Меню сайта


Разделы новостей

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Реклама

Наши партнёры

Наши баннеры






Яндекс цитирования

Поиск

Статистика

Привет: Гость


Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!





Посетили сегодня:



Новые комментарии

Поддержи проект!

Если вам нравится то, что мы делаем, если всей душой вы с нами, то даже небольшая помощь от вас стала бы очень дорогим подарком для нас.

WebMoney:


R352164344452
Z333212355723
E191610722953
U175440860314
B964597373077


Яндекс-Деньги:

41001357881484

Наш фотоальбом

Новые аналитические статьи

Последние медиафайлы

Новое на форуме

Наш опрос

Вы знакомы с "КОБ"?
1. Да, конечно
2. Что это? (www.kpe.ru)
3. Нет
[ Результаты · Архив опросов ]
Всего ответов: 238

Главная » Статьи » » Армия (оружие) [ Добавить статью ]

Высокоточное бомбометание

В августе ВВС США объявили о начале испытания в Ираке авиабомбы GBU-54 с комплектом наведения и управления LJDAM, который обеспечивает возможность поражения целей, движущихся со скоростью до 110 километров в час. Ранее решение подобных задач было весьма проблематичным. Однако в последние 7-10 лет Пентагон резко активизировал работы по созданию технологий, позволяющих преобразовать неуправляемые авиабомбы времен "холодной войны" в эффективные средства поражения. Настораживает лишь одно - запасы таких боеприпасов в ВС США постоянно растут, что создает предпосылки к новым, куда более масштабным чем Ирак и Афганистан, вооруженным конфликтам.

Разработка более точного и сравнительно дешевого способа доставки обычных авиабомб до цели была инициирована ВВС и ВМС США в конце 1980-х годов. Исследования в данной области проводились в рамках программы ABF (Advanced Bomb Family). Общие требования к управляемым авиабомбам (УАБ) были сформированы командованием ВВС и ВМС США в конце 1991 года. Основными направлениями развития авиационных средств поражения стали УАБ JDAM (Joint Direct Attack Munition) и JSOW (Joint Stand-Off Weapon), а также ракета TSSAM (Tri-Service Standoff Attack Missile) AGM/MGM-137, работы по которой были прекращены в 1994 году в пользу другой ракеты JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff Missile) AGM-158.

Разработку JDAM (Joint Direct Attack Munition) курировали ВВС США. Первоначально программа носила название AWPGM (Adverse Weather Precision Guided Munition), но вскоре была переименована. После успешных испытаний комплектов управления с системами инерционного наведения и приемниками КРНС NAVSTAR было принято решение сосредоточиться на модернизации авиабомб весом 1000 и 2000 фунтов (450 и 910 килограммов). В 1994 году ВВС США объявили тендер на комплект управления, который бы соответствовал требованиям, сформированным в 1991 году. В тендере приняли участие две американские компании - McDonnell Douglas и Martin Marietta. В октябре 1995 года компания McDonnell Douglas была выбрана в качестве основного подрядчика для дальнейшей разработки комплектов JDAM.

Полетные испытания JDAM начались в 1996 году, а первый контракт на производство ограниченной партии комплектов управления был заключен в апреле 1997 года. В декабре 1998 года УАБ JDAM были сертифицированы на применение с бомбардировщиков B-52H. В течение последующих нескольких лет все бомбардировщики и истребители ВВС США были доработаны для несения УАБ JDAM. Большинство сброшенных авиабомб в операции "Свобода Ирака" (2003) были оборудованы именно комплектами JDAM. Их расход в ходе операции превысил 6500 единиц.

Изначально авиабомбы с комплектом JDAM могли поражать только стационарные цели. Предпринимались и попытки их усовершенствования, однако ввиду наличия на вооружении УАБ Paveway II и Paveway III работы по совершенствованию JDAM постоянно откладывались. Только в мае 2007 года компания Boeing заключила контракт с командованием ВВС США на разработку и поставку 600 комплектов LJDAM с лазерным наведением, обеспечивающих возможность поражения движущихся целей. Стоимость контракта составила около 28 миллионов долларов. Его реализация должна завершиться до июня 2009 года. Для испытаний в Ираке была выбрана авиабомба GBU-38(V)/B весом 500 фунтов (227 килограммов), которая после установки на нее комплекта LJDAM получила обозначение GBU-54(V)/B.

