Су-35 (Flanker-E), многофункциональный сверхманевренный истребитель
История создания
Су-35 является глубоко модернизированной версией истребителя Су-27 и
соответствует поколению 4++. В ходе модернизации Су-27 был оснащен
передним горизонтальным оперением (ПГО), системой дозаправки топливом в
воздухе, новым комплексом БРЭО и расширенной номенклатурой вооружения.
Необходимость создания нового самолета была обусловлена стремлением
расширить возможности истребителя-перехватчика ПВО Су-27 и создать на
его базе единый многоцелевой истребитель для ВВС СССР, способного в
равной степени эффективно решать задачи поражения воздушных и наземных
целей. Этот самолет планировалось оснастить более эффективной бортовой
радиолокационной станцией (РЛС) с увеличенной дальностью действия,
лучшей помехозащищенностью и дополнительными режимами работы
"воздух-поверхность", а также ракетой средней дальности нового
поколения с активной радиолокационной головкой самонаведения и
инерциальной системой управления.
Модифицированный самолет Су-27М (Т-10М в ОКБ), впоследствии Су-35,
создавался по решению Комиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам
(от 29.12.1983 г.) группой конструкторов во главе М.А.Погосяном
(генеральный конструктор М.Н. Симонов). Эскизный проект Су-27М был
подготовлен в 1985 г. Испытания первого опытного образца Т-10М-1,
построенного с использованием планера серийного Су-27 (Т-10-70)
начались 28.06.1988 г. (летчик-испытатель О.Г. Цой), а 18.01.1989 г.
первый полет совершил второй прототип (Т-10М-2). Серийное производство
Су-27М было развернуто в Комсомольске-на-Амуре, первый из которых был
выпущен 1.04.1992 г. За рубежом самолет, получивший наименование Су-35
впервые был показан осенью 1992 г. на авиасалоне в Фарнборо
(Великобритания). Опытный самолет Су-27М (Т-10М-6, бортовой номер 706),
предназначенный для для отработки модифицированной системы
дистанционного управления и другого оборудования, в 1992 г. был
представлен министрам обороны СНГ на выставке авиационной техники в
Мочулищах (Белоруссия). В августе 1993 г. Су-35 был продемонстрирован
на международном авиакосмическом салоне (МАКС-93) в г. Жуковском.
Назначение
Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-35 предназначен
для завоевания господства в воздухе путем уничтожения пилотируемых и
беспилотных летательных аппаратов управляемыми ракетами средней
дальности и в ближнем воздушном бою, поражения надводных и наземных
целей с использованием бортового вооружения, в первую очередь
высокоточного в ходе ведения автономных и групповых действий в любых
метеоусловиях. Кроме того, самолет может решать задачи разведки на
сухопутных и морских театрах военных действий.
Основные отличия и конструктивные особенности
Основные отличия от серийного самолета Су-27:
дополнительное переднее горизонтальное оперение на наплыве крыла;
цифровая система дистанционного управления в продольном, поперечном и
путевом каналах; изменены обводы носового радиопрозрачного конуса и
центральной хвостовой балки; увеличенная до 34 т максимальная взлетная
масса, усиленное шасси с двухколесной передней опорой; увеличенный до
10250 кг запас топлива за счет интегральных баков-отсеков в крыльях и
вертикальном оперении; увеличенная площадь и высота килей; наличие
системы дозаправки топливом в полете с выпускаемой штангой в
предкабинном отсеке слева и возможности применения двух подкрыльевых
подвесных топливных баков емкостью по 2000 л; новый комплекс БРЭО
(многорежимный радиолокационный прицельный комплекс с РЛС переднего
обзора, РЛС заднего обзора, оптико-электронный прицельно-навигационный
комплекс, бортовой комплекс обороны, новый комплекс связи и др.);
измененное приборное оборудование кабины летчика и кресло с углом
наклоном спинки 30 град.; наличие ракет средней дальности типа РВВ-АЕ;
увеличенное до 12 количество ракет; возможность применения управляемого
и неуправляемого оружия для поражения наземных целей.
Конструктивно самолет Су-35 спроектирован по концепции
"электронной устойчивости" с электродистанционной системой управления
(СДУ). Он построен по нормальной аэродинамической схеме с
дополнительным передним горизонтальным оперением и интегральной
компоновкой. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого
удлинения оснащено развитыми наплывами и плавно сопрягаясь с фюзеляжем
образует единый несущий корпус. Два двухконтурных турбореактивных
двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных
мотогондолах, установлены под несущим корпусом самолета на расстоянии
друг от друга, что устраняет их аэродинамическое взаимное влияние и
позволяет размещать между ними по схеме "тандем" две управляемые
ракеты. Сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники расположены под
центропланом.
