цель - получение максимальной прибыли от продажи электроэнергии, которая ведет к разрушению электроэнергетики и самой экономики страны, будет заменена на общесистемную рыночную - получение максимальной прибыли от продаж различной продукции за счет снижения энергозатрат на ее производство. Этому будут способствовать интеграция капитала, централизация управления, выпуск единых акций концерна и переход к средневзвешенным тарифам в рамках объединенных энергосистем, что также позволит сконцентрировать в едином фонде все средства для инвестиций, направляя их массированно в нужные точки. В фонд должны направляться чистая прибыль, амортизационные отчисления, инвестиционная компонента, дивиденды, начисляемые на акции корпорации потребителей, доходы от ценных бумаг и пр. В итоге ЕЭС превратится в прежнюю систему коллективного пользования, управляемую потребителями электроэнергии под контролем государства. Они заинтересованы в достижении максимальной эффективности своего производства, частью которого - общим электроцехом является единая энергосистема.
Но выгоды от восстановления ЕЭС могут не ограничиться перечисленным выше. В советские времена ЕЭС явилась основой создания объединенной энергосистемы «Мир», куда входили страны, члены существовавшего тогда Совета экономической взаимопомощи, и Финляндия. Восстановить «Мир» не составит особых технических сложностей при наличии доброй воли у бывших участников этой системы. В их числе были Польша, Чехословакия, Германия и Венгрия, чьи энергосистемы связаны сейчас с сетями стран Евросоюза. Поэтому российская ЕЭС по инициативе России могла бы стать ядром формирования будущей евразийской объединенной энергетической системы, куда помимо стран Евросоюза и СНГ вошли бы постепенно Китай, обе Кореи, Турция, Иран, Ирак, возможно Япония, Афганистан, Индия...

Таким образом, речь идет о значимом факторе обеспечения долгосрочных геополитических и геоэкономических интересов России, что позволит начать ей развивать новые, взаимовыгодные экономические отношения с внешним миром. Создание евразийской объединенной энергосистемы с оптимизацией в ней перетоков электроэнергии могло бы положить начало новой международной энергетической политике в Евразии, основанной на управлении межнациональными топливно-энергетическими балансами и энергосбережении. Предлагаемая концепция такой политики публикуется выше.

Вместе с тем, восстановление и развитие российской ЕЭС в рамках евразийской объединенной энергосистемы позволило бы прекратить опасный для страны рост экспорта российских нефти и газа, и ограничило бы дорогостоящее строительство трубопроводов для их транспортировки. Ведь стоимость «трубы» и ее эксплуатации вдвое, втрое дороже строительства и обслуживания мощной линии электропередачи такой же длины, что часто делает предпочтительным производство электроэнергии вблизи мест добычи того же газа. Рост при этом экспорта электроэнергии, который намного выгоднее экспорта углеводородного сырья, позволит привлечь инвестиции как в российскую электроэнергетику, так и в обслуживающие ее отрасли промышленности, включая топливную. Все это поспособствует развитию внутреннего российского рынка, росту занятости населения и его платежеспособного спроса, а, следовательно, увеличению отечественного производства разнообразных потребительских товаров - конечной продукции промышленного сообщества в любой нормальной стране.

Одним словом, восстановление ЕЭС может стать началом интенсивного обновления экономики России и усиления ее геостратегического положения в мире. Однако вместо всего этого власть предержащие почему-то пошли на поводу группы лиц с психологией мелких лавочников, которые ради собственного обогащения были заинтересованы в новом переделе государственной и частной собственности. Поэтому в интересах национальной безопасности и экономического развития страны власть предержащие должны исправить допущенные ими же серьезные ошибки. Альтернативы не существует!

Комментарии (0)

Концепция единой евразийской энергетической политики

Концепция единой евразийской энергетической политики

которую в общих интересах может предложить Россия странам Европы и Азии

2011-03-18 Моисей Гельман

ЦЕЛИ

Для России:

- модернизация экономики страны путем развития ТЭК и смежных с ним, а также обслуживающих его отраслей экономики;

- повышение надёжности энергоснабжения страны и экспортных поставок энергоресурсов для решения национальных экономических и геостратегических проблем, в том числе за счет привлечения в страну инвестиций и материальных ресурсов государств, участников реализации предлагаемой евразийской политики;

- снижение издержек при добыче, переработке и транспортировке энергоресурсов;

- уменьшение энергозатрат при производстве различной продукции и на транспорте;

- избавление от долларовой зависимости превращением рубля в свободно конвертируемую валюту на основе договорённостей о валютных курсах с другими странами в рамках предлагаемой евразийской энергетической политики;

- снижение рисков возникновения финансовых и экономических кризисов путем перехода на взаиморасчеты на клиринговой основе по взаимноконвертируемым национальным валютам.

