РАЗОРУЖЕНЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ ОБАМЫ ИМЕЮТ «ВТОРОЕ ДНО»

Как
известно, президент США Обама обратился к президенту России Медведеву с
новой разоруженческой инициативой: с одной стороны, сократить арсеналы
стратегических наступательных вооружений, с другой - отказаться от
размещения ПРО в Европе (на территории Чехии и Польши) в обмен на
поддержку Россией американской политики в отношении Ирана.
Эти
инициативы представляют собой не личную позицию нового президента
(известного как раз стремлением к направлению всех сил на решение
внутренних проблем США), но консолидированное предложение американских
элит, - и потому заслуживают пристального внимания.
К сожалению,
они направлены не только на снижение напряженности в мире, но и на
реализацию корыстных американских интересов, - и это следует учитывать
при выработке отношения не только к ним самим, но и ко всей
администрации Обамы.
Прежде всего, к настоящему времени США
практически отказались от идеи развертывания ПРО в Восточной Европе
из-за ее дороговизны и прихода к власти демократов, не связанных
финансово с корпорациями, которые предполагали получать доходы от этого
процесса. Обама и его представители многократно указывали на
необходимость переосмыслить отношения с Ираном (стараниями Буша
ставшего региональным лидером) и даже восстановили с ним
дипломатические отношения (причем безо всяких условий), что объективно
снижает потребность США в антииранской по своей сути европейской части
ПРО.
Потребность американцев в конструктивном отношении к ним
Ирана обусловлена необходимостью усилить военное присутствие в
Афганистане, который иначе вернется под контроль талибов. Увеличение
американского контингента в Афганистане объективно требует его
ослабления в Ираке, - и, соответственно, роль Ирана как фактора
иракской стабильности резко вырастет уже в текущем году. Он и без того
ведет себя весьма сдержанно, не поднимая, несмотря на всю напряженность
в отношениях с США, контролируемых им (и образующих большинство
иракского общества) шиитов на борьбу с оккупантами, но теперь его
нейтралитет становится намного более нужен американцам, чем раньше.
Раздражать Иран созданием дорогостоящего третьего района ПРО, направленного против него, в этих условиях совсем не с руки.
Характерно, что правительство Польши, уже после президентских выборов
в США подписавшее с Кондолизой Райс соглашение о развертывании ПРО на
своей территории, неоднократно выражало надежду на то, что США начнут
строительство соответствующих объектов на выделенной им территории. Это
свидетельствует о том, что никакой реальной работы там до сих пор не
начато.
Таким образом, Обама предложил Медведеву обменять уже
де-факто принятое им решение (правда, без всяких формальных
обязательств) на, по сути дела, ссору России с одним из немногих
оставшихся у нее если и не союзников, то, во всяком случае, партнеров.
В целом вся история с размещением ПРО в Восточной Европе производит
впечатление информационной диверсии, призванной не более чем отвлечь
внимание мирового сообщества (и в первую очередь России) от реальной
активности США в сфере ПРО.
Ведь в Восточной Европе
предполагалось разместить жалкие 10 противоракет - в то время как на
Аляске уже сейчас, тихо, безо всякого обсуждения развернуто 100
противоракет, представляющих собой действенный «щит» против российских
ракет, которые в случае чего полетят в США именно через Северный
Ледовитый океан.
Второй район ПРО - направленный против Китая -
также безо всякого шума развернут в Калифорнии: радар там уже есть, а
количество противоракет будет доведено до «штатных» 100 штук в
ближайшее время.
Помимо этого, США развивают морскую систему ПВО
«Иджис» - радары и противоракеты, развернутые на кораблях,
патрулирующих побережье США. Это весьма эффективная система: несколько
месяцев назад прошло ее успешное испытание, в ходе которого был
ликвидирован отработавший свое американский спутник.
Наконец,
пока российские политолухи пережевывают подброшенную им жвачку о ПРО в
Восточной Европе и присоединении к НАТО Украины и Грузии (чего не
допустит та же Германия), американцы развивают четвертый компонент
своей ПРО - ПРО воздушного базирования. Ее образуют химические лазеры,
установленные на самолетах и способные сбивать ракеты в момент их
запуска или сразу после него. Самолеты патрулируют значительные
территории - где, например, находятся наши подлодки - и практически
гарантированно перехватывают ракеты, запускаемые с этих подлодок.
Через 15-20 лет к этим системам может добавиться и космическая ПРО, но пока достаточно и их.
Все эти реализуемые безо всякого шума, но с подлинно американской
скоростью, деловитостью и размахом проекты кардинально меняют
соотношение сил не только между Россией, но и между США и всем
остальным миром.
Ни о каком паритете, по сути дела, речи уже
нет. После завершения развертывания морских и воздушных систем ПРО США
могут считать себя гарантированными от удара со стороны как России, так
и Китая, - и все ограничения на их деятельность, в том числе
агрессивную, будут сняты.
На этом фоне предложения Обамы
Медведеву по разоружению выглядят насмешкой - прежде всего, потому, что
вообще не учитывают наличия у США крылатых ракет морского базирования
как класса (а таких ракет у них много), в то же время лишая Россию
возможность повышать мощность ракет «Тополь-М».
Существенно и
то, что современные технологии уничтожения ракет в момент старта,
развиваясь, уже через 2-3 года позволят американцам «в случае чего»
гарантированно не допускать запуска ни одной российской ракеты. В этом
отношении тысяча российских ракет скоро будет равна нулю.
Однако
в целом обсуждение масштабов сокращения российских ракет носит в
высокой степени схоластический характер. Ведь деградация РВСН и так
идет так быстро (наличие «нефтедолларов» полностью нейтрализуется как
общим коррупционным характером государства, так и наличием таких
выдающихся «эффективных манагеров», как, например, С.Иванов), что
сокращение ядерного потенциала России произойдет само собой - безо
всяких договоров.
Таким образом, предложения Обамы невыгодны для России.
Однако есть угроза, что они через некоторое время, в той или иной
модифицированной форме будут приняты президентом Медведевым, - либо
из-за неполного понимания ситуации, либо в надежде на поддержку США и
Запада в целом во внутриполитической борьбе в рамках пресловутой
«тандемократии».