...если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься... Сунь-цзы. «Искусство войны». Именно эти постулаты из трактата, который несколько веков изучают военные теоретики и практики, могут быть использованы в качестве лакмусовой бумаги при анализе событий в военной авиации, авиапроме США и России, произошедших в декабре прошлого года и январе нынешнего.
Дефекты и ржавчина Прежде всего внимание авиационных экспертов привлекли сообщения об истребителях F-15 Eagle, которые, как говорится, поставили на прикол. В дальнейшем последовали объяснения, заставляющие обратить особое внимание на планы Пентагона.
Командующий боевым командованием ВВС США генерал Джон Корли посетовал: «100 процентов истребителей моего флота физически изношены, а у 40 процентов из них вдобавок имеются негодные детали. Долгосрочные перспективы F-15 под вопросом». Было заявлено, что обнаружены производственные дефекты лонжеронов на самолетах этого типа от модификации от А до D. Они привели к разрушению самолетов на перегрузках 7g при выполнении пилотажа. Из 441 машины 259 признаны ограниченно годными, и их судьба будет решена в ближайшие четыре недели. На остальных выполнение ремонтных работ невозможно. Только к 182 ударным истребителям F-15E Strike Eagle не имелось претензий.
В результате в конце прошлого года командование американских ВВС для выполнения задач ПВО поставило на дежурство истребитель F-22 Raptor. В последних числах декабря американские малозаметные самолеты встретили и выполнили сопровождение российских Ту-95МС. Как говорят военные, встреча прошла в штатном режиме.
В ушедшем году разрекламированная новинка тоже преподнесла неприятные сюрпризы Пентагону. При перелете из США в Японию компьютерные программы F-22, образно говоря, сошли с ума и не смогли преодолеть меридиан смены дат. Позже объявлялось об обнаружении ржавчины в обшивке самолетов, которую решено устранить при выполнении регламентных работ.
Однако картина боеготовности американских ВВС не столь удручающая, как ее стараются представить пентагоновские генералы. При всех своих технических «шероховатостях» F-22 - машина пятого поколения. Около 100 этих истребителей в настоящее время уже стоит на вооружении ВВС США. Вышли на финишную прямую работы по созданию другого самолета пятого поколения - F-35. Военные других стран таких истребителей не имеют.
К тому же в прошлом году решалась судьба авиационных военных программ. Конгресс США запланировал к снятию с вооружения к 2010 году основной части F-15 и оснащению военной авиации 183 истребителями F-22 Raptor. Именно тогда генерал Джон Корли продемонстрировал свою любовь к
F-22 и делал заявления, что американским ВВС этих машин нужно желательно побольше и как можно быстрее. Так может, американское командование намеренно демонстрирует слабость своих ВВС или, точнее, создают такую иллюзию? По всей видимости, оно решило в полной мере воспользоваться теорией Сунь-цзы - ввести в заблуждение своих вероятных противников, а заодно в очередной раз припугнуть американского обывателя.
Представители ВВС США заявили: «Для того чтобы противостоять быстрому наращиванию возможностей ПВО и появлению новых истребителей в России и Китае» необходимо закупить не менее 381 истребителя F-22 и ускорить их производство c 20 до 32 машин ежегодно. При реализации этого плана, по оценке экспертов, налицо увеличение мощи американских ВВС, ни о какой их слабости не может идти речи. К тому же устранить выявленные на F-15 дефекты фирма Boeing может при минимальных финансовых затратах. В результате истребители еще не один год послужат американским военным, находясь на вооружении национальной гвардии США.
ВВС отдают приоритет качеству Российские военные решили прежде всего учесть опыт американских коллег, так неожиданно столкнувшихся с проблемами исправности авиатехники. Главком Военно-воздушных сил России генерал-полковник Александр Зелин определяющим считает качество авиационной техники и вооружения, а не форму собственности предприятий, на которых они были разработаны и произведены.
«Необходимо в самые кратчайшие сроки создать и довести до серийного производства столь необходимые ВВС новые современные двигатели и конкурентоспособные военные самолеты, а на каких заводах и в каких КБ это будет осуществлено - государственных или с участием бизнеса — для армии не имеет никакого значения, все они наши, российские. Важны результат и решение задач в обеспечении безопасности страны», - заявил главком.
По его мнению, все в конечном счете зависит от научного потенциала, технологических возможностей предприятия, а также от отношения людей к делу. «Можно привести десятки примеров, когда и государственные, и частные предприятия блестяще выполняют гособоронзаказ», - заявил главком ВВС. При этом он отметил, что разработкой и производством боевых самолетов и вертолетов, авиационных двигателей и вооружения сегодня занимаются предприятия самой разной формы собственности. «Двигатель для истребителя пятого поколения, например, разрабатывают полностью государственное ММПП «Салют» и частно-государственное НПО «Сатурн». Каждый из них представит на конкурс свой вариант двигателя. Чей проект окажется лучшим, тот и будет определен головным разработчиком», - сказал генерал-полковник А. Зелин.