Головная часть фюзеляжа представляет собой
цельнометаллический полумонокок с поверхностью интегральной формы и
начинается радиопрозрачным осесимметричным обтекателем антенны бортовой
РЛС. В ней находится носовой отсек оборудования с блоками
радиолокационного прицельного комплекса (РЛПК) и оптико-электронной
прицельной системы (ОЭПС), кабина летчика, подкабинные и закабинный
отсеки оборудования, ниша уборки передней опоры шасси с одной створкой.
Кабина летчика герметична и оснащена двухсекционным фонарем, состоит
из неподвижного козырька и открывающейся вверх-назад сбрасываемой части
с большой площадью остекления и хорошим обзором во все стороны. В
кабине установлено катапультируемое кресло К-36ДМ 2-й серии. Перед
фонарем кабины справа от оси самолета установлен визир
оптико-локационной станции, а в предкабинном отсеке слева - выпускаемая
штанга системы дозаправки топливом в полете. В центральном и двух
боковых подкабинных отсеках размещены блоки радиоэлектронного
оборудования, в закабинном - основной объем радиоэлектронного
оборудования, патронный ящик с боекомплектом пушки, ниша для передней
опоры шасси. В правом наплыве закабинного отсека расположена встроенная
30-мм скорострельная пушка с системой подачи боезапаса, в левом -
агрегаты самолетных систем и блоки радиоэлектронного оборудования. На
наплывах крыла установлены консоли цельноповоротного переднего
горизонтального оперения.
Средняя часть фюзеляжа разделена на технологические
отсеки: передний топливный бак-отсек (расположен по оси симметрии
самолета между головной частью фюзеляжа и центропланом); центроплан -
основной несущий элемент самолета (выполнен в виде топливного
бака-отсека с тремя поперечными стенками и рядом нервюр), на нижней
поверхности которого расположены узлы крепления основных опор шасси,
мотогондол двигателей, пилонов подвески оружия; гаргрот (силовой
агрегат для размещения коммуникаций и установки оборудования).
Хвостовая часть фюзеляжа также представляет собой
совокупность ряда технологических отсеков, предназначенных для
размещения двигателей, основных опор шасси, оперения самолета,
топливного бака-отсека, контейнера с тормозными парашютами, др.
агрегатов и коммуникаций самолетных систем. На боковой поверхности
воздухозаборников установлены антенны станции предупреждения об
облучении.
Крыло самолета с развитой механизацией свободнонесущее
с углом стреловидности по передней кромке 42 град. На торцах законцовки
крыла может быть установлено пусковое устройство для управляемых ракет
класса "воздух-воздух" ближнего боя или контейнеров с аппаратурой РЭП.
Шасси самолета трехопорное, убирающееся, с одним
колесом на основных опорах и двухколесной управляемой передней опорой.
Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки, которые служат
платформами для установки цельноповоротных консолей горизонтального
оперения с прямой осью вращения, двухкилевого разнесенного по внешним
бортам хвостовых балок вертикального оперения и подбалочных гребней.
Силовая установка представлена двумя турбореактивными
двухконтурными двигателями с форсажными камерами (ТРДДФ) производства
"НПО "Сатурн" типа АЛ-31Ф, тягой по 12500 кгс каждый.
Оборудование
Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) включает ряд систем,
использующих элементы искусственного интеллекта. В их числе система
управления вооружением (СУВ – когерентная импульсно-доплеровской РЛС
переднего обзора с ФАР Н011М, РЛС заднего обзора, оптико-электронная
прицельная система, нашлемная система индикации и целеуказания);
навигационных комплекс (инерциальная курсовая система, радиотехнические
системы дальней и ближней навигации); система отображения информации с
тремя многофункциональными индикаторами; комплексная система РЭБ (ИК
датчик предупреждения об атакующих ракетах противника, активные системы
подавления), система государственного опознавания. На экспортных
самолетах состав оборудование определяется заказчиком.
Вооружение
Самолет Су-35 оснащен стрелково-пушечным, управляемым ракетным
класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", неуправляемым ракетным и
бомбардировочным вооружением. Стрелково-пушечное вооружение
представлено 30-мм встроенной автоматической скорострельной
одноствольной пушкой типа ГШ-301 (установлена в наплыве правой половины
крыла, боекомплект 150 патронов, 1500 выстр./мин.).
