Давненько мы не слыхивали проповедей наших либералов - прямых,
назидательных, смелых. Да и звание либерала как-то не в чести,
затёрлось, смылось буднями двухтысячных. Юркие либералы стали
олигархами или возглавляют «профсоюзы олигархов» как Юргенс, либералы
честные остались в оппозиции «чекистам», но и те всё ближе к власти,
как Белых и следом за ним Маша Гайдар... При Медведеве стало модным
наделять властью засидевшихся в оппозиционных девках либералов. Хоть
региональным, околоточным - а князьком! Вот и Митволя чаша сия не
миновала. Не забыли кремлёвские генералы-либералы своей комсомольской
юности: «Критикуешь - предлагай, предлагаешь - делай». Делают же так
мало или так плохо, что хвастаться-то нечем: кризис-с.
Но последние
политические события резко подбросили весомости на либеральную чашу
весов или же половину (в том числе и оппозиции), полушарие
общественного сознания. И уравниловка гитлеризма со «сталинизмом»
(кавычки здесь потому, что не понятно, какое теоретическое или
практическое течение мысли или масс имели в виду европарламентарии) со
стороны ОБСЕ, и приезд Обамы добавили, по идее, веса любым выступлениям
либералов. Однако их нет. Ибо нечего сказать: власть у них в руках
исторически куда дольше, чем у «адских большевиков» ленинской гвардии,
а права человека, самая жизнь этого человека в стране-наследнице (из
тех, что пропивают и распродают родительское наследство) всё меньше,
всё ничтожнее, незаметнее. Либеральный коллапс! Да простой пересчёт
народонаселения показывает, что по потерям в стране, по идее, должна
идти гражданская война (мне приятно, что об этом недавно сказал на «Эхе
Москвы» Максим Шевченко, с которым мне зимой довелось выступать с одной
сцены в поддержку Палестины). Потери за годы реформ и нынешние
превосходят потери в Гражданской, и это не в процентах, заметьте!
Классовая война, без выстрелов, но выкашивающая беднейших - идёт
широким фронтом.
И нам уже казалось, что эта же война как-то
повыкосила и либералов, которые пали (аки и ленинская гвардия) жертвой
реализации собственных мечт - только заблудшие в оппозиционные дебри
«ленинцы» пали от чистых рук чекистов, а либералы (Старовойтова,
например) стали жертвами передового отряда нового правящего класса, ими
восславленного, от бандистких пуль пали. Затем, на волне низового
запроса на социализм и на энергии лево-патриотического реваншизма стали
коллективным царём горы господа питерские - ничуть не меньше либералы,
просто более гибкие в демагогии. И либеральный тренд стал проседать. Но
не перевелись ещё на земле постсоветской либеральные мыслители, они не
политики, не выступают с трибун - и поэтому надо забраться куда-то
глубоко в кулуары общественного сознания чтобы отыскать там либеральный
фундаментализм. Надо в сахаровский центр просунуть ухо и внимательно
прислушиваться: ау, либералы! И мне это удалось.
Сахарин в чёрном чае
Довелось
мне краем уха слышать в записи конференцию, посвященную подведению
итогов VII Конкурса учителей «Лучший урок по теме: История политических
репрессий и сопротивления несвободе в СССР». Эко ловко вплели
медведевское словцо! То есть СССР населению страны-наследницы СССР
должен представляться по логике названия как сплошная такая империя
несвободы. Тогдашнее население (кстати, даже в 1937-м упорно росшее, а
не убывавшее) только и делало, видимо, что сопротивлялось несвободе,
окружавшей несчастных заложников тоталитаризма на каждом шагу. И ведь
этому учат, заметьте, конкурсы устраивают - кто гуще и дальше плюнет в
советское прошлое.
Мало им гибели СССР, всё не натанцуются на
тризне! Конечно, с москвичами тут вряд ли кто потягается, а потому
учительницам из регионов мэтры, душители несвободы, вроде как отвечают
на вопросы - чтобы детишек правильнее учить ненавидеть советское
прошлое, социализм, «сталинизм» (вместе и с бесплатным образованием,
конечно, но сейчас не об этом). И вот, не поленюсь процитировать чтобы
потом не обвиняли в изъятии из контекста, спрашивает одна учительница
господина Яковенко, доктора философских наук, профессора РГГУ (конечно,
последний форпост либерализма!):
- Вы говорите о свободе человека как личности и постоянно увязываете ее с экономикой. О какой же вы свободе говорите?
