В августе ВВС США объявили о начале испытания в Ираке
авиабомбы GBU-54 с комплектом наведения и управления LJDAM, который
обеспечивает возможность поражения целей, движущихся со скоростью до
110 километров в час. Ранее решение подобных задач было весьма
проблематичным. Однако в последние 7-10 лет Пентагон резко
активизировал работы по созданию технологий, позволяющих преобразовать
неуправляемые авиабомбы времен "холодной войны" в эффективные средства
поражения. Настораживает лишь одно - запасы таких боеприпасов в ВС США
постоянно растут, что создает предпосылки к новым, куда более
масштабным чем Ирак и Афганистан, вооруженным конфликтам.
Разработка более точного и сравнительно дешевого
способа доставки обычных авиабомб до цели была инициирована ВВС и ВМС
США в конце 1980-х годов. Исследования в данной области проводились в
рамках программы ABF (Advanced Bomb Family). Общие требования к
управляемым авиабомбам (УАБ) были сформированы командованием ВВС и ВМС
США в конце 1991 года. Основными направлениями развития авиационных
средств поражения стали УАБ JDAM (Joint Direct Attack Munition) и JSOW
(Joint Stand-Off Weapon), а также ракета TSSAM (Tri-Service Standoff
Attack Missile) AGM/MGM-137, работы по которой были прекращены в 1994
году в пользу другой ракеты JASSM (Joint Air-to-Surface Standoff
Missile) AGM-158.
Разработку JDAM (Joint Direct Attack Munition) курировали ВВС США.
Первоначально программа носила название AWPGM (Adverse Weather
Precision Guided Munition), но вскоре была переименована. После
успешных испытаний комплектов управления с системами инерционного
наведения и приемниками КРНС NAVSTAR было принято решение
сосредоточиться на модернизации авиабомб весом 1000 и 2000 фунтов (450
и 910 килограммов). В 1994 году ВВС США объявили тендер на комплект
управления, который бы соответствовал требованиям, сформированным в
1991 году. В тендере приняли участие две американские компании -
McDonnell Douglas и Martin Marietta. В октябре 1995 года компания
McDonnell Douglas была выбрана в качестве основного подрядчика для
дальнейшей разработки комплектов JDAM.
Полетные испытания JDAM начались в 1996 году, а первый контракт на
производство ограниченной партии комплектов управления был заключен в
апреле 1997 года. В декабре 1998 года УАБ JDAM были сертифицированы на
применение с бомбардировщиков B-52H. В течение последующих нескольких
лет все бомбардировщики и истребители ВВС США были доработаны для
несения УАБ JDAM. Большинство сброшенных авиабомб в операции "Свобода
Ирака" (2003) были оборудованы именно комплектами JDAM. Их расход в
ходе операции превысил 6500 единиц.
Изначально авиабомбы с комплектом JDAM могли поражать только
стационарные цели. Предпринимались и попытки их усовершенствования,
однако ввиду наличия на вооружении УАБ Paveway II и Paveway III работы
по совершенствованию JDAM постоянно откладывались. Только в мае 2007
года компания Boeing заключила контракт с командованием ВВС США на
разработку и поставку 600 комплектов LJDAM с лазерным наведением,
обеспечивающих возможность поражения движущихся целей. Стоимость
контракта составила около 28 миллионов долларов. Его реализация должна
завершиться до июня 2009 года. Для испытаний в Ираке была выбрана
авиабомба GBU-38(V)/B весом 500 фунтов (227 килограммов), которая после
установки на нее комплекта LJDAM получила обозначение GBU-54(V)/B.
|
УАБ GBU-54 LJDAM. Иллюстрация с сайта USAF |
По сообщению издания Defencetalk, первые испытания УАБ GBU-54(V)/B
LJDAM были проведены ВВС США в августе 2008 года в иракской провинции
Дияна. Сброс и наведение авиабомбы выполнял истребитель F-16 из состава
77-й экспедиционной истребительной эскадрильи, дислоцированной на базе
Балад. В результате удара подвижная цель была успешна поражена.
