Александр Рублев
ИМПЕРИЯ ЛЖИ. Часть 1. УКРАДЕННЫЕ ЛИЦА
У фальсификаторов документальных свидетельств о «голодоморе»,
«геноциде боснийских мусульман» и «российской агрессии против Грузии»
оказался одинаковый почерк
СТАВКА НА КОРОТКУЮ ПАМЯТЬ
Подобно тому, как обычные войны всегда приводят к гибели людей,
войны пропагандистские немыслимы без искажения объективной истины.
Информация, которая доводится до целевых групп в рамках
пропагандистских спецопераций, всегда в той или иной степени
препарирована и отфильтрована. Что-то подается крупным планом, а что-то
– остается за кадром.
При этом предполагается, что хорошие профессионалы всегда должны
стараться избегать откровенной лжи, которая, как известно, имеет
свойство рано или поздно раскрываться. Ведь из истории известно, что
когда-нибудь ложь станет работать на противника и бумерангом вернется к
тому, кто к ней причастен. Так было, например, с Геббельсом, которому в
конце Второй мировой войны мир не верил даже тогда, когда он говорил
правду.
Однако в наше время, похоже, находится все больше людей, не только
не извлекших уроков из биографии нацистского министра пропаганды, но и,
по мере сил, старающихся ему подражать. Они надеются на то, что у
обывателя короткая память, что любая ложь, выполнив свою задачу, будет
через некоторое время смыта информационным потоком, не оставив после
себя следа.
То, как это происходит, мы покажем нашему читателю на трех примерах из истории современных пропагандистских войн.
ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ
Американский канал CNN, освещая войну в Южной Осетии и Грузии,
поставил своим сотрудникам задачу: сделать репортаж о грузинском городе
Гори, якобы начисто разрушенном российскими бомбардировками. Проблема,
однако, заключалась в том, что город был цел и никак не производил
впечатления новой Герники. Где же найти разбомбленные дома и трупы
мирных жителей? CNN вышла из положения крайне оригинальным образом:
телезрителям показали кадры из Южной Осетии, выдав за Гори… Цхинвал.
Там в изобилии имелось все, что требовалось CNN для создания нужной
пропагандистской картинки: руины, кровь, крики отчаяния и боли. Нужный
сюжет был сделан, а затем – показан по телеканалам многих стран, в том
числе и бывших республик СССР. Через некоторое время подлог раскрыли
журналисты «Russia today». «Наша группа снимала сюжет о разрушенном
грузинской армией Цхинвали, в частности университет Южной Осетии.
Каково же было наше удивление, а потом и возмущение, когда американский
телеканал CNN показал эти кадры, утверждая, что это грузинский город
Гори, по которому якобы российская армия нанесла удар. У нас сохранился
исходный материал снятых разрушений в Цхинвали. А картинка, показанная
CNN, наглый подлог и грубая фальсификация!», – заявил корреспондент
«Russia today» Николай Баранов.
ЭПИЗОД ВТОРОЙ
Боснийский режиссер Денис Танович снял документальный фильм «Ничья
земля», который несколько лет назад получил «Оскара» в номинации
«Лучший иностранных фильм». СМИ Запада объявили его лучшим фильмом о
геноциде боснийских мусульман, разоблачающим преступления «сербского
фашизма». Особое эмоциональное впечатление производил эпизод, где
сербские военные уничтожают мирных мусульман. Однако в прошлом году
выяснилось, что сцена, о которой идет речь, представляет собой
чудовищный подлог. Доказательством «преступлений» сербов служило
отснятое в 1992 году представителем ООН нападение мусульманских
боевиков на колонну сербских беженцев, в ходе которого погибло тридцать
человек, в том числе женщины и дети. Фальсификацию разоблачили члены
союза сербов – узников боснийских и хорватских концлагерей, которые
убеждены, что Танич не мог не знать о том, что на самом деле изображено
на пленке.
