26 апреля открывается очередная весенняя сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Это заседание европейских парламентариев вряд ли обратило бы на себя особое внимание, если бы не два принципиальных для России доклада; планируется не просто заслушать их, но и принять на их основании соответствующие решения, которые должны стать «руководством к действию» для правительств европейских стран.
В канун величайшего события ХХ века – разгрома гитлеровского нацизма – в Европе не будут вспоминать жертвы фашистской агрессии, не будут обсуждать меры по предотвращению возникновения подобных человеконенавистнических режимов и рецидивы нацизма в странах Балтии, Украине, Хорватии, Албании и Косове. Я уже не говорю об социально-экономических проблемах, в которых буквально погрязла вся Европа, от Исландии до Греции. Всего этого в повестке дня не будет. Самые актуальные проблемы сейчас для представителей парламентов стран-членов Совета Европы - последствия войны между Грузией и Россией в августе 2008 г. и голод 1930-х годов в СССР. Именно эти доклады определены на сессии ПАСЕ как основные.
Для лучшего понимания ожидающих нас на предстоящей неделе событий следует сказать о том, какую, собственно, роль играет в европейской да и мировой политике ПАСЕ и почему к ее заседаниям надо всё-таки готовиться.
Парламентская ассамблея является одним из двух главных уставных органов Совета Европы и представляет интересы основных политических партий, существующих в государствах-членах Организации. К настоящему моменту ПАСЕ состоит из делегаций 47 национальных парламентов. 318 членов Ассамблеи и 318 их заместителей избираются или назначаются национальными парламентами из их собственного состава, т.е. вместе это 636 человек (!). Число парламентариев от каждой страны варьируется от 2 до 18 в зависимости от численности ее населения, а состав национальных делегаций должен пропорционально отражать все основные политические силы или группы, представленные в национальном парламенте.
Россия имеет максимально возможное количество мест в ПАСЕ, как и самые крупные страны ЕС – Великобритания, Германия, Италия и Франция. Конечно, когда нет союзников – ни один вопрос не решить. Однако, если работать, всегда можно найти партнёров. Например, ими могут быть для России – Азербайджан (9 голосов), Армения (4), БиГ (5), Сербия (12), Турция (12), Черногория (3) и ряд других государств. Но повторяю – надо работать!
Кроме того, Ассамблея – далеко не единая структура. В ней представлены пять политических групп: Группа социалистов, Группа Европейской народной партии/ христианские демократы, Группа европейских демократов (в которую как раз входят российские парламентарии), Альянс либералов и демократов в поддержку Европы, а также Группа объединенных европейских левых. Помимо этого есть депутаты, не охваченные фракционной деятельностью.
Недельные заседания Ассамблеи проходят четыре раза в год и открыты для публики. ПАСЕ позиционирует себя «свободной в определении повестки дня, в рассмотрении актуальных и перспективных вопросов, касающихся проблем современного общества и различных аспектов международной политики» . При этом, подчеркну, повестка дня очередного заседания принимается на текущей встрече, за полгода, и не является новостью. Иными словами, воздействовать на неё всегда возможно. То, что российская сторона допустила формирование такой повестки дня – именно в конце апреля 2010 года, накануне 65-й годовщины Великой Отечественной войны, – свидетельствует о крупной недоработке российской дипломатии, о её досадной неспособности мыслить стратегически. Вот и получается, что только накануне сессии, когда уже и сделать-то ничего нельзя (после драки кулаками не машут), российская делегация заговорила о сложной дискуссии, которая ожидается по докладам «О поминовении жертв голодомора в бывшем СССР» и «О последствиях войны между Грузией и Россией». Оба доклада запланированы на 28 апреля.