Наведение УАБ GBU-54(V)/B осуществлялось по отраженному лучу лазерного
целеуказателя, который был установлен на борту истребителя и
осуществлял подсветку цели.
Кроме УАБ GBU-38(V)/B установка комплектов LJDAM
предусматривается также на УАБ GBU-32(V)/B и GBU-31(V)/B весом 1000 и
2000 фунтов (450 и 910 килограммов) соответственно. Такие авиабомбы с
комплектом LJDAM получили обозначение GBU-55(V)/B и GBU-56(V)/B.
В целом в рамках программы JDAM (Joint Direct Attack Munition) было
разработано более восьми различных версий авиабомб, начиная с GBU-29/B
и заканчивая GBU-38/B, которые отличались боеголовками и системами
наведения и управления. При этом в разработке последних участвовали
помимо McDonnell Douglas (сейчас входит в состав Boeing) и другие
компании, в частности Lockheed Martin. Следует также отметить, что
авиабомбы GBU-29/B и GBU-30/B были созданы компанией Martin Marietta на
этапе тендера и в последующем в серийное произовдство не пошли.
На данный момент семейство УАБ JDAM включает: GBU-31 с фугасной
боевой частью (БЧ) Mk84 или BLU-117; GBU-31 с БЧ BLU-109/B; GBU-31 с
проникающей термобарической БЧ BLU-118/B; GBU-31 с фугасно-сегментной
БЧ BLU-119/B серии Crash PAD; GBU-32 с фугасной БЧ Mk 83; GBU-34 с
проникающей БЧ BLU-116; GBU-35 с фугасной БЧ BLU-110; GBU-38 с фугасной
БЧ Mk82 или BLU-111.
|
УАБ JDAM с боевыми частями серии Mk84, BLU-109/B, Mk83 (сверху вниз). Иллюстрация с официального сайта USAF |
Недавно
специалистами ВВС США был проведен анализ применения УАБ с комплектами
JDAM в ходе последних вооруженных конфликтов. Полученные результаты
выявили ряд недостатков таких авиабомб. В частности, были отмечены
малая дальность бомбометания и недостаточная точность. В связи с этим
наряду с серийным производством блоков JDAM осуществляется модернизация
конструкции самих УАБ. Приоритетными направлениями являются увеличение
дальности полета, повышение помехозащищенности имеющихся блоков
управления и разработка новых, применение тепловизионной или
радиолокационной систем самонаведения на конечном участке траектории
для поражения мобильных целей, а также оснащение авиабомб новыми
бетонобойными БЧ или специальным снаряжением.
Для повышения дальности полета в рамках программы JDAM-ER
(Extended Range) проводятся работы по оборудованию УАБ складывающимся
крылом. По результатам конкурсных исследований был выбран проект
DiamondBack фирмы Alenia-Marconi. Конструкция разработанного модуля
(масса не более 150 килограммов) включает складывающиеся
аэродинамические поверхности (аэродинамическая схема "присоединенное
крыло"), источник питания и механизм раскрытия. В состав последнего
входят перемещаемый вдоль корпуса авиабомбы модуль каретки и
электропривода. Крыло представляет собой четыре узких стальных профиля,
шарнирно соединенных между собой, а также с корпусом и кареткой,
которая при раскрытии крыла (время раскрытия 3-4 секунды) совершает
поступательное движение по направляющим.
Применение крыла обеспечивает возможность выполнения авиабомбой
аэродинамических маневров с перегрузкой до 5g: кратковременного набора
высоты, переворота с последующим пикированием и спирали. Это позволяет
значительно увеличить область разрешенного бомбометания и исключить
необходимость точного соблюдения летчиком навигационных параметров
полета носителя при заходе на цель.
