ЧУЖАЯ БОЛЬ КАК РАЗВЛЕЧЕНИЕ
О том, что Россию сегодня охватила настоящая волна жестокости, не
слышал и не читал только ленивый. Видеозаписи избиения молодыми людьми
и подростками стариков, женщин и детей, обошли весь рунет и достигли
даже официального телевидения. Драки между скинхедами и антифашистами,
нападение стаями на одиноких граждан, жестокие до извращенности
убийства – все это давно уже вышло за рамки обыкновенного хулиганства.
Сам факт того, что большинство подобных преступлений совершается
несовершеннолетними или просто очень молодыми людьми, пугает и удивляет
одновременно.
Многие сравнивают происходящее у нас с волной подростковых
преступлений на Западе. Однако разница между психопатичным одиночкой,
истерично отправляющим пулю за пулей в одноклассников, а затем
совершающим самоубийство, и толпой отморозков, с шутками и смехом
избивающих ногами женщину, а потом с радостным гвалтом возвращающихся
домой, на наш взгляд очевидна. В первом случае речь идет о желании
совершить преступление, эпатировать общество, доказать ему собственную
отчужденность, нарушив все мыслимые и немыслимые границы морали и
права. Во втором – о явном наслаждении от насилия. Если первые видят
границу дозволенного, и демонстративно ее нарушают, то в сознании
вторых эта граница уже стерта. Нельзя сказать, кто лучше или хуже. И те
и другие – порождения явной болезни общества, однако диагнозы абсолютно
разные.
СУБКУЛЬТУРА НАСИЛИЯ
Впрочем, о том, что наши дети-убийцы какие-нибудь особенные,
говорить не приходится. Дело в том, что всё, что мы наблюдаем, однажды
уже было. Речь идет о Соединенных Штатах Америки, о «благословенных»
шестидесятых.
Итак, послевоенная Америка вышла на рельсы общества потребления,
благосостояние населения росло, массовая культура набирала обороты,
телевидение развивалось семимильными шагами. Примерно тогда же грянула
пресловутая «сексуальная революция». И уже к концу пятидесятых годов в
Штатах начался настоящий бум молодежных субкультур. Началось все с
бродяг-битников, породивших затем не только миролюбивых хиппи, но и так
называемых «диких ангелов» – мотоциклистов, колесивших по американским
дорогам в поисках мифической свободы и приключений. Считается, что
«Дикими ангелами» они стали называться после выхода на экраны
одноименного фильма Роджера Кормана в 1965 году.
У нас принято идеализировать молодежные движения тех лет. Это
произошло по двум (противоположным, по сути) причинам. С одной стороны,
в выходках «взбесившейся молодежи», как ее называли на Западе, принято
было видеть протест против общества потребления, с его навязанными
«буржуазными» ценностями, против «загнивающего капитализма». С другой,
демонстративное сопротивление системе казалось сладким запретным
плодом, символизируя ту свободу самовыражения, которой подчас не
доставало советской молодежи.
Однако самим американцам порой было нелегко разделять восторги в
адрес этих «благородных» бунтарей. Если хиппи просто «отошли в
сторону», а если уж быть точным – добровольно опустились на дно,
инфантильно отвергнув мир взрослых, то байкеры причиняли жителям
американских городов немало бед. Останавливаясь на ночлег в небольших
городках и поселениях, эти «свободолюбцы» буквально терроризировали
жителей этих населенных пунктов. Массовые избиения мирных граждан,
групповые изнасилования, садистские методы унижения всех категорий
населения: от стариков до младенцев трудно назвать борьбой против
неправедного мира. Да эти ребята и не пытались найти своим действиям
самооправдание. Они просто получали удовольствие от процесса. За
несколько лет такой образ жизни стал достаточно популярен, то тут, то
там, в разных уголках страны появлялись все новые и новые мотоциклетные
банды. «Диких Ангелов» нетрудно было опознать не только по кожаным
курткам, которые были в моде не только у них, но и по обилию нацисткой
символики, гитлеровских орденов и свастик. Кроме того, тогда же в
Америке возникло еще несколько разновидностей подростков-преступников,
зацикленных на насилии как на способе самоутверждения. К концу
шестидесятых любительские видеокамеры становятся относительно
доступными для наиболее обеспеченных молодых людей. Тут же появляется
новая мода: снимать свои изощренные преступления с тем, чтобы потом
можно было еще не раз насладиться хрустом костей и мольбами о пощаде, а
заодно для того, чтобы похвастаться собственной жестокостью перед
такими же подонками.
СВОБОДА И БЕЗНАКАЗАННОСТЬ ДЛЯ «ОТМОРОЗКОВ»
Если у Вас еще не возникло стойкое дежавю, попробуем найти корни этого явления.