Глава российской делегации Константин Косачёв 23 апреля (сделать это раньше он почему-то не мог) рассказал журналистам, что доклад подготовлен Председателем ПАСЕ Мевлютом Чавушоглу. М. Чавушоглу – представитель правящей партии Турции, был избран на этот пост в январе 2010 г. и тогда же был назначен докладчик - депутат от Швеции Бьерн фон Сюдов. То есть доклад был подготовлен уже к январю, и уже в январе было ясно, что его лейтмотив - в признании «голодомора» геноцидом . Кстати (это важно для понимания страсбургской кухни), российская делегация поддержала именно турецкую кандидатуру на пост Председателя ПАСЕ.
Итак, всё было известно уже в январе. А в апреле господин Косачёв заявляет, что «юридический комитет ПАСЕ подготовил к документу ряд поправок, которые не устраивают, зачастую категорически, российскую сторону… Например, члены юридической комиссии предлагают Ассамблее признать голод 1930-х годов геноцидом против украинского народа» . Правда, К. Косачёв прогнозирует: «Поправки будут отклонены, если у ПАСЕ есть совесть и здравый смысл». Мне же как гражданину России совсем не хочется полагаться на совесть и здравый смысл европейцев (понятия, как мы знаем из истории, весьма растяжимые). Хочется другого: уверенности в результатах работы российской делегации и шире – российской дипломатии вообще.
Со вторым докладом ситуация ещё более напряжённая.
Во-первых, несколько дней назад в СМИ появилась информация об очередной «сногсшибательной» инициативе грузинской стороны – лишить российскую делегации её полномочий на весенней сессии в связи с событиями в Южной Осетии в 2008 году. Однако, как опять же сообщил журналистам К. Косачёв, официально «ни о каких инициативах грузинской стороны по полномочиям неизвестно», но если «будет в ПАСЕ поднят вопрос о полномочиях российской делегации, то делегация РФ (как она говорила и ранее) покинет сессию» . Это, видимо, и есть особый план действий «в случае непредвиденной ситуации». Уверена - это худший вариант из всех возможных. Покидать поле боя – последнее дело. Надо отстаивать свою позицию, драться за неё на трибуне европейского парламента, доказывать свою правоту, глядя в глаза этой самой «демократической совести» (так скромно названа Ассамблея на официальном сайте Совета Европы!). И потом, если россияне покинут заседание, что останется на долю министра иностранных дел России Сергея Лаврова, который должен по приглашению М. Чавушоглу принять участие в сессии на следующий день, 29 апреля?
В своем выступлении С. Лавров должен привлечь внимание европейской аудитории к предстоящему юбилею Победы СССР в Великой Отечественной войне и изложить российские подходы к международной политике. Это также - возможность обсудить проблематику договора о европейской безопасности. Кроме того, как заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, «в своей речи министр намерен затронуть тему о недопустимости фальсификации истории, о роли Совета Европы в преодолении последствий холодной войны и порожденных ею разделительных линий» . Все темы - чрезвычайно важные и для России, и для будущего европейской безопасности. Они-то и должны стать заключительным аккордом весенней сессии ПАСЕ, должны заполнить первые страницы газет. А по «особому плану действий» Косачёва получается, что российскому министру, возможно, придётся отменять свой визит (?!).
Во-вторых, 25 апреля впервые было проведено внеочередное заседание мониторингового комитета, где был рассмотрен доклад «О последствиях войны между Грузией и Россией», запланированный, как уже сказано, на 28 апреля. Ранее такой практики не было – заседания мониторингового комитета проходили всегда в ходе сессии. Очевидно, что дискуссия будет иметь заданную антироссийскую направленность. Всем хорошо известна позиция многих европейских государств по вопросу «пятидневной войны» и факту признания Россией Абхазии и Южной Осетии. ПАСЕ с самого начала конфликта пристально следила за ситуацией и заняла прогрузинскую позицию. По горячим следам войны в октябре 2008 г. Ассамблея «рекомендовала» России отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии, хотя и не поддержала тогда предложения радикально настроенных парламентариев (Грузия, Польша, страны Балтии) лишить делегацию РФ права голоса за участие в августовских событиях. В январе и апреле 2009 г. в ПАСЕ опять обсуждался российско-грузинский вопрос. После небольшой паузы (июнь 2009 г.) в октябре прошлого года европарламентарии вновь вернулись к событиям в Южной Осетии и снова не поддержали предложение лишить делегацию РФ права голоса. Именно по итогам той дискуссии Грузия заявила, что продолжит поднимать вопрос о полномочиях делегации РФ в ПАСЕ. Российские парламентарии не могли этого не знать, как не должны были допустить обсуждения этого вопроса сейчас, накануне празднования Великой Победы. Сценаристы этого мероприятия (Саакашвили без поощрения извне на такое не идёт) всё просчитали: образ России – освободительницы, России, оплатившей свободу Европы многомиллионными жертвами и неисчислимыми страданиями, должен быть заменен образом агрессора. Ну, и где эта самая «демократическая совесть» господ европейцев, не говоря уж про память?