ЭПИЗОД ТРЕТИЙ
На днях на Украине отмечалось 75-летие голода 1933 года, который
«оранжевые» киевские власти именуют «голодомором». Напомним, что
миллионам жителей соседней страны внушают, что Москва специально
устроила на Украине голод с целью избирательно уничтожить всех
этнических украинцев, а освободившиеся земли заселить русскими.
Человеку, который ознакомится с кадрами документальной кинохроники и
фотографиями на эту тему, становится не по себе: изможденные, похожие
на скелеты люди, умирающие от голода дети, груды тел умерших, лежащих
на земле. Однако историки выяснили, что многие документальные
свидетельства голодомора не имеют никакого отношения к трагическим
событиям, разыгравшимся на территории бывшей УССР. На фотографиях
запечатлены… русские, погибшие от голода в Поволжье в 1920–1921 годах.
Фотографии взяты из агитационных материалов, распространявшихся
норвежским исследователем Фритьофом Нансеном, возглавлявшим
международную акцию по помощи голодающим в России.
Подмена фотографий, конечно, не ставит под сомнение факт того, что
на Украине в 1933 году люди погибали от голода. В этой ситуации
поражает другое – запредельный цинизм тех, кто готовил эти экспозиции. Создавая
теорию «геноцида украинцев» и культивируя этническую ненависть к
русским, они создают для пропаганды «голодомора» визуальный ряд,
используя образы умерших и страдающих русских людей.
Кстати, еще 1984–1986 годах этот прием уже использовался скандальной
комиссией Мейса, созданной по указанию Рейгана для «расследования
геноцида украинского народа», куда входили два американских сенатора и
четыре конгрессмена. Предполагалось, что по итогам работы этой комиссии
Рейган должен будет сделать публичное обращение и обвинить СССР в
геноциде. Однако затем в Москве началась перестройка, и США решили
приберечь изготовленное ими пропагандистское оружие для лучших времен.
Сейчас это время, похоже, наступило.
КОНВЕЙЕР ЛЖИ НЕ ОСТАНОВИТСЯ?
Что общего между этими тремя эпизодами? Во всех трех случаях –
украденные лица жертв, которых будто бы убивают во второй раз, жестоко
глумясь над их памятью.
Лица осетин, погибших в Цхинвале, используются для поддержки уничтожившего их режима Саакашвили.
Лица сербов, расстрелянных боснийскими боевиками, используются для создания мифа о «сербском фашизме».
Лица русских, умерших от голода в поволжских губерниях, – для разжигания ненависти к русским на Украине.
И везде – в Сербии, в Грузии и Осетии, на Украине – один и тот же
почерк. Почерк пропагандистской машины той страны, которая стояла в
1990-х годах за Изетбеговичем и Туджманом и которая стоит сегодня за
Ющенко и Саакашвили. Страны, давно перешагнувшей при ведении
пропагандистских войн все мыслимые этические барьеры.
Почему мы сегодня говорим об этом? Потому, что обработка
общественного мнения и создание «образа врага» обязательно будут иметь
последствия в будущем. Сценарии, по которым ведется пропагандистская
война с Россией, продолжат реализовываться и дальше – причем в
отношении не только РФ, но и других потенциальных противников
глобального доминирования США.
И вовсе не исключено, что уже в ближайшие годы мы узнаем из тех же
источников, что за геноцид в Камбодже (1975–1978) должны отвечать не
поддерживаемые США «красные кхмеры», а свергший их диктатуру Вьетнам.
И что «Большой скачок» в Китае (1958) был организован для того, чтобы спровоцировать «голодомор» чжуанов, маньчжуров и уйгуров.
И, наконец, страшные фотографии издевательств и пыток узников
Гуантанамо и тюрьмы Абу-Грейб украсят альбомы, рассказывающие о
«преступлениях режима аятолл», и послужат аргументом в пользу начала
войны с Ираном.
(Продолжение следует)