Модули DiamondBack разработаны для УАБ GBU-31 и GBU-32. Их
использование позволило довести максимальную дальность полета авиабомб
до 80 километров. В дальнейшем модулем предусматривается оснастить и
другие УАБ серии JDAM.
|
УАБ JDAM-ER. Иллюстрация с официального сайта USAF |
В
целях повышения точности бомбометания авиабомбы могут также оснащаться
новым блоком управления Harris, тепловизионным координатором цели или
полуактивной лазерной головкой самонаведения. Блок Harris должен
обеспечивать устойчивый прием сигналов КРНС NAVSTAR практически в любой
точке земного шара в условиях помех с точностью не менее 5 метров.
Вместе с тем, по мнению специалистов ВВС США, при выполнении боевых
задач в сложной помеховой обстановке и условиях однородной подстилающей
поверхности использование оптического координатора не обеспечит
заданную вероятность поражения цели. В связи с этим предусмотрено также
оснащение УАБ относительно дешевой радиолокационной головкой
самонаведения с синтезированием апертуры. Рассматривается также
возможность установки РЛС миллиметрового диапазона или комбинированных
систем (радиолокационных и оптоэлектронных).
Наряду с модернизацией JDAM в США реализуется ряд программ по
созданию новых управляемых авиабомб. В частности, компания Boeing в
рамках программы SDB ведет полномасштабную разработку малогабаритных
УАБ калибра 250 фунтов (120 килограммов), предназначенных для поражения
стационарных (GBU-39/B) и мобильных наземных (GBU-40/B) целей на
дальности до 100 километров. Ими планируется оснащать самолеты
стратегической и тактической авиации, а также боевые беспилотные
летательные аппараты.
Новые авиабомбы (масса взрывчатого вещества - 25 килограммов,
длина - 1,8 метра, диаметр корпуса - 0,19 метра) обеспечат пробивание
армированного бетонного перекрытия толщиной до 2 метров. Они могут
применяться из внутренних отсеков и с внешних узлов подвески при
скорости носителя, соответствующей числу М=1,7, с точностью не менее 3
метров. УАБ предполагается оснастить инерциальной системой управления с
коррекцией по данным КРНС NAVSTAR, крылом, аэродинамическими
решетчатыми рулями и программируемым взрывательным устройством FMU-152.
Авиабомба GBU-39/B была принята на вооружение ВВС США в 2007
году, a GBU-40/B, оснащенную дополнительными системами перенацеливания
в полете и самонаведения для поражения мобильных целей, планируется
поставить к 2012 году. Для подвески УАБ разрабатываются универсальные
пневматические бомбодержатели типа SMER (Smart Eject Rack). Они
расчитаны на 2-6 УАБ, оснащены автономной системой сброса, питания и
целераспределения и могут устанавливаться как на внешние пилоны, так и
во внутренних отсеках, например, на роторную пусковую установку. Для
применения авиабомб разработана автоматизированная система ввода
полетного задания, при этом время подготовки одной УАБ составит не
более 60 секунд.
|
УАБ GBU-39/B. Иллюстрация с официального сайта USAF |
Поступление
на вооружение новых УАБ существенно повысит эффективность боевого
применения самолетов благодаря значительному (в 6-12 раз) росту числа
пораженных в одном самолетовылете целей, что достигается увеличением
количества авиабомб на борту носителя (для перспективных машин типов
F-35 и F-22 - 24 и 30 единиц соответственно, а для стратегических
бомбардировщиков - до 300 единиц). Текущими планами предусматривается
закупка до 2015 года около 25 тысяч УАБ GBU-39/B и GBU-40/B и до 3000
четырехпозиционных бомбодержателей BRU-61/A типа SMER. Общая стоимость
заказа составит 2,5 миллиарда долларов.
Увеличение количества планируемых к закупке управляемых
авиабомб подтверждает стремление военно-политического руководства США к
созданию значительных запасов высокоточного оружия. В данной связи
возникает вопрос - с какой целью. Если оценивать современные
американские программы вооружения, то становится ясно, что рост запасов
авиабомб и других боеприпасов ориентирован не на конфликты, подобные
Ираку и Афганистану, но на ведение куда более масштабных военных
операций. Остается только догадываться, кто будет выбран в качестве
следующего противника США.
Павел Сергеев