В воскресенье, 27 июля, Россия отмечала День
Военно-морского флота. Накануне праздника главнокомандующий ВМФ РФ
адмирал Владимир Высоцкий в очередной раз напомнил о планах по созданию
группировки атомных подводных лодок четвертого поколения и авианосных
групп. Об этом говорилось уже не раз. При этом последние заявления, по
всей видимости, были сделаны не только в связи с праздником, но также в
продолжение информационной кампании Кремля, начало которой было
положено сообщениями о планируемом размещении стратегических
бомбардировщиков ВВС РФ на Кубе.
Не исключено, что данная кампания связана и с новой Концепцией
внешней политики РФ, опубликованной сразу после выступления президента
РФ Дмитрия Медведева
перед российскими послами 15 июля этого года. В ходе своего выступления
глава государства потребовал от дипломатов быть агрессивнее. А
проведение агрессивной внешней политики любым государством на
современном этапе (как впрочем и всегда) возможно только при наличии у
него передовых систем вооружения (в наше время это стратегические
ракеты, спутники, бомбардировщики, авианосцы).
По словам Владимира Высоцкого, до 2017 года в составе ВМФ РФ
будет создана группировка атомных подводных лодок следующего поколения.
Помимо этого в перспективе на Северном и Тихоокеанских флотах будут
сформированы пять-шесть авианосных групп. При этом будут стоиться не
просто авианосцы, а морские авианосные системы. Строительство таких
систем начнется после 2012 года. Основным их отличием от сегодняшних
авианосцев и авианосных групп будет тесная взаимосвязь с космической
группировкой, военно-воздушными силами и системами противовоздушной
обороны.
Напомним, что еще 4 апреля 2008 адмирал Высоцкий представил план
развития ВМФ РФ до 2050 года. Согласно этому документу, до 2017 года
военно-морской флот получит восемь ракетоносцев проекта 955, а первые
три из них поступят на вооружение до 2010 года.
Головной (первый) атомный подводный крейсер "Юрий Долгорукий"
проекта 955 "Борей", оснащенный новыми баллистическими ракетами
"Булава-М", войдет в боевой состав Северного флота в конце 2008 года.
Второй атомный подводный ракетоносец "Александр Невский" проекта 955А
"Борей" войдет в состав ВМФ РФ в 2009 году. Третья подлодка "Владимир
Мономах" будет принята в 2010 году (ее закладка состоялась на
территории 55-го цеха ФГУП ПО "Северное машиностроительное предприятие"
в марте 2006 года).
Версия 955А отличается от начального проекта более мощным
вооружением - 16 ракет "Булава" вместо 12. Всего российский флот
планирует получить восемь подводных лодок семейства "Борей".
Первые ракетоносцы проекта 955, относящиеся к четвертому поколению АПЛ,
должны заменить в составе ВМФ России устаревающие ракетные подводные
крейсеры стратегического назначения (РПКСН) проекта 667БДР "Кальмар",
известные также под индексом НАТО DELTA III. Шесть подлодок данного
типа, введенных в состав ВМФ в 1978-1982 годах, в настоящий момент
составляют группировку стратегических ядерных сил Тихоокеанского флота.
Стратегические атомоходы семейства "Борей" вместе с ударными
многоцелевыми атомными подлодками усовершенствованного проекта 971
будут основой российского военно-морского флота ХХI века.
АПЛ проекта "Борей" - это силы сдерживания, которые смогут обеспечить России стабильное (безвоенное) развитие в новом веке.
Для субмарин нового типа на Камчатке планируется оборудовать
новую базу подводного флота в городе Вилючинск. Ее планируется
оснастить всей необходимой инфраструктурой для поддержания
боеспособности лодок и обеспечения нормальных условий проживания членов
экипажей и их семей.
По взятому в последние 7-8 лет темпу строительства подводных судов
Россия мало уступает США, если уступает вообще. Так, США в настоящий
момент строят только ударные АПЛ типа "Вирджиния", тогда как Россия
строит лодки всех трех основных классов - стратегические ракетоносцы
проекта 955 "Борей" (тип "Юрий Долгорукий"), атомные подводные
крейсера-носители крылатых ракет проекта 949А "Антей" (тип
"Краснодар"), многоцелевые АПЛ проекта 885 "Ясень" (тип "Северодвинск")
и проекта 971 "Щука-Б" (тип "Барс"). Также обе стороны осуществляют
широкую программу модернизации своих подводных лодок.
Отечественным аналогом лодок типа "Вирджиния" являются близкие по
основным размерам и скорости хода АПЛ проекта 885 "Ясень". По различным
сведениям, в настоящий момент для ВМФ России строится от двух до
четырех лодок данного типа. Российская субмарина превосходит
американскую по вооружению - 8 торпедных аппаратов против 4, а также 24
крылатые ракеты и 30 торпед против 12 и 26 соотвественно. Кроме того,
она более автоматизирована - экипаж новейшей отечественной субмарины
будет состоять всего из 55 человек против 100-113 на АПЛ типа
"Вирджиния". Как и подлодки "Вирджиния", российские "Щука" и "Ясень"
предназначены для охраны своих ракетоносцев и охоты на чужие.