С другой стороны, России необходима единая система воздушно-космической обороны с интеграцией в ней всех сил и средств ВВС, ПВО и Ракетно-космической обороны. По его оценке, «в строительстве вооруженных сил ведущих государств мира сформировалась устойчивая тенденция на развитие средств воздушно-космического нападения». Выступая на научной конференции в Академии военных наук, главком ВВС выразил мнение, что в настоящее время воздушно-космическая система обороны России находится в критическом состоянии. Вот почему необходимо уделить особое внимание устранению имеющегося нашего авиационно-технического отставания от американских коллег.
Отечественные компании в своей работе по выполнению контрактов стараются учесть все пожелания военных России и соответствовать мировым требованиям.
Самолеты на поток АХК «Сухой» для обеспечения успешного выполнения ГПВ реализует масштабную программу модернизации и технического перевооружения своих предприятий.
На НАПО им. Чкалова в 2007 г. выполнена реконструкция цеха окончательной сборки. Впервые в России организована поточная сборка самолетов. В процессе проведения работ самолет перемещается по зонам, на которые разделена производственная площадь цеха. Установленное новейшее оборудование позволило максимально автоматизировать процесс сборки. Теперь здесь одновременно можно собирать до 20 машин, а ремонт самолетов будет проходить в два раза быстрее.
В 2008 - 2009 годах планируется закупка 43 высокопроизводительных обрабатывающих центров на общую сумму порядка 50 миллионов евро. Все это позволит предприятию выйти на качественно новый уровень создания современной авиатехники.
«Су»хие итоги года Российский авиапром в настоящее время активно участвует в реализации Государственной программы вооружения на 2007-2015 гг. (ГПВ). Одним из лидеров считается АХК «Сухой». Компания выполнила план по поставке запасных частей и агрегатов для производимой для Министерства обороны РФ авиационной техники. Для летных учебных центров были изготовлены новые учебные классы и тренажеры.
Компания начала наземные испытания многофункционального истребителя Су-35, в ходе которых будут отработаны самолетная система, двигатели, навигационный комплекс и система управления. К летным испытаниям планируется приступить в конце I квартала 2008 года.
Для глубокой модернизации самолета использованы технологии пятого поколения. Отличительными особенностями машины станут сниженная радиолокационная заметность, новый комплекс авионики. Основу «интеллекта» истребителя составят информационно-управляющая система, интегрирующая системы бортового оборудования, новая РЛС с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей при большой дальности их обнаружения, новые двигатели с повышенной тягой и поворотным вектором тяги. Все это, по замыслу конструкторов, позволит обеспечить характеристики, дающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Серийное производство Су-35 фирма планирует начать в конце 2010 года.
В начале декабря прошлого года два модернизированных Су-24М2 совершили перелет из Новосибирского авиационного промышленного объединения им. В.П. Чкалова (НАПО им. Чкалова) в Липецкий центр боевого применения, где проводится переобучение летного состава российских ВВС. В дальнейшем еще четыре фронтовых бомбардировщика Су-24М2 совершили перелет из НАПО на Дальний Восток к месту своего постоянного базирования в одном из дислоцированных здесь авиаполков. На этом предприятии также ведется сборка новейших истребителей-бомбардировщиков Су-34.
План по оборонзаказу выполнило и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина (КнААПО им. Гагарина). Здесь ведутся работы по производству, модернизации и ремонту истребителей Су-27СМ.
КнААПО им. Гагарина и НАПО им. Чкалова участвуют в реализации проекта ПАК ФА. Они приступило к изготовлению первых опытных образцов перспективного истребителя по технической документации, полученной из ОКБ Сухого. По оценке специалистов, к началу летных испытаний, которые могут начаться в 2009 г., машинам предстоит пройти все необходимые этапы, связанные с подготовкой. Серийное производство самолета планируется начать к 2015 г.
Высокую боевую эффективность истребителя пятого поколения будут обеспечивать его летно-технические характеристики и возможность применять высокоточное оружие. На нем будут установлены самые современные двигатели, самолетное и бортовое радиоэлектронное оборудование. Все это позволит эффективно решать боевые задачи в условиях активного противодействия противника.
Проект российского ПАК ФА заинтересовал Индию. В соответствии с межправительственным соглашением о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения проведены заседания российско-индийской рабочей группы. На них обсуждены вопросы, связанные с реализацией проекта, распределением обязанностей между сторонами, сроками выполнения работ и их финансированием по реализации совместного проекта, а также технические требования, которые индийские ВВС предъявляют к самолету. Непосредственными исполнителями определены АХК «Сухой» и крупнейшая индийская авиационная корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL).