В условиях безудержного продвижения НАТО к границам России
руководство РФ декларирует благие намерения энергично повышать
обороноспособность страны, а министр обороны г-н Сердюков усердно
занялся реформой Вооруженных cил.
Применительно к борьбе против
экономического кризиса в правительстве говорят, что действовать надо
быстро, но осторожно. Но используется эта формула только для банковской
системы. А вот применительно к Вооруженным cилам «реформаторы» рубят
шашкой налево и направо. Ничего нового в этом нет. Со времен
безоглядного бегства армии РФ из Восточной Европы сутью «реформ» всегда
было сокращение Вооруженных сил.
Между тем речь впору вести
не о «реформах», а о восстановлении армии из руин, оставленных
предыдущими «преобразованиями». Дело дошло до признания начальника
Генерального штаба, что в начале войны с Грузией пришлось поспешно
искать офицеров и генералов, способных управлять войсками в бою. Хотя
обучать войска и готовить командиров к управлению подразделениями и
частями в бою – одна из основных задач штабов, в том числе и
Генерального штаба.
Между тем то, что хотят сделать с
Генеральным штабом, нельзя назвать иначе, как уничтожением органа
стратегического звена управления страной и Вооруженными cилами.
Планируется сократить мозговой центр Вооруженных сил – Главное
оперативное управление (ГОУ) – с 560 до 220 человек. Утверждают, что
это делается, дабы разместить в кабинетах офицеров ГОУ несколько
десятков советников и советниц министра обороны в возрасте от 22 до 40
лет, а также и часть служащих Внешторгбанка-24.
Боюсь, что не
только министр обороны г-н Сердюков, но и общество в целом не в полной
мере представляют себе значения Генерального штаба для
обороноспособности страны. Это не просто бюрократическое учреждение.
Это орган, обеспечивающий колоссальных размеров и важности работу по
подготовке страны и армии к возможной войне, к переводу страны с мирных
рельсов на военные.
Главное оперативное управление занимается
созданием и управление развертыванием группировок войск на
стратегических и операционных направлениях, созданием и поддержанием в
постоянной готовности системы пунктов управления страной и Вооруженными
силами. Все виды и рода Вооруженных сил действуют по планам и под
руководством Генштаба. Например, все знают о Ракетных войсках
стратегического назначения. Но мало кто знает, что планированием
объектов для ударов занимаются не сами РВСН, а соответствующее
управление Генштаба.
Не менее важные функции у Главного
организационно-мобилизационного управления (ГОМУ). Оно планирует все:
какой завод на какую продукцию военного времени должен переключиться,
какие материальные ресурсы должны быть доставлены в какие места, как
будет проходить мобилизация и куда будет направляться пополнение. Чтобы
представить себе масштабы этой деятельности, достаточно сказать, что
мобилизации подлежит до 20% трудоспособного населения страны. В случае
России это от 10 до 15 миллионов человек. И нужно предусмотреть не
просто их призыв, но и заблаговременное обеспечение их подготовки,
предоставление обмундирования, транспорта, оружия, питания,
сосредоточение войск, их слаживание, осуществление марша в районы
развертывания и само развертывание, постановку стратегических и
тактических задач.
И это только малая часть того, чем обязан
заниматься Генеральный штаб. Однако «реформаторы» намерены «урезать»
ГОУ и ГОМУ. И это при том, что каждый офицер этих управлений – это
«штучная категория», он ведет крупное направление. Это очень опытный
офицер, который как минимум командовал полком, а то и дивизией.
Подготовка офицера Генштаба занимает 8–10 лет. Дублеров у них нет.
Уволить такого офицера – значит отказаться от каких-то жизненно важных
функций по переводу страны на военные рельсы. А тут предлагается одним
махом уволить 340 этих специалистов высшей квалификации.
В
Швеции, где постоянной армии нет, система отлажена настолько, что через
два часа после объявления мобилизации в строй становится 100%
призывного состава. У нас же сейчас настолько все разрушено, что
мобилизация будет полной катастрофой. А намеченная ликвидация
скадрированных частей (неполного состава), функцией которых является
поддержание в боеготовом состоянии боевой техники, приведет к тому, что
и те, кто будут мобилизованы, останутся практически без оружия.
Нынешнее руководство государства, по-видимому, всецело полагается на
РВСН. Мол, пока у нас есть мощные ядерные силы, мы можем никого не
опасаться. Это глубокое и опасное заблуждение. Ракетно-ядерные силы –
это силы сдерживания. Использовать их в военных конфликтах или
локальных войнах нельзя. Например, только что был конфликт в
Закавказье. Хорошо, что у нас на Кавказе есть боеспособная группировка
войск (чуть ли не единственная в стране). А если бы ее не было? Чем
защищать наших граждан в Осетии и Абхазии? Межконтинентальными
баллистическими ракетами с ядерными боеголовками?
