О проблеме организации военной деятельности
государства написано множество трудов самыми разными авторами в самые
разные эпохи в самых разных местах планеты. И одной из важнейших сторон
этой проблемы является проблема Генерального штаба. Автор ни в коей
мере не претендует на анализ и синтез всего того, о чем писали на сей
счет Сунь Цзы и Клаузевиц, Жомини и Петр Первый, Мольтке и Свечин,
Шапошников и Лиддел Гарт, Меринг и Шеллинг, Бойд и Фрунзе... Вместе с
тем автор убежден, что давно назрела потребность в публичной
многосторонней дискуссии о смысле существования, характере
функционирования и задачах современного Генерального штаба ВС РФ.
Дополнительную актуальность проблеме придает смена руководства Генерального Штаба ВС РФ.
***
В своем нынешнем виде наш Генштаб представляется мне неким аналогом
всего нашего общества. У российского общества по сей день есть мощный
комплексный потенциал, а вместе с тем жизнь наша от эффективной и умной
более чем далека. Так и Генеральный Штаб Вооруженных Сил России. У него
– на мой взгляд – также имеется адекватный ситуации конструктивный
потенциал. Однако этот потенциал вряд ли может быть эффективно
сохранен, развит и использован для нужд обороны (а точнее – обеспечения
внешней безопасности) страны без серьезных мер по перестройке и
оптимизации структуры Генштаба, а также и переосмысления его задач,
роли и места в оборонной сфере России.
Собственно, эпоха реорганизации так или иначе наступит, но
важно в ходе ее вместе с «водой» не выплеснуть «мальчика», то есть, то
ценное и непреходящее, что имеется в нашем Генштабе – важном и нужном
элементе государственного управления. Одной из гарантий против
необдуманных новаций как раз и может быть заблаговременное коллективное
обсуждение проблемы. Как говорится, ум – хорошо, а двадцать – лучше. В
том, конечно, случае, если имеется тот, кто способен отобрать нужное и
отсеять ненужное из всей массы заявленных идей.
Касаясь истории вопроса, напомню, что первым системно
состоятельным зародышем такого высшего органа военного управленияЮ как
Генштаб, стал даже не прусский Генеральный штаб, а штабные структуры
революционной армии Кромвеля и чуть позднее – штаб шведской королевской
армии середины XVII века. Создавая свой штаб генерал-квартирмейстеров,
пруссаки взяли за образец, прежде всего, шведов, но внесли в дело
присущую немцам основательность и тщательность.
В результате военная деятельность Пруссии со времен, по
крайней мере, короля Фридриха I во всех ее аспектах направлялась все
более хорошо организованным Генеральным штабом. Его основными чертами
стали:
1. Комплексность – как с точки зрения охвата всех сторон
организации военной деятельности, так и с точки зрения эффективной
взаимной увязки различных сторон этой деятельности внутри единого
органа.
Эту черту я подчеркну особо, поскольку она оказалась наиболее,
пожалуй, характерной и наиболее сильной чертой именно германского
Генерального штаба вплоть до времени Второй мировой войны. Но уже в
начальный период формирования, в конце XVII века, прусские генштабисты
отвечали за вооружение, обмундирование, продовольствие и размещение
войск, за проблемы коммуникаций, за вопросы военного права и внутренней
дисциплины, то есть, по сути, - за все основополагающие военные
вопросы.
2. Относительно небольшой количественный состав при высокой
профессиональной компетенции кадров генштабистов на всех уровнях службы
в Генштабе.
3. Хорошая связь с войсками – в том числе за счет своего рода представителей Генштаба на театрах военных действий.
4. Прямой, повседневный и нестесненный выход руководства
Генерального Штаба на главу государства. Собственно, как пишет один из
историков Германского Генштаба Вальтер Гёрлиц, в Пруссии великий
курфюрст сам был генералиссимусом и начальником штаба. А его внук
Фридрих-Вильгельм I заложил традицию, по которой король являлся
Верховным главнокомандующим, руководящим армией на полях сражений.
Компетентность военного руководства в условиях наследственной монархии,
прибавлю уже я, обеспечивалась за счет соответствующего воспитания
кронпринцев (как то было принято и у шведов в период их европейского
господства).
Эту черту я тоже подчеркну, сразу заметив, что, по моему
мнению, пример эффективного, реального единения Генерального штаба и
главы государства кроме немцев дали лишь русские – во время Великой
Отечественной войны.
Лучшие характерные черты именно прусского Генштаба могут
считаться, в некотором смысле, образцовыми и сегодня. Думаю, не в
последнюю очередь эти черты германского Генштаба и позволили Германии
сохранить потенциал восстановления национальной оборонной мощи после
поражения в Первой мировой войне. Ведомство генерала фон Секта – как бы
оно ни именовалось формально – было в Веймарской республике
единственным, как я понимаю, ведомством, которое не только четко
понимало, чего хочет, но и эффективно работало в необходимых
направлениях. Впечатляют также объемы компетенции и ответственности
Генерального штаба сухопутных войск Третьего рейха, хорошо видные при
знакомстве с «Военным дневником» его начальника Ф. Гальдера.