Для стран континента:

- повышение надёжности снабжения энергоресурсами и снижение общесистемных затрат при их импортных поставках и потреблении;

- уменьшение антропогенных выбросов на континенте по условиям Киотского протокола;

- снижение рисков возникновения финансовых и экономических кризисов путем перехода на взаиморасчеты на клиринговой основе по взаимноконвертируемым национальным валютам.

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ

В России:

- переход к государственной политике управления балансами производства и потребления энергоресурсов и оптимизации балансов по макроэкономическим критериям - минимизации общесистемных затрат в рамках новой государственной политики директивно-индикативного планирования экономического развития страны и государственно-частного партнерства.

Балансы производства и потребления энергоресурсов должны являться составной частью научно обоснованных общероссийских балансов производства и потребления различных видов продукции, разрабатываемых в рамках государственного директивно-индикативного планирования;

- воссоздание обновленного РАО «ЕЭС России» и восстановление государством организационного и технологического единства единой энергосистемы страны и оптимизации в ней перетоков электроэнергии по критериям снижения общесистемных затрат с последующим в рамках государственно-частного партнерства привлечением к управлению системой крупных потребителей электроэнергии. Это позволит, в частности, на 20-30% снизить затраты топлива на производство электроэнергии по сравнению с нынешним потреблением и тем самым высвободить соответствующее количество газа для экспорта. Как установить контроль над компаниями, выделенными из бывшего РАО «ЕЭС», для последующей интеграции в новый энергохолдинг, изложено в опубликованной ниже статье;

- создание российского энергогазового холдинга, условно - «Росэнергогазпром», интеграцией в нем РАО «ЕЭС России», «Газпрома», а также Концерна «Росэнергоатом» с передачей холдингу в управление госпакетов акций этих компаний. Это позволит перейти к реализации общегосударственной политики снижения ресурсных и энергозатрат в производстве электроэнергии, а также промышленной и потребительской продукции, и увеличению тем конкурентоспособности отечественной экономики.

Такая политика помимо энерго- и ресурсосбережения должна основываться на оптимизации себестоимости электроэнергии по критериям минимизации общесистемных затрат, включая удельные затраты условного топлива, с учётом сравнительного анализа различных способов производства и транспортировки электроэнергии, а также развития соответствующих систем и магистралей транспортировки газа и электроэнергии. Оптимизация себестоимости электроэнергии по указанным критериям должна обеспечиваться, в частности, за счёт выбора более дешёвого из альтернативных путей транспортировки газа или электроэнергии или их комбинаций, и строительства газопроводов и/или линий электропередачи, а также обоснованного развития Единой энергосистемы;

- создание на базе энергогазового энергохолдинга российской управляющей энергокомпании с передачей ей в управление госпакетов акций «Транснефти» и «Роснефти» - условно «Росэнергопром». В неё могут войти другие компании, поставляющие топливо для производства электроэнергии;

- привлечение финансовых средств и материальных ресурсов из стран-участниц проведения предлагаемой энергетической политики для инвестирования в значимые для экономики страны отрасли, обслуживающие ТЭК.

Учитывая стратегическую заинтересованность стран ЕС в надежных поставках российских энергоресурсов, что возможно при консолидации финансовых и технологических ресурсов всех заинтересованных сторон и координации управления, «Росэнергопром» может стать ядром будущей евразийской транснациональной энерготопливной компании, о которой сказано ниже. Тогда для повышения надежности и эффективности энергоэлектроснабжения своих стран члены такого альянса смогут перейти к координированному управлению балансами производства и потребления своих энергоресурсов. В частности, создание совместно со странами ЕС и СНГ евразийской объединенной энергосистемы, подобной бывшей системе «Мир», позволит частично заместить экспорт газа поставками электроэнергии и тем самым уменьшить капитальные затраты на обновление и развитие газотранспортной системы в России и за ее рубежами.

Создание одной из крупнейших энергетических компаний мира позволит решить многие общие проблемы электроэнергетики, а также топливной и смежных отраслей экономики, которые порознь бывшее РАО «ЕЭС» и «Газпром» решать не могли или не желали.

В странах-участницах проведения предлагаемой энергетической политики:

- разработка межгосударственных балансов экспортируемых и импортируемых энергоресурсов и оперативное управление этими балансами. Балансы должны оптимизироваться по критериям минимизации общесистемных затрат, в том числе выбором более дешёвых и надёжных путей транспортировки энергоресурсов с учётом их стоимости, надежности и других критериев. Одним из таких средств явится создание объединённой евразийской энергосистемы, структуру которой и перетоки в ней потребуется постепенно оптимизировать по упомянутым выше критериям;

- создание евразийского управляющего энергохолдинга, который будет разрабатывать межгосударственные балансы экспортируемых и импортируемых энергоресурсов, осуществлять оперативное управление этими балансами, координировать электроснабжение стран-участниц общей политики посредством объединённой евразийской энергосистемы с оптимизацией в ней перетоков электроэнергии, а также оптими




Просмотров: 254 | Добавил: innawww | Рейтинг: /
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]