Неудавшаяся агрессия грузинского фюрера
против Южной Осетии становится предметом разборок в стане его
внешнеполитических кураторов. Имена истинных виновников случившегося
называются уже и на слушаниях в Конгрессе, а заместитель главы
Пентагона по политическим вопросам Эрик Эделман сказал, что США не
поддерживают действия грузинских властей, предпринятые в момент начала
военных действий против Южной Осетии. Однако это больше похоже на
попытки откреститься от провалившейся авантюры собственного выкормыша.
Удайся его блицкриг – мы услышали бы совсем иные заявления.
Между тем в Тбилиси не
сделали никаких выводов. Новая редакция плана Медведева – Саркози
интерпретируется исключительно в контексте давления Вашингтона и
Брюсселя на Москву: мол, «началось восстановление территориальной
целостности». Видные представители действующего руководства Бакрадзе и
Якобашвили по-прежнему нагло врут, утверждая, что российские войска
якобы находились в Цхинвале уже 7 августа, и с пеной у рта отрицают
обвинения в геноциде. Косвенно им подыгрывают функционеры западных
организаций. На смену экспертам Хьюман Райтс Вотч, пролившим немало
слез над судьбой военных анклавов, некогда бывших грузинскими селами в
Южной Осетии, пришла, в частности, директор программ по России и
Евразии Международного института стратегических исследований в Лондоне
Оксана Антоненко (между прочим, член клуба «Валдай»). Не отрицая
осведомленности ОБСЕ о точной дате начала войны, она делит
ответственность между всеми тремя сторонами (намекая на Южную Осетию и
Россию) и безапелляционным тоном заявляет о 313 погибших – так, как
будто это цифра окончательная и все следственные действия закончены.
Наблюдается некоторое
шевеление в стане грузинской оппозиции. Так, ее представители уже
нарушили объявленный в дни вооруженного конфликта с Россией мораторий
на противостояние. Лидер "Новых правых" Давид Гамкрелидзе потребовал
проведения досрочных президентских выборов и, между прочим, отметил,
что вопрос вступления Грузии в НАТО снят с повестки дня.
Видимо, чувствуя некоторую
«неловкость» за «проделки» человека, выступавшего, хотя бы и
самопально, под флагом Евросоюза, ОБСЕ вынула из сундука свой
критический доклад относительно парламентских выборов1.
Экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе, активно курсирующая между
Европой и США, призывает к созданию грузинским правительством
внутренней следственной группы. По словам Бурджанадзе, эта группа
должна заняться выяснением того, что послужило причиной начала военных
действий и почему грузинская армия была так быстро разбита российскими
войсками – надо полагать, для того, чтобы избежать подобных «ошибок» в
будущем. Представляется, что «железная леди» грузинской политики - в
том случае, если ей поручат «безвременно» заменить тбилисского дегенерата, - приготовит нам еще не одно острое блюдо, коими так славится вашингтонско-тбилисская политическая кухня…
А пока большинство грузинских политиков и экспертов вместо того, чтобы адекватным образом
проанализировать причины неудач, тешат себя иллюзиями о росте
«сепаратистских настроений» в республиках Российской Федерации,
предъявляют претензии на Сочи и выступают с иными не менее идиотскими
заявлениями. Например, о скорой реализации еще одного трубопроводного
проекта Одесса – Броды, к которому, мол, вот-вот подключится Казахстан.
«В результате осуществления проекта по территории Грузии пройдет еще
одна транзитная труба, соответственно, возрастут бюджетные
поступления», - предвкушает будущие прибыли одна из тбилисских газет.
Все это заставляет
задуматься о будущем не только грузинского правящего класса в его
нынешнем составе, но и грузинской государственности как таковой.
Волей-неволей вспоминается «трубопроводная республика» 1918 – 1920
годов, которая, кстати, тоже устраивала резню осетин. Интересно
заметить, что вплоть до начала 1921 года Ленин и Чичерин выступали
против ее советизации, блокируя «силовой вариант» развития событий,
предпочитая поиски путей дипломатической нейтрализации меньшевистской
Грузии. Линия на поиск Москвой компромиссов с меньшевиками отчетливо
прослеживается на протяжении всего 1920 года. В мае между Советской
Россией и Грузией был заключен мирный договор, в соответствии с которым
Советская Россия оказалась первой великой державой, которая признала
грузинское государство de jure и установила с ним дипломатические
отношения. Более того, РСФСР обязывалась "признать безусловно входящими
в состав грузинского государства нижеследующие губернии и области
бывшей Российской империи: Тифлисскую, Кутаисскую и Батумскую со всеми
уездами и округами, составляющими означенные губернии и области, а
также округа Закатальский и Сухумский". В телеграмме Г.Орджоникидзе 19
июня 1920 года Чичерин предписывал: «Мы не должны вооружить осетин:
наоборот, удерживать их, огражадая от репрессий». В решении Пленума ЦК
РКП(б) от 17 декабря 1920 содержалась формулировка: "Подтвердить
решение ЦК о мирном направлении политики РСФСР на Кавказе и потребовать от Наркоминдела и военного ведомства принятия всех мер, которые могли бы обеспечить успех этой политики".
Однако новоиспеченное
грузинское государство - этот сначала германо-турецкий, а затем
англо-французский плацдарм - доставлял «северному соседу» немало
хлопот, причем как Деникину, так и впоследствии большевикам. Будь на
месте большевиков их заклятые враги – в российско-грузинских отношениях
ничего ровным счетом не поменялось бы. Еще в июле 1917 года в
грузинской газете "Сакартвело" (N 160) была напечатана статья,
обратившая на себя всеобщее внимание. В этой статье был приведен доклад
германского товарища министра иностранных дел, который прямо обозначал
цели мировой войны - освобождение от тисков России, так как в случае
даже поражения, она может снова встать на ноги. "Необходимо сделать над
ней операцию". Необходимо, чтобы народы, живущие между Германией и
Россией, Россией, Турцией и Персией, получили свободу и заключили союз
с Германией. Россия должна быть отрезана от Балтийского и Черного
морей. Ее должна окружить стальная стена новых государств. На Западе
необходимы самостоятельная Польша, Финляндия и Украина… Украина должна
быть до Северного Кавказа, мусульманское Закавказье будет составлять
провинцию Турции, а Грузия будет автономией, но под протекторатом Турции2.
Как видим, конкретные игроки
меняются (это могут быть кайзеровская Германия и Турция младотурок, или
же США и Великобритания, направляющие армады к берегам Черного моря), а
планы по окружению и расчленению России остаются неизменными. В ноябре
1920 года глава французской военной миссии полковник Корбейль начал
переговоры с грузинским правительством по вопросу о наступательных
действиях Грузии в отношении Советской России, гарантировав
(разумеется, на словах) от имени своего правительства помощь
вооружением, людьми, продовольствием. Началось восстание в Нагорном
Дагестане, причем его опорным пунктом был грузинский Лагодехи. Это -
лишь некоторые примеры нарушений со стороны Грузии майского мирного
договора с Советской Россией.
14 февраля 1921 года Ленин
не без колебаний дает указание: «Цека склонно разрешить 11-й армии
активную поддержку восстания в Грузии и занятие Тифлиса при соблюдении
международных норм и при условии, что все члены РВС после серьезного
рассмотрения всех данных ручаются за успех...» Однако сомнения все еще
остаются. 2 марта 1921 г. он телеграфирует Орджоникидзе, что "гигантски
важно искать приемлемого компромисса для блока с Жордания или ему
подобными меньшевиками, кои еще до восстания не были абсолютно
враждебны к мысли о советском строе на определенных условиях".