***
Старый русский Генеральный штаб стал тоже результатом длительного
развития, начиная со второй половины XVIII века (хотя службу
генерал-квартирмейстера образовал в 1711 году еще Петр). Рухнув, как и
германский Генштаб, в результате Первой мировой войны, русский Генштаб,
все же, не утратил возможностей легального возрождения, особенно с
учетом того, что процент офицеров-генштабистов, перешедших на службу в
РККА, был особенно высок. С одной стороны, это обеспечило достаточную
штабную культуру в верхах новой армии. С другой стороны, на протяжении
ряда эпох оказались неизжитыми до конца некоторые, увы, не лучшие черты
старого русского Генерального штаба. Скажем, в своем трехтомном труде
«Мозг армии» будущий Маршал Советского Союза Б.М.Шапошников писал:
«Генеральный штаб считался неприкосновенным. Доступ «непосвященным» в
это учреждение был затруднен и, как известно, русский генеральный штаб
получил даже в обыденной жизни наименование «черного духовенства». Там,
«за монастырской стеной», друиды с белыми аксельбантами творили
стратегию, готовили государство к войне, ковали инструмент, именуемый
армией, к сожалению не всюду оказавшийся годным для действительной
обстановки».
По моему убеждению, последние слова, сказанные в адрес
царского Генштаба, в определенной мере применимы как к Главному Штабу
РККА, который возглавлял одно время сам Б.М. Шапошников, так и к
Генеральному Штабу РККА, который перед войной возглавлял Г.К. Жуков. В
результате не Сталин, а высшее военное руководство и, прежде всего,
Генштаб РККА оказались ответственными за провалы первых недель войны.
Война же всё и расставила на свои места. Провалы военных вынудили главу
государства сосредоточить в своих руках и высшую военную власть. А
поскольку Сталин был, вне сомнения, всесторонне гениальным человеком,
то после короткого периода самообучения, он стал не только формальным,
но и фактическим Верховным Главнокомандующим, для которого Генеральный
штаб явился рабочим инструментом ведения и планирования войны. А
поскольку война уже во времена Сталина велась далеко не только на
фронтах, то через главу государства Генеральный штаб имел возможность
всесторонне участвовать в комплексном руководстве войной. Можно
сказать, что в те годы реализовалась идея Б.М.Шапошникова о неком
«сверхгенеральном штабе», который объединял в себе «оперативный»
генеральный штаб, а также «экономический» и «политический» генеральные
штабы. И объединение это шло через реального начальника такого
системного «сверхштаба», то есть – через Председателя Государственного
Комитета Обороны и Верховного Главнокомандующего И.В.Сталина, который
был тогда, вообще-то, фактическим начальником и Генерального Штаба
РККА.
***
Это – история. Однако я остановился и на этих исторических деталях в
видах вполне современных размышлений. На мой взгляд, Великая
Отечественная война оказалась периодом наиболее эффективной
деятельности нашего Генштаба, а его роль в деле обороны страны была
тогда наиболее весомой и реальной за все годы его существования,
начиная со времен Главного Штаба РККА! И это объяснялось, прежде всего,
тем, что руководство, а через него и аппарат, Генерального Штаба РККА
прямо и повседневно замыкались на главу государства. Осмысление этого
обстоятельства способно стать базой для наших размышлений относительно
того, каким может (и даже – должно!) быть перспективное взаимодействие
Генштаба ВС России и главы Российского государства. Нет, я не хочу
сказать, конечно, что Президент должен начинать свой рабочий день с
приезда в белый «куб» ГШ ВС РФ... И я понимаю, что «впрямую» пример со
Сталиным не работает – то время было уникальным. Хотя...
Хотя как тогда, так и сейчас, для Российского государства
наступил «момент истины». И тогда, и сейчас внешние враждебные силы и
внутренние предатели стали угрозой самому существованию русской
цивилизации и государственности России. Поэтому более тесное «локтевое»
взаимодействие Верховного Главнокомандующего и Генерального Штаба, а
также повышение реальной роли и значения ГШ ВС в системе военной
организации России важно и актуально.
Если же вспоминать предвоенное время, то можно констатировать,
что отсутствие именно «локтевой» связи между высшим политическим
руководством и высшим военным руководством самым пагубным и трагическим
образом сказалось на готовности Вооруженных Сил и привело к провалу.
Сталин уделял оборонным вопросам очень много внимания, но специально
военные вопросы (дислокация и готовность войск, размещение самолетов на
аэродромах, ресурс техники в войсках т.д.) оставлял военным, надеясь на
их компетентность и профессионализм. С началом войны оказалось, что ему
придется заняться и этим. Урок, также достойный осмысления.
Опять-таки, объяснюсь, что не призываю Президента срочно
осваивать ускоренный курс Академии Генштаба или проводить
командно-штабные учения. Однако хотелось бы надеяться, что контакты
Президента и премьера с высшим военным руководством и их повседневное
участие в организации оборонной деятельности будут расширяться и
углубляться – с учетом того, как это делалось в свое время. Это должно
обеспечить и выработку адекватного взгляда на приоритеты и направления
оборонного строительства. Причем тот факт, что свою первую поездку в
ранге Верховного Главнокомандующего Президент совершил в соединение
РВСН, может стать важным.