Напомним,
что в 50-х годах Н.Хрущев решил одним махом «урезать» армию на 1
миллион 200 тысяч человек. Когда же в начале 60-х годов обострилась
ситуация на восточных рубежах СССР, надо было создавать оборонительную
группировку. Каких усилий и сколько лет для этого потребовалось! Но это
было в СССР, где понимали, что такое мобилизационные ресурсы, и
действовали в условиях плановой экономики. Возникни эта задача сейчас –
будет полный провал.
Да и времени на это не будет. Подлетное время ракет к объектам на территории России – от 9 до 24 мин. 30 сек.
Вот время, которым располагает руководство страны для принятия решения
на применение ядерного оружия. Это значительно меньше десяти часов,
затраченных на поиски министра обороны после вторжения Грузии в Южную
Осетию. Но это не главное. Важнее знать о плачевном состояние нашей
СПРН (расшифровка специально для советников министра обороны – «система
предупреждения о ракетном нападении») и принять все меры по ее
восстановлению хотя бы на СВКН (для советников г-на Сердюкова –
«северное воздушно-космическое направление»).
Что касается
структуры Вооруженных сил, то в такой огромной стране, как Россия,
война в ХХ веке велась фронтами и объединениями фронтов
. Чем
же собираются отстаивать независимость страны нынешние полководцы?
Семью бригадами постоянной готовности (по одной на округ)? Так ведь в
США только войска специальных операций насчитывают 48 000 человек.
Этого вполне достаточно для захвата особо важных стратегических
объектов на территории России. Не говоря уже о мощи всей армии США. А у
нас же будет несколько бригад. Без мобилизационных ресурсов. Кто
воевать-то будет?
Высшее руководство РФ на каждом углу
клянется в решимости укреплять обороноспособность страны. А на деле, по
убеждению офицеров и генералов Генштаба, все «заточено на окончательный
развал Вооруженных сил и уничтожение Генерального штаба как органа
стратегического звена управления».
А как иначе расценивать
отправку в отставку начальника Генштаба генерала армии Ю.Н.Балуевского
и начальника ГОУ генерал-полковника А.С.Рукшина? Их «вина» в том, что
они были против сокращения Вооруженных сил без оценки угроз по
стратегическим направлениям, без выработки концепции национальной
безопасности и на ее основе – военной доктрины государства.
Начальник Генштаба генерал Н.Макаров с телеэкрана уверенно заявляет,
что ведущие управления Генерального штаба не будут сокращаться. Между
тем реально планируемые действия свидетельствуют об обратном. Ощущение
такое, что функции Генштаба готова взять на себя группа гражданских
советников и советниц г-на Сердюкова. Операцию на мозге армии берутся
делать люди, которые не знают, что такое скальпель, но прекрасно
владеют топором, а также пилой для «распила» активов Министерства
обороны.
Развал Генштаба (а именно это произойдет в результате
сердюковских «реформ») будет означать полную дезорганизацию управления
Вооруженными силами. Армия может успешно решать задачи только тогда,
когда все заранее спланировано и организовано взаимодействие по целям,
задачам, рубежам и времени. Офицеры и генералы Генерального штаба не
просто имеют право, а обязаны отстаивать правильность коллегиально
выработанных и хорошо обоснованных решений. А ныне они знают, что любое
несогласие с мнением руководства Минобороны – немедленное увольнение.
Как работать в таких условиях?
Рынок в умах некоторых «вождей»
России ассоциируется с базаром, где все продается и покупается. Видимо,
в их шкале ценностей безопасность государства не на первом месте. Но
оборона государства – не товар, а более ответственных и компетентных
офицеров и генералов Генерального штаба не найти ни в одной армии мира.
И ничего, кроме гнева, у них не может вызвать заявление одного из
советников Сердюкова, что они (команда министра) «пришли сюда, чтобы
привести в порядок эту грязную, вонючую сволочь в погонах» (цитируется
дословно).
Российский Генеральный штаб имеет славные историю и
боевые традиции. Это гордость государства российского, его достояние. И
поганить честь и добрые имена его бывших руководителей и ныне
добросовестно исполняющих свои обязанности генералов и офицеров вам,
господа рыночники-»реформаторы», мы не позволим. Вода в котле уже
закипела. Пар может сорвать крышку. Пора бы задуматься руководству
страны над тем, что происходит в двух шагах от Кремля.
Григорий Захаров,
офицер Генерального штаба
Вооруженных сил
Российской Федерации.