Хочу обратить особое внимание на результаты работы Ассамблеи. Дело в том, что её решения (опять цитирую официальный сайт – никто ничего не скрывает) «члены Ассамблеи доводят… до сведения своих национальных парламентов и тем самым оказывают влияние на свои правительства (курсив мой. – Е.П.)». Влияют на основании мифических «общеевропейских ценностей». Греции, Исландии и ряду новых государств – членов ЕС уже горькими слезами отливаются эти ценности. В прошлом месяце у меня была встреча с одним некогда успешным латышским предпринимателем, который на мой вопрос: «Как там у вас дела?» ответил очень показательно: «Вы кого имеете в виду? Если меня лично, то ничего, держимся на плаву, но о-о-очень тяжело. Если государство, то такого государства, как Латвия – нет. Просто нет и все. А нет его, прежде всего, потому, что мы вступили в ЕС и поверили данным нам обещаниям».
Вернемся к официальным положениям ПАСЕ. «Ассамблея принимает документы, которые являются руководством к действию для Комитета министров, национальных правительств, парламентов, политических партий и других важных институтов общества». В условиях формирующегося нового мирового порядка эта наднациональная единица является проводником интересов глобалистских структур. Суверенитет, национальные интересы ничего не значат, если они не совпадают с резолюциями ПАСЕ. Получается интересный эффект. С одной стороны, такая структура важна для обсуждения важных проблем современности, решение которых возможно только коллективными усилиями, но с другой – ПАСЕ и другие европейские институты представляют собой непосредственную угрозу национальному государству, заставляя его выполнять решения, зачастую противоречащие его (государства) интересам.
Есть ли выход из сложившейся ситуации? Безусловно, есть.
Во-первых, российская делегация должна чётко понимать, в чём состоят национальные интересы России. Во-вторых, доводить их в Европарламенте до сведения всех и каждого, с трибуны и в приватных беседах. В-третьих, серьёзно, кропотливо, непрестанно работать с европейским общественным мнением, используя современные информационные технологии. В-четвёртых, работать в проблемных зонах. Речь идет о соответствующих дипломатических кадрах в т.н. недружественных странах, которые едут туда не за внеочередным рангом как в зону повышенной опасности, а служить Родине. И наконец, надо знать и любить свою историю. Принцип известен: «Хорошая или плохая, но это моя страна».
__________________________________________
Парламентская ассамблея Совета Европы – URL:
http://www.coe.int/t/r/Parliamentary_Assembly/
ПАСЕ рассмотрит вопрос признания Голодомора геноцидом на основе подготовленных Чавушоглу документов. 29 января 2010.
– URL: http://news.yandex.ru/people/chavushogl_mevljut.html
Делегация РФ в ПАСЕ ожидает дискуссии по голоду 1930-х годов в СССР. – URL:
http://www.rian.ru/trend/pace_spring_session_23042010/
Делегация РФ не знает об инициативе лишить ее полномочий в ПАСЕ весной
http://www.rian.ru/politics/20100423/225866523.html
Лавров примет участие в весенней сессии ПАСЕ. – URL:
http://www.rian.ru/politics/20100422/225510182.html