Почему «может...», а не «стал...»? Да хотя бы потому, что в
нашей военной организации далеко не все оптимально даже в
принципиальном плане. И без большой общей работы ее не оптимизируешь.
Увы, и пять, и четыре, и три, и два десятилетия назад комплексность
концептуальных подходов не была чертой советской военной организации,
хотя вряд ли надо было винить за это в первую голову самих военных.
Они, как и остальные, становились жертвами и заложниками нарастающей
общей управленческой некомпетентности высшего политического
руководства, зачастую не способного не то что ответить на вызовы
времени, но даже осознать их.
Однако я не стал бы снимать доли вины и с самих военных.
Вспомним слова маршала Шапошникова: «Там, «за монастырской стеной»,
друиды с белыми аксельбантами творили стратегию, готовили государство к
войне, ковали инструмент, именуемый армией, к сожалению не всюду
оказавшийся годным для действительной обстановки».
Только ли к прошлому могут быть отнесены эти слова? И
представляем ли мы («мы» – как социальная общность, как нация)
достаточно хорошо, что это такое – наши Вооруженные Силы,
рассматриваемые как единое целое? Представляем ли, как они управляются?
Увы, по сей день нет возможности из открытой печати – даже
специализированной – получить подробные данные, например, о структуре и
задачах МО РФ, включая такой его важнейший элемент, как ГШ ВС РФ. Нет
общих сведений о характере, задачах, структуре центральных структур МО,
«видовых» НИИ и других концептуальных органов военной организации. Нет
официальных сводных и «разрезных» данных о структуре и оснащенности
войск, об объемах государственного заказа по видам вооружений и т.д.
Все это, правда, имеется в Интернете – когда в искаженном, а
когда и в истинном (до удивления) виде. В целом же мы имеем давно
обветшавшую «монастырскую стену», которая даже военной общественности,
не говоря уже об обществе в целом, не позволяет видеть общую ситуацию.
А ведь действенно помочь армии можно лишь тогда, когда имеется ясное
представление о том, что представляют собой нынешние Вооруженные Силы.
Я прекрасно сознаю всю важность защиты «чувствительной» информации,
однако не понимаю, какой смысл скрывать то, что наши недоброжелатели
знают о нас лучше, чем мы сами? Причем скрывать так, что это мешает нам
самим.
Эффективная терапия (а военная организация России в ней
нуждается вне сомнений) невозможна без точного диагноза. А он
невозможен без точной и всесторонней информации. Вот передо мной
открытый справочник НАТО... Это весьма подробное издание, ознакомившись
с которым можно получить вполне внятное общее представление о структуре
управления блока, механизме принятия решений и т.д. Не думаю, что мы
можем эффективно реорганизовать нашу военную организацию, не начав с
чего-то подобного, подготовленного для себя.
А концептуальное осмысление стратегических вопросов,
предложенное не узкой профессиональной, а общенациональной аудитории?
Ведь мы сейчас не имеем, фактически, и его, – если иметь в виду
официальный подход в открытой форме... К открытым печатным трудам,
скажем, Маршала Советского Союза В.Д.Соколовского (к той же «Военной
стратегии», изданной в 1962 году) лично у меня много вопросов. Он
писал, например: «Вооруженные Силы Советского Союза... должны
готовиться прежде всего к ведению войны в условиях массового применения
ядерного оружия обеими воюющими сторонами... С точки зрения средств
вооруженной борьбы третья мировая война будет прежде всего
ракетно-ядерной войной». Здесь проблема ядерного сдерживания
оказывалась «на задворках» рассмотрения, а то и вовсе игнорировалась.
Тем не менее, имея «статусные» книги, подобные книге В.Д.Соколовского,
можно вести дискуссию, возражать, уточнять, выдвигать альтернативы...
Да, реорганизация необходима. Но какой ей быть? Может ли
кто-либо дать ответ на этот вопрос с официальной весомостью уже сейчас?
Я не претендую на какие-то рекомендации кому бы то ни было,
хотя о ядерном планировании и развитии сказать кое-что конкретно
хотелось бы (это – тема отдельного разговора). Здесь же, надеюсь, будет
уместным просто констатировать наличие общей проблемы эффективного
использования возможностей нашего Генштаба. А конкретику проблемы
сегодня вряд ли можно определить без серьезного публичного обсуждения
ряда вопросов.
Ясно – на мой взгляд – пока одно: вряд ли современный Генштаб
должен быть лишь «мозгом» армии. Иногда приходится слышать: какие
функции должны быть ему приданы по преимуществу – административные или
командные? Думаю, функции Генштаба должны быть комплексными. А вот в
какие организационные структуры и формы должна воплотиться эта
комплексность, лично я не знаю.
Очень хотелось бы, чтобы на сей счет высказались другие.