В течение последней недели новость о возможном размещении самолетов ВВС РФ на Кубе
вызвала чрезмерный резонанс в зарубежных и отечественных СМИ. Некоторые
называют эти сообщения очередной информационной кампанией Кремля,
другие усматривают в них здравый смысл - Россия вполне могла бы
использовать базы Кубы, Венесуэлы и Алжира в качестве "аэродромов
подскока" для своей стратегической авиации. Чем же на самом деле Россия
готова отвечать на расширение ПРО США и что Пентагон может
противопоставить возросшим амбициям Москвы?
В настоящее время стратегические бомбардировщики, состоящие
на вооружении ВВС России, входят в состав 37-й воздушной армии
Верховного главнокомандования (стратегического назначения).
В 37-й воздушной армии имеются две тяжелых бомбардировочных
дивизии, на вооружении которых состоят стратегические бомбардировщики
Ту-160 и Ту-95МС, в совокупности способных нести до 884 крылатых ракет
большой дальности. Кроме этого, в составе армии находятся четыре
тяжелых бомбардировочных дивизии с бомбардировщиками Ту-22М3 (Backfire
C).
22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная дивизия, базирующаяся
в городе Энгельс (Саратовская область), включает в свой состав два
полка тяжелых бомбардировщиков: 121-й гвардейский с бомбардировщиками
Ту-160 и 184-й полк с бомбардировщиками Ту-95МС. В составе 22-й дивизии
находится 15 бомбардировщиков Ту-160 и 18 бомбардировщиков Ту-95МС.
326-я тяжелая бомбардировочная дивизия базируется в Украинке
(Хабаровский край). В состав этой дивизии входят 79-й и 182-й
гвардейский полки бомбардировщиков Ту-95МС. Всего на базе в Украинке
находится 40 бомбардировщиков.
Здесь необходимо напомнить, что в 1990-е годы российская
стратегическая авиация понесла серьезный ущерб, связанный с потерей
кадров, снижением летной подготовки пилотов, повышенной аварийностью,
отсутствием запчастей. О модернизации старой и поставках новой техники
пришлось на время забыть. А те новые образцы Ту-160, которые
поставлялись с мая 1987 года в ВВС РФ, после развала Советского Союза
оказались на территории Украины, так как изначально входили в состав
184-го тяжелобомбардировочного авиаполка в Прилуках.
В январе 1992 года президент РФ Борис Ельцин
принял решение о прекращении серийного выпуска Ту-160. Всего к этому
времени было построено 35 самолетов. В том же году Россия в
одностороннем порядке прекратила полеты своей стратегической авиации в
удаленные регионы мира.
В 1998 году Украина приступила к уничтожению принадлежавших ей
стратегических бомбардировщиков на выделенные США по программе
Нанна-Лугара средства. России удалось частично приостановить процесс. В
1999-2000 годах была достигнута договоренность, по которой Украина
передала России восемь Ту-160 и три Ту-95 взамен на списание части
долга по газу.
Постепенное восстановление российской стратегической
бомбардировочной авиации началось лишь с началом нового тысячелетия. В
мае 2000 года в состав ВВС РФ был включен новый Ту-160 (бортовой номер
"07" "Александр Молодчий"). В 2002 году Минобороны РФ заключило договор
с ОАО "КАПО имени Горбунова" на модернизацию 15 самолетов Ту-160. 12
апреля 2006 года было объявлено о завершении государственных испытаний
модернизированных двигателей НК-32 для Ту-160.
22 апреля 2006 года экс-командующий Дальней авиацией ВВС России
генерал-лейтенант Игорь Хворов сообщил, что в ходе учений группа
модернизированных самолетов Ту-160 проникла в воздушное пространство
США и осталась незамеченной.
5 июля 2006 года на вооружение ВВС России был принят модернизированный
Ту-160, который стал 15-м самолетом данного типа (бортовой номер "19"
"Валентин Близнюк"). Этот самолет был построен еще в 1986 году, но
использовался для проведения испытаний в ОКБ Туполева.
17 августа 2007 года Россия возобновила полеты стратегической авиации в
удаленных регионах на постоянной основе. В сентябре 2007 года ВВС
Норвегии и Великобритании подняли истребители на перехват
бомбардировщиков Ту-160, патрулировавших пространство над Северной
Атлантикой. В начале 2008 года стратегические бомбардировщики Ту-160
принимали участие в маневрах ВМФ России в Атлантическом океане.
29 апреля 2008 года в состав 121-го Гвардейского авиационного
Севастопольского Краснознаменного тяжелого бомбардировочного полка был
включен новый, 16-й по счету, самолет Ту-160 "Виталий Копылов".
Таким образом, в настоящее время на вооружении ВВС РФ состоят 64 Ту-95МС и 16 Ту-160.
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС (Bear H) разрабатывался в 1950-х
годах в КБ А.Н.Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось
с 1984 по 1991 годы на авиационном заводе в Куйбышеве (в настоящее
время Авиационный завод Авиакор, город Самара). Бомбардировщик оснащен
турбовинтовыми двигателями и относиться к самым быстрым самолетам
данного типа. Его ударное вооружение состоит из шести крылатых ракет
большой дальности Х-55, размещенных в бомбовом отсеке. Вариант
бомбардировщика Ту-95МС16 может дополнительно нести до 10 крылатых
ракет, размещаемых на пилонах под крыльями.