УАБ
УАБ GBU-54 LJDAM. Иллюстрация с сайта USAF
По сообщению издания Defencetalk, первые испытания УАБ GBU-54(V)/B LJDAM были проведены ВВС США в августе 2008 года в иракской провинции Дияна. Сброс и наведение авиабомбы выполнял истребитель F-16 из состава 77-й экспедиционной истребительной эскадрильи, дислоцированной на базе Балад. В результате удара подвижная цель была успешна поражена. Наведение УАБ GBU-54(V)/B осуществлялось по отраженному лучу лазерного целеуказателя, который был установлен на борту истребителя и осуществлял подсветку цели.

Кроме УАБ GBU-38(V)/B установка комплектов LJDAM предусматривается также на УАБ GBU-32(V)/B и GBU-31(V)/B весом 1000 и 2000 фунтов (450 и 910 килограммов) соответственно. Такие авиабомбы с комплектом LJDAM получили обозначение GBU-55(V)/B и GBU-56(V)/B.

В целом в рамках программы JDAM (Joint Direct Attack Munition) было разработано более восьми различных версий авиабомб, начиная с GBU-29/B и заканчивая GBU-38/B, которые отличались боеголовками и системами наведения и управления. При этом в разработке последних участвовали помимо McDonnell Douglas (сейчас входит в состав Boeing) и другие компании, в частности Lockheed Martin. Следует также отметить, что авиабомбы GBU-29/B и GBU-30/B были созданы компанией Martin Marietta на этапе тендера и в последующем в серийное произовдство не пошли.

На данный момент семейство УАБ JDAM включает: GBU-31 с фугасной боевой частью (БЧ) Mk84 или BLU-117; GBU-31 с БЧ BLU-109/B; GBU-31 с проникающей термобарической БЧ BLU-118/B; GBU-31 с фугасно-сегментной БЧ BLU-119/B серии Crash PAD; GBU-32 с фугасной БЧ Mk 83; GBU-34 с проникающей БЧ BLU-116; GBU-35 с фугасной БЧ BLU-110; GBU-38 с фугасной БЧ Mk82 или BLU-111.

УАБ
УАБ JDAM с боевыми частями серии Mk84, BLU-109/B, Mk83 (сверху вниз). Иллюстрация с официального сайта USAF
Недавно специалистами ВВС США был проведен анализ применения УАБ с комплектами JDAM в ходе последних вооруженных конфликтов. Полученные результаты выявили ряд недостатков таких авиабомб. В частности, были отмечены малая дальность бомбометания и недостаточная точность. В связи с этим наряду с серийным производством блоков JDAM осуществляется модернизация конструкции самих УАБ. Приоритетными направлениями являются увеличение дальности полета, повышение помехозащищенности имеющихся блоков управления и разработка новых, применение тепловизионной или радиолокационной систем самонаведения на конечном участке траектории для поражения мобильных целей, а также оснащение авиабомб новыми бетонобойными БЧ или специальным снаряжением.

Для повышения дальности полета в рамках программы JDAM-ER (Extended Range) проводятся работы по оборудованию УАБ складывающимся крылом. По результатам конкурсных исследований был выбран проект DiamondBack фирмы Alenia-Marconi. Конструкция разработанного модуля (масса не более 150 килограммов) включает складывающиеся аэродинамические поверхности (аэродинамическая схема "присоединенное крыло"), источник питания и механизм раскрытия. В состав последнего входят перемещаемый вдоль корпуса авиабомбы модуль каретки и электропривода. Крыло представляет собой четыре узких стальных профиля, шарнирно соединенных между собой, а также с корпусом и кареткой, которая при раскрытии крыла (время раскрытия 3-4 секунды) совершает поступательное движение по направляющим.

Применение крыла обеспечивает возможность выполнения авиабомбой аэродинамических маневров с перегрузкой до 5g: кратковременного набора высоты, переворота с последующим пикированием и спирали. Это позволяет значительно увеличить область разрешенного бомбометания и исключить необходимость точного соблюдения летчиком навигационных параметров полета носителя при заходе на цель.