На самом деле агрессивные подростки не были борцами с обществом потребления, они были его закономерным порождением.
Послевоенная Америка, как было принято говорить, «сбросила оковы»
пуританской морали. За очень короткий промежуток времени большинство
привычных этических норм были отринуты и переведены в разряд
старомодного и ханжества. Сексуальная революция совпала с модой на
крайне натуралистичные сцены насилия, захватившей телевидение и
киноискусство. Планка допустимого в сознании молодых американцев упала,
а новой условной границы невозможного не возникло, просто потому что
адекватное воспитание на тот момент не входило в число забот борцов за
свободу слова.
Постепенно приучив обывателя к сценам насилия, СМИ, и в первую
очередь – телевидение, породили поколение людей, не только не боящихся
вида крови, но и не скрывающих нездорового любопытства по отношению к
боли и смерти других людей. Запертые в подсознании инстинкты вырвались
наружу и были взлелеяны массовой культурой, превратившись в нечто
нормальное. О том, как это произошло, интересно рассказывает
полудокументальный фильм Хаскелла Векслера «Холодным взором» 1969 года.
Его герой – телевизионный журналист, делающий карьеру на откровенных
сценах насилия. Фильм начинается с того, что, став случайным свидетелем
автокатастрофы, предприимчивый герой сперва делает репортаж, снимая
изуродованные тела пассажиров, агонию и мучения, а только потом
вызывает скорую помощь и полицию. На протяжении всего фильма автор
почти оправдывает своего персонажа, пытаясь доказать, что интерес к
смерти и мучениям – естественен для человека. Однако финал отнюдь не
радужен: попав в похожую аварию, журналист не получает помощи.
Оказавшийся поблизости паренек увлеченно снимает его гибель
любительской видеокамерой. Таким образом, режиссер фильма поднял вопрос
об ответственности деятелей культуры за воспитание в людях равнодушия,
и даже любопытства по отношению к насилию и смерти.
С детства привыкшие к виду крови на экранах телевизоров, которые
теперь наконец-то были практически в каждом доме, отвергшие
родительскую систему приоритетов как устаревшую и изжившую себя, не
озабоченные проблемами выживания в благополучном обывательском мире, а
потому склонные к инфантильности, молодые люди и подростки
зарождающегося общества потребления просто потеряли способность
ориентироваться среди ценностей и антиценностей, различать черное и
белое. В этой обстановке бунтарский дух, свойственный подросткам, и
пресловутый юношеский максимализм приняли поистине гротескные формы.
Само американское общество оказалось идеальной почвой для развития
подобных движений. Полная свобода действий жестоких «отморозков»
объясняется их полной безнаказанностью. Та, в свою очередь, проистекает
из разобщенности людей в эпоху потребления. В массовости общества – его
слабость, потому что даже в толпе человек остается одиночкой. Это
особенно бросается в глаза при разборе бесчинств подростков в небольших
поселениях, общее число взрослых сильных мужчин в которых превосходило
(подчас многократно) количество агрессоров в несколько раз. Однако
объединиться и поставить зарвавшихся юнцов на место эти мужчины были не
в состоянии. Каждый из них, снедаемый страхом за себя, предпочитал не
вмешиваться до тех пор, пока дело не касалось лично его. Каждый был
избит по одиночке, никто не попытался вступиться за другого. В
шестидесятые годы было немало и громких, и замятых дел об убийствах и
изнасилованиях на глазах у обывателей, которые побоялись не только
вмешаться, но и вызвать полицию. Кстати, в отношении общества того
времени к полиции кроется второй секрет той разнузданности, с какой
молодые люди терзали своих соплеменников. Большинство американцев
полиции попросту не доверяли. По поводу избиений и изнасилований чаще
всего даже не заводились уголовные дела: по той простой причине, что
потерпевшие предпочитали не обращаться в правоохранительные органы. И
даже если местные шерифы получали возможность задержать хулигана, они
не могли ею воспользоваться: не имели права наказывать человека за
преступление, по которому не было заведено дело. Не могли оказать
помощь и защиту тем, кто о ней не просил.
СТРАХ, ЗАМКНУТОСТЬ, РАЗОБЩЕННОСТЬ
Справедливости ради необходимо отметить, что уже к концу XX века
агрессивную молодежь удалось обуздать. В принципе это абсолютно
естественно, потому что подобные состояния, связанные с резким
пересмотром системы ценностей и переворотом в общественном сознании, по
определению не могут длиться вечно. Переходный период в западном
обществе окончился, на первый взгляд, достаточно благополучно:
подростковая преступность, сопряженная с бессмысленной жестокостью
перестала носить массовый характер, энергию молодежи даже удалось
частично перенаправить в мирное русло.