Длительные колебания и
первоначальное игнорирование Лениным предложений "партии войны" (среди
ее видных представителей было, кстати, много выходцев из Грузии),
установки на поиск компромисса с меньшевиками историки объясняют
по-разному. По мнению британского исследователя Карра, "Ленин накануне
введения нэпа и подписания торгового соглашения с Великобританией не
уделял большого внимания Грузии... Эта удивительная готовность не
торопиться с решением вопроса о меньшевиках была вызвана желанием
уменьшить опасность международных осложнений. Ленин продолжал до конца
жизни считать Грузию уязвимым местом советской политики". Возможны и
другие объяснения, однако очевидно одно: речь шла не об эфемерной
«независимости», а об использовании Западом «грузинского плацдарма» во
вполне конкретных геополитических целях.
Нельзя не задуматься о
воспроизведении одной и той же ситуации в разных исторических условиях.
Местное марионеточное правительство предпринимает по подсказке извне
решения, последствия которого абсолютно не может просчитать. Сегодня
американские военные, как и их англо-французские предшественники в
начале XX века, хозяйничают на территории республики практически
бесконтрольно, и это приводит к нападению на Россию. И, видимо, не
только на нее. Согласно сведениям, появившимся в открытой печати,
российские военные «накрыли» в районе Поти технику и аппаратуру, которую предполагалось использовать в ходе предстоящего нападения США на Иран.
Форсированная милитаризация,
которую уже сейчас предрекают господа Фрид и Брайза, заставит не только
Москву, но и ее региональных партнеров, позаботиться об адекватных
упреждающих мерах.
Признаемся себе честно:
совсем недавно Москве очень недоставало на Кавказе продуманной
политики. Иначе неизбежность признания Абхазии и Южной Осетии стала бы
предметом тщательного рассмотрения если не в канун «розового
переворота» 2003 года, то, во всяком случае, – летом 2004 года, во
время обострения в Южной Осетии. Уже тогда Саакашвили показал, что
скрывается за его «агрессивными мирными инициативами». Однако в Москве
и впоследствии не теряли надежд с ним договориться, сдавая Аслана
Абашидзе, выводя военные базы и направляя в ответ на обращения Цхинвала
формально-издевательские отписки Конституционного Суда.
Сейчас для Москвы
активизация связей с Ираном, включая их военно-политический компонент,
становится еще более актуальной – особенно в контексте военного
сотрудничества с Венесуэлой. Состоялась встреча
Директора ФСБ А.Бортникова с иранским коллегой Голама Хоссейна Мохсени
Эджейе. На Западе, очевидно, это прекрасно понимают – отсюда и волна
публикаций, призванных похоронить наметившееся российско-иранское
сближение3.
В новой ситуации необходимо
вспомнить и проанализировать еще раз все допущенные в прошлом просчеты,
приведшие к многочисленным жертвам и поставившие нашу страну на грань
крупных внутриполитических осложнений (если бы помощь Южной Осетии
запоздала 8 августа хоть на несколько часов) и широкомасштабного
вооруженного конфликта.
Если бесконтрольная
милитаризация Грузии продолжится, то уже скоро российская армия будет
иметь на южных границах сильного противника и к тому же полноправного
члена НАТО. Ради этой «великой цели» США и другие западные государства
могут де-факто признать и Абхазию, и Южную Осетию, заодно попытавшись
вовлечь их в свою «большую игру» на Кавказе (как это может происходить,
мы видели в ходе весенне-летних «дипломатических десантов» в Сухум во главе с Брайзой и Штайнмайером).
Любые рокировки на грузинском
Олимпе мало что дадут без превращения Грузии в нейтральное по отношению
к России государство. Только в этом случае возможна постепенная
нормализация обстановки в регионе, выстраивание дружественных отношений
на равноправной основе с Абхазией и Южной Осетией, осуществление
совместных экономических (в частности, транспортных) проектов. А без
этого новая и гораздо более крупная война на Кавказе практически
неизбежна.
_________________
1 http://www.osce.org/documents/html/pdftohtml/32898_en.pdf.html
2 Цит. по: Чалхушьян Гр. "Красная книга". Ростов-на-Дону, 1919 г.
3
http://www.iamik.ru/?op=full&what=content&ident=40190,
http://www.washtimes.com/news/2008/sep/11/iran-still-holds-bitter-memories-of-russia/