Модули DiamondBack разработаны для УАБ GBU-31 и GBU-32. Их использование позволило довести максимальную дальность полета авиабомб до 80 километров. В дальнейшем модулем предусматривается оснастить и другие УАБ серии JDAM.

УАБ
УАБ JDAM-ER. Иллюстрация с официального сайта USAF
В целях повышения точности бомбометания авиабомбы могут также оснащаться новым блоком управления Harris, тепловизионным координатором цели или полуактивной лазерной головкой самонаведения. Блок Harris должен обеспечивать устойчивый прием сигналов КРНС NAVSTAR практически в любой точке земного шара в условиях помех с точностью не менее 5 метров.

Вместе с тем, по мнению специалистов ВВС США, при выполнении боевых задач в сложной помеховой обстановке и условиях однородной подстилающей поверхности использование оптического координатора не обеспечит заданную вероятность поражения цели. В связи с этим предусмотрено также оснащение УАБ относительно дешевой радиолокационной головкой самонаведения с синтезированием апертуры. Рассматривается также возможность установки РЛС миллиметрового диапазона или комбинированных систем (радиолокационных и оптоэлектронных).

Наряду с модернизацией JDAM в США реализуется ряд программ по созданию новых управляемых авиабомб. В частности, компания Boeing в рамках программы SDB ведет полномасштабную разработку малогабаритных УАБ калибра 250 фунтов (120 килограммов), предназначенных для поражения стационарных (GBU-39/B) и мобильных наземных (GBU-40/B) целей на дальности до 100 километров. Ими планируется оснащать самолеты стратегической и тактической авиации, а также боевые беспилотные летательные аппараты.

Новые авиабомбы (масса взрывчатого вещества - 25 килограммов, длина - 1,8 метра, диаметр корпуса - 0,19 метра) обеспечат пробивание армированного бетонного перекрытия толщиной до 2 метров. Они могут применяться из внутренних отсеков и с внешних узлов подвески при скорости носителя, соответствующей числу М=1,7, с точностью не менее 3 метров. УАБ предполагается оснастить инерциальной системой управления с коррекцией по данным КРНС NAVSTAR, крылом, аэродинамическими решетчатыми рулями и программируемым взрывательным устройством FMU-152.

Авиабомба GBU-39/B была принята на вооружение ВВС США в 2007 году, a GBU-40/B, оснащенную дополнительными системами перенацеливания в полете и самонаведения для поражения мобильных целей, планируется поставить к 2012 году. Для подвески УАБ разрабатываются универсальные пневматические бомбодержатели типа SMER (Smart Eject Rack). Они расчитаны на 2-6 УАБ, оснащены автономной системой сброса, питания и целераспределения и могут устанавливаться как на внешние пилоны, так и во внутренних отсеках, например, на роторную пусковую установку. Для применения авиабомб разработана автоматизированная система ввода полетного задания, при этом время подготовки одной УАБ составит не более 60 секунд.

УАБ
УАБ GBU-39/B. Иллюстрация с официального сайта USAF
Поступление на вооружение новых УАБ существенно повысит эффективность боевого применения самолетов благодаря значительному (в 6-12 раз) росту числа пораженных в одном самолетовылете целей, что достигается увеличением количества авиабомб на борту носителя (для перспективных машин типов F-35 и F-22 - 24 и 30 единиц соответственно, а для стратегических бомбардировщиков - до 300 единиц). Текущими планами предусматривается закупка до 2015 года около 25 тысяч УАБ GBU-39/B и GBU-40/B и до 3000 четырехпозиционных бомбодержателей BRU-61/A типа SMER. Общая стоимость заказа составит 2,5 миллиарда долларов.

Увеличение количества планируемых к закупке управляемых авиабомб подтверждает стремление военно-политического руководства США к созданию значительных запасов высокоточного оружия. В данной связи возникает вопрос - с какой целью. Если оценивать современные американские программы вооружения, то становится ясно, что рост запасов авиабомб и других боеприпасов ориентирован не на конфликты, подобные Ираку и Афганистану, но на ведение куда более масштабных военных операций. Остается только догадываться, кто будет выбран в качестве следующего противника США.

Павел Сергеев


Источник: http://lenta.ru/articles/2008/09/02/bombs/




Категория: Армия (оружие) | Добавил: admin (02.09.2008) | Автор: E W
Просмотров: 985 | Комментарии: 0 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0