Функцию сдерживания в США выполняют модернизированные атомные подводные
ракетоносцы "Огайо" с межконтинентальными ракетами Trident-II D-5. В
настоящее время на вооружении ВМС США состоят 18 подобных лодок, 14 из
них вооружены 24 межконтинентальными ракетами, а 4 АПЛ несут 154
крылатые ракеты "Томагавк". Все 18 подлодок были приняты на вооружение
ВМС США в период с 1981 по 1997 год. Интересно, что строительство лодок
"Огайо" началось только после принятия в СССР на вооружение ракет
высокой дальности Р-29У и Р-29Р в 1970-е годы.
Для охоты за авианосными соединениями "вероятного противника" в
России в настоящее время идет строительство атомных подводных ракетных
крейсеров проекта 949А "Антей" (по классификации НАТО - Oscar-2).
Головной крейсер проекта 949А "Белгород" был заложен в июле 1992 года,
однако вскоре его строительство было заморожено. Достройка "Белгорода"
началась после гибели однотипного атомохода "Курск" в Баренцевом море.
Крейсер проекта 949А "Белгород" является модернизированной версией
подлодки проекта 949 К-525, которая вошла в боевой состав Северного
флота в декабре 1980 года. Всего было выпущено две подлодки 949 К-525.
В настоящее время они выведены в резерв.
Группировка подводных лодок проекта 949А является, наряду с самолетами
морской ракетоносной и дальней авиации Ту-22М-3, фактически
единственным средством, способным эффективно противостоять ударным
авианосным соединениям США. Наряду с этим боевые единицы группировки
могут успешно действовать против кораблей всех классов в ходе
конфликтов любой интенсивности.
Авианосцы
В настоящее время в составе российского флота имеется только один
авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов". В
течение ближайших двадцати-тридцати лет флот должен получить шесть
полноценных авианосных ударных групп, каждая из которых будет включать
в себя авианосец, силы сопровождения и вспомогательные суда. Три АУГ
будут базироваться на Северном, три - на Тихоокеанском флоте. Такая
численность флота позволит постоянно держать на боевом дежурстве два
авианесущих корабля, еще два будут находиться в боевой готовности и два
- проходить ремонт или модернизацию.
В результате российский флот превзойдет по численности авианесущих
кораблей ВМФ СССР, располагавший к концу 80-х годов четырьмя тяжелыми
авианесущими крейсерами - "Киев", "Минск", "Новороссийск" и "Баку".
Проектирование российских авианосцев ведется с 2005 года, а их
непосредственное строительство начнется в 2010 году. Оно будет
развернуто, скорее всего, в Северодвинске, где в настоящее время
ведутся работы по созданию дока, позволяющего сооружать надводные
корабли водоизмещением свыше 100 тысяч тонн. Стоимость одного авианосца
составит около двух миллиардов долларов.
Первая авианосная ударная группа должна войти в состав
Северного флота в 2016-2017 годах. До этого времени планируется принять
на вооружение первые серии боевых надводных кораблей нового поколения,
предназначенных для сопровождения авианосцев, борьбы с авиацией и
подводными лодками. В России в рамках проекта создания авианосцев будет
построен тренажерный комплекс для пилотов палубной авиации вместо
аналогичного объекта, оставшегося на Украине.
По заявлению бывшего главкома ВМФ РФ Владимира Масорина,
в ближайшие 10-20 лет для ВМФ РФ всего будет создано 300 кораблей
различных классов, начиная от корветов, фрегатов и десантных кораблей и
заканчивая атомными и дизельными подводными лодками. В мае 2006 года со
стапеля судостроительного завода "Северная Верфь" в Санкт-Петербурге
спущен на воду корвет "Стерегущий", построенный с активным
использованием технологий "Стелс". Головной корвет проекта 20380,
получивший имя в честь легендарного миноносца времен Русско-японской
войны, стал первым кораблем, построенным на предприятии за последние 15
лет.
Помимо уже спущенного на воду "Стерегущего", "Северная верфь" в
настоящее время строит для ВМФ России еще два корабля этой серии -
"Бойкий" и "Сообразительный". Предполагается, что, начиная с текущего
года, флот будет получать как минимум по одному новому корвету
ежегодно. Всего ВМФ рассчитывает ввести в строй не менее двадцати
боевых единиц данного типа, в связи с чем планируется строительство
кораблей проекта 20380 на предприятиях Дальнего Востока.
В советские времена боевой состав флота планировалось довести
до 1400 кораблей, однако было построено только около 1000 единиц. По
словам бывшего главкома ВМФ РФ, в будущем такое количество России не
нужно, оно будет втрое меньшим. Зато это будут мощные и современные
корабли, обладающие несравнимо большими возможностями. В то же время
доля кораблей океанской зоны значительно возрастет по сравнению с
нынешней.
Конечно, создание авианосных ударных группировок и группировок
атомных подводных лодок для современной России является необходимостью
- они должны стать одними из главных инструментов новой внешней
политики. Однако реализация таких амбициозных планов потребует полной
перестройки отечественного ОПК и привлечения новых
научно-производственных кадров. А это процесс долгий, требующий строго
контроля и постоянной оценки эффективности с учетом изменяющейся
научно-технической конъюнктуры. В итоге может получиться так, что к
моменту принятия на вооружение российские авианосцы будут не в полной
мере отвечать новым вызовам и угрозам. Россия должна была иметь как
минимум 10-20 авианосцев к 70-80-м годам прошлого века, но нежелание
отдельных партийных деятелей слушать адмирала Кузнецова подорвало мощь
российского флота. Остается надеяться, что нынешнее российское
руководство подобных ошибок не допустит.
Павел Сергеев