Однако не стоит упускать из виду то, каким путем было достигнуто это
перемирие. Если бы речь шла о восстановлении равновесия в умах
американских граждан, об объединении общества вокруг общих ценностных
ориентиров – за Соединенные Штаты и последовавшие за ними страны
Западной Европы можно было бы только порадоваться. К сожалению, ничего
подобного не произошло. «Веру в демократию» и любовь к
звездно-полосатому флагу нельзя назвать достаточными основаниями для
формирования полноценного мировоззрения, а без достойных святынь общество не в состоянии полностью излечиться.
Далеко не последнюю роль в достижении видимого благополучия
американского общества сыграло усиление роли правоохранительных
органов. С одной стороны – это несомненный плюс, с другой – еще один
шаг на пути к разобщению. Сегодня ни один вопрос граждане Штатов не
могут решить без участия властей, они постепенно утратили способность к
прямому диалогу, предпочитая использовать уполномоченного властью
посредника. Объединиться против общей угрозы, самостоятельно выяснить
взаимоотношения между соседями, сделать замечание чужому ребенку – для
современного американца это непростые задачи. Куда легче просто вызвать
полицию и самоустраниться. При этом соблюдение правил и законодательных
норм перестало быть делом личной совести. Современный американец знает,
что за ним со всех сторон следят не только полицейские видеокамеры, но
и бдительные соседи, и даже родственники, готовые в любой момент
наставить «заблудшего» на путь истинный прибегнув к содействию полиции.
Тотальный контроль позволяет сократить число реальных преступлений, но
не дает пространства для развития собственных моральных установок. А
это значит, что малейшее послабление контроля спровоцирует настоящий
взрыв подавленной жестокости. Ярким примером можно назвать поведение
«добропорядочных» американских граждан во время каскадных отключений
электричества в 1977-м и в 2003 годах. Темнота и всеобщая неразбериха
привели к небывалому взрыву преступлений, в первую очередь мародерства.
Этот пример наглядно показывает, что от беспредела американцев
удерживают не моральные установки, а банальный страх перед наказанием.
Все бы хорошо, но ведь человеку от природы свойственно стремиться к
объединению и общению, а современная общественная система на Западе
просто не дает своим гражданам такой возможности. Вот откуда такое
повальное бегство в виртуальный мир глобальной сети, где люди
объединяются в сообщества, общаются между собой, конфликтуют и выясняют
отношения. Но Интернет не может заменить реального общения, особенно
необходимого именно молодежи. Замкнутость и разобщенность порождают
одиночество и фрустрацию, а тотальный контроль со стороны «чуждого»
общества вызывает агрессию. Вот откуда волна бессмысленных преступлений
и самоубийств, совершаемых одиночками.
ВЕРНУТЬСЯ К НАСТОЯЩИМ ЦЕННОСТЯМ
Череда превращений, постигших американское общество во второй
половине прошлого века, очень напоминает то, что происходит в нашей
стране после перестройки и распада СССР. Девальвация моральных норм и
приоритетов прошлого, та же самая сексуальная революция, скопированная
с истории Запада. Отрекшись от старых ценностей, мы еще не успели
сформировать новых, наши СМИ ухватились за иллюзию свободы слова и
буквально завалили нас информацией о жестокости, насилии, смерти.
Приучив массового зрителя относиться к человеческим страданиям с
показным цинизмом, запутав его окончательно внезапно свалившимся на нас
«плюрализмом», телевидение новой России породило новое поколение
«взбесившейся» молодежи.
Расцвет молодежных субкультур в современной России вторичен, как
вторичны и сами субкультуры, неумело воспроизводящие молодежные
движения тех лет.
Разобщенность внутри общей массы, «одиночество в толпе» сегодня в
нашей стране достигли критического предела. Большинство обывателей
предпочитают не нарываться на проблемы и не лезть не в свое дело, даже
если становятся свидетелями преступления. В современном мире каждый
отвечает только сам за себя. Уровень доверия правоохранительным органам
упал низко как никогда, и, к сожалению, не без причин. Совокупность
этих фактов развязывает руки сегодняшним подонкам, мало чем
отличающимся от «диких ангелов» и негритянских банд Америки
шестидесятых.
В трудные для нашей страны девяностые годы, пытаясь воплотить
американскую мечту, мы пошли по пути повторения и досконально
воспроизвели все ошибки, совершенные американцами на пути к пресловутой
демократии. По словам Гегеля, история всегда повторяется дважды: в
первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса. Получив в нагрузку к
мифической свободе и псевдодемократии толпы агрессивно настроенной
молодежи, мы должны искать пути спасения страны не в истории других
стран, а в возрождении исконных ценностей, близких русскому человеку –
для того, чтоб разорвать порочный круг бесконечных заимствований.
Про западную культуру в иллюстрациях можете посмотреть здесь (admin)