Стратегический бомбардировщик Ту-160 (Blackjack) также был
создан в КБ А.Н.Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось
с 1984 по 1991 годы и вновь с 1999 года на авиационном заводе в Казани
(в настоящее время Казанское авиационное производственное объединение
им. С.П.Горбунова). Ударное вооружение бомбардировщика состоит из 12
крылатых ракет большой дальности Х-55, размещаемых в бомбовом отсеке.
После проводимой в настоящее время программы модернизации
бомбардировщики будут способны нести бомбы свободного падения и
неядерные крылатые ракеты.
Крылатые ракеты Х-55 (AS-15, РКВ-500А), состоящие на вооружении
дальней авиации, разработаны в МКБ Радуга (город Дубна, Московская
область). Их серийное производство началось в 1983 году. За счет
применения дополнительных топливных баков был разработан вариант ракеты
Х-55СМ (РКВ-500Б), обладающий большей дальностью. В 1999 году были
проведены испытания модернизированного варианта ракеты Х-555 (неядерный
вариант Х-55). В настоящее время в России ведется работа над новой
крылатой ракетой, которая по всей видимости призвана будет заменить
Х-55 и ее варианты. Новая ракета в обычном оснащении стала известна как
Х-101, вариант ракеты в ядерном оснащении известен как Х-102.
По тактико-техническим характеристикам и составу вооружения
Ту-160 является наиболее мощным боевым самолетом в мире и значительно
превосходит аналогичный американский бомбардировщик В-1В Lancer. Однако
несмотря на это, их количество в составе ВВС РФ в настоящее время не
позволяет обеспечивать полный контроль мирового воздушного
пространства, как это делаю ВВС США.
Что у американцев?
На вооружении стратегической бомбардировочной авиации ВВС США
состоят бомбардировщики типов В-1В, В-2А и В-52Н (всего 181 самолет с
учетом самолетов, находящихся в активном резерве при частях и в составе
командования резерва ВВС). Основные силы и средства СБА сосредоточены в
8-й и 12-й воздушных армиях боевого авиационного командования ВВС США.
Кроме того, эскадрилья В-52Н (восемь самолетов) из состава командования
резерва ВВС базируется на авиабазе Барксдейл (штат Луизиана). Передовые
авиабазы США за рубежом, на которых допускается размещение самолетов
СБА: Фэлфорд (Великобритания), Андерсен (остров Гуам), Эль-Удейд
(Катар), Диего-Гарсия (архипелаг Чагос).
Основным тактическим формированием стратегической бомбардировочной
авиации США является тяжелое бомбардировочное авиационное крыло, на
основе которого строится структура типовой авиабазы. В свою очередь,
типовое авиакрыло включает штаб и четыре группы: оперативную,
технического обслуживания, аэродромно-технического обеспечения и
медицинскую. В состав оперативной группы входят боевые эскадрильи
(одна-три) с экипажами и авиационной техникой, а также подразделения
планирования и управления полетами, разведывательные и другие. Группа
технического обслуживания отвечает за боеготовность авиационной
техники, ее эксплуатацию и ремонт. Группа аэродромно-технического
обеспечения осуществляет инженерную, материально-техническую и тыловую
поддержку боевых эскадрилий, а также отвечает за охрану и оборону
авиабазы.
В состав боевой эскадрильи (в зависимости от типа
бомбардировщика, состоящего на вооружении крыла) входят восемь (В-2А)
либо 12 (В-1B, B-52H) самолетов.
Согласно существующим планам строительства в составе
стратегической бомбардировочной авиации США до 2035-2040 годов
сохранятся все три типа бомбардировщиков в количестве 156 самолетов (76
В-52Н, 60 В-1В, 20 В-2А). Из них 96 бомбардировщиков (36 В-1В, 16 В-2А
и 44 В-52Н) будут использоваться для непосредственного выполнения
боевых задач.
По расчетам руководства ВВС США, стратегическая
бомбардировочная авиация из 156 бомбардировщиков, прошедших
соответствующие программы модернизации и оснащенных современными и
перспективными бортовыми средствами поражения, будет способна
обеспечивать потребный уровень готовности и ударной мощи воздушного
компонента вооруженных сил и соответствовать предъявляемым руководящими
документами по строительству американских ВС требованиям в рамках всего
спектра решаемых задач.
Машины, предназначенные для непосредственного выполнения задач
(96 единиц), будут базироваться на пяти основных авиабазах СБА
континентальной части США: Майнот (штат Северная Дакота) - 12 В-52Н,
Элсворт (Южная Дакота) - 24 В-1В, Уайтмен (Миссури)- 16 В-2А, Дайс
(Техас)- 12 В-1В и Барксдейл (Луизиана) - 24 В-52Н и 8 В-52Н резерва
ВВС.
Планами строительства СБА предусмотрена разработка
экспериментального образца ударной платформы дальнего действия нового
поколения к 2018 году. При этом условии работы по созданию платформы
должны начаться не позднее 2013 года.
Таким образом, видно, что Россия, безусловно, отстает от США по
силам и средствам СБА и для реализации амбициозных планов на Кубе, в
Венесуэле и Алжире России необходимо первоначально задуматься о
восстановлении собственного ОПК для интенсивного увеличения количества
современных средств СБА. Без них нынешние геополитические войны не так
уж просто выиграть. А пока нет таких возможностей, России остается
только проводить информационные кампании, но, возможно, такой способ
борьбы в современном информационном обществе намного эффективнее самих
самолетов.
Павел Сергеев