А он ей и отвечает:
-
Видите ли, если бы мы с вами были духи бесплотные - мы могли бы
говорить о свободе вообще. Но поскольку мы существа телесные, это нас и
объединяет с экономическим измерением. Я вам скажу страную вещь.
Человеческая свобода - неотделима от частной собственности, которая
является социальным базисом личностной автономии. А теперь я скажу
вещь, наверное, еще более резкую. Я вот твердо убежден, что человек и
собственность - неразделимы. Либо человек является собственником, либо
он является собственностью других людей или социальных институтов. Либо
ты собственность - партии, народа, церкви, государства, либо ты -
собственник. И в той мере, в какой человек превращается в собственника
- он перестает быть собственностью других социальных инстанций.
(конец цитаты)
Наконец-то!
Как долго мы ждали такой дефиниции! История России, можно сказать,
затормозилась, замялась, пока ей не выдали такую блестящую
формулировку. Запомните, дорогие читатели: Либералиссимус земли Русской
- не Немцов, не Медведев, не Ельцин, не Каспаров, не Новодворская (чин
звучит неблагочинно), а Игорь Григорьевич Яковенко. Ему и ставьте
памятник, если либерализм победит-таки всё наше коммунистическое
охвостье и не останется в России человека, способного задать либералу
такого теоретического размаха парочку вопросов, которые его теорию
превратят в слякоть.
Я не беру на себя этой роли, я только
попробую вопрошать, ибо не вполне в силах: ошарашен, просто оглоушен
формулировкой либеральной мысли. Решаю: кто же я - собственник или
собственность? Тут и третьей сосны не надо - в двух заблудишься!
Значит,
как и вы родившись в СССР, я был уже собственностью, Игорь Григорьевич?
Понятно, что не церкви - некрещёный, нормальный-советский. Наверное,
собственностью государства-народа-партии - коль скоро тогда они
действительно были едины? А в каких документах закреплялось это право
собственности, если не секрет?
Я бесплатно посещал ясли, детский
сад, школу и мог бы так же бесплатно посещать институт, но тут грянул
ваш благословенный освободительный 1991-й год! Ну да: пали оковы
тоталитаризма, партбюрократия мгновенно стала аристократией, получив
право приватизировать привилегии, а все прежние кооперативчики и прочие
шалманы обрели гордое имя «собственники» - ЗАО, ОАО, ПБОЮЛы и т.д. Да,
именем репрессированной проклятыми большевиками, святой частной
собственности свергалась власть КПСС (тогда уже к коммунизму, правда,
не ведшей), производилась демонополизация, отпускали цены, рубили
социалистическую индустрию на части будущие крупные собственники.
Реализовывали ваши либеральные постулаты, наделяли всех
частособственническим самосознанием. Но лично я был собственником
только своей головы и юного, податливого соблазнам тела. И был вынужден
уже получать высшее образование по новым законам: сдашь сессию с одной
тройкой - ничего не платишь, отлично сдашь - так стипендию получишь, а
коли больше одной тройки - так уже и заканчивается бесплатность
образования, тут вам не социализм, выкладывай полторы родительские
зарплаты. Я, конечно, после одного лишь (второго) платного семестра
взялся за ум и все оставшиеся четыре года «отбивал» (и в итоге, вместе
с аспирантурой, с солидной лихвой) нанесенный семейному бюджету урон,
был стипендиатом-хорошистом. Но уже тогда я понял разницу капитализма и
социализма - на своей, как говорится шкуре, на своём студенческом
кармане. Маме тогда пришлось работу менять - из-за меня. Реформы
интеллигенции давались нелегко. Но самая стойкая - как вы, господин
Яковенко, - не сдалась, голодные годы не сбили с пути!
Вы
утверждаете, что экономический эквивалент свободы - это частная
собственность? Социальный базис, значит, личностной свободы -
собственничество? Ей-богу, сам