Управляемое ракетно-бомбовое вооружение может включать управляемые
ракеты (УР) типа Р-27РЭ (ТЭ,Т,Р), РВВ-АЕ, Р-73 класса "воздух-воздух",
а также УР Х-59, противокорабельные (ПКР Х-31А) и противолодочные (ПРЛР
Х-31П) ракеты, УР Х-29Т класса "воздух-поверхность"; корректируемые
авиабомбы КАБ-500Кр, КАБ-500Л и КАБ-1500Кр. Максимальная масса
неуправляемого вооружения класса "воздух-поверхность" может достигать
8000 кг и включать бомбы типа ФАБ-500М54, ФАБ-500М62, ФАБ-250М54,
ОФАБ-100-120, зажигательные баки ЗБ-500, контейнеры КМГУ, неуправляемые
ракеты типа С-8 в блоках Б-8М1, С-13 в блоках УБ-13, С-25 в пусковых
устройствах.
Ракетное и бомбардировочное вооружение может размещаться на
авиационных пусковых (АПУ) и авиационных катапультных (АКУ)
устройствах, а также на балочных держателях (12 точек): 6 - под
консолями крыла, 2 - под законцовками крыла, 2 - под гондолами
двигателей и 2 - под центропланом между мотогондолами (по схеме
"тандем"). На самолете может быть подвешено до 8 УР "воздух-воздух"
средней дальности типа Р-27 с полуактивными радиолокационными (Р-27Р,
Р-27ЭР) или тепловыми (Р-27Т, Р-27ЭТ) головками самонаведения, до 10 УР
средней дальности РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками
самонаведения и до 6 УР ближнего маневренного боя Р-73 с тепловыми
головками самонаведения. Типовой вариант вооружения самолета при
решении задач "воздух-воздух" включает 8 ракет Р-27Э (или РВВ-АЕ) и 4
ракеты Р-73. Всего на Су-35 может быть размещено более 70 вариантов
вооружения.
Состояние и модификации
Состояние – к 1995 г. было построено 12 самолетов Су-27М опытной
серии (в т.ч. 9 на "КнААПО им. Ю.А. Гагарина"), которые после доработки
обозначены как Су-35. Серийное производство планировалось на 1996-2005
гг., но из-за отсутствия средств было отложено.
Модификации:
Су-27 - базовый серийный истребитель;
Су-35 (Су-27М) – многофункциональный самолет опытной серии;
Су-35УБ - многоцелевой двухместный учебно-боевой истребитель (в стадии разработки);
Су-37 (Су-27М2, Super Flanker) – истребитель с
двигателями типа АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, короткоходовой
боковой ручкой управления. ьших перегрузках. Выполнен по
аэродинамической схеме "неустойчивый интегральный триплан" и
практически не имеет ограничений по углу атаки. Планер в целом выполнен
с использованием новых высокопрочных сплавов и композиционных
материалов. В кабине летчика установлены: катапультируемое кресло К-36,
4 жидкокристаллических многофункциональных цветных дисплея для
отображения всей необходимой информации и табло отказов. Истребитель
оснащен современным радиоэлектронным оборудованием, новой системой РЭБ
и системой закрытого обмена данными о целях с другими истребителями и
наземными командными пунктами. Первый полет прошел 2.04.1996 г.,
18.08.1966 г. - впервые показан на авиационном празднике в Тушино. В
настоящее время летные испытания продолжаются. Собран на заводе в
Комсомольске-на-Амуре как прототип серийного боевого самолета.
Максимальная взлётная масса, кг |
34000 |
Нормальная взлётная масса, кг |
25700 |
Масса пустого самолёта, кг |
18400 |
Максимальная посадочная масса, кг |
. |
Масса топлива, кг |
10250 (во внутренних баках) |
Длина пробега, м |
600 |
Длина разбега, м |
750 |
Крейсерская скорость, км/ч |
. |
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч |
2500 |
Максимальная скорость у земли, км/ч |
1400 |
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км |
3200 (на большой высоте без ПТБ) |
Практический потолок, км |
18000 |
Длина самолёта, м |
22,18 |
Высота самолёта, м |
6,43 |
Размах крыла, м |
14,7 |
Площадь крыла, кв.м |
62 |
Энергетическая установка |
2хТРДДФ АЛ-31A (2х12500 кгс) |
Источник: http://www.arms-expo.ru/site.xp/049049056052124050057055048.html
|
Категория: Армия (оружие) | Добавил: Тимофей (06.07.2008)
| Автор: E W
|
Просмотров: 1016 | Комментарии: 0
| Теги:
| Рейтинг: 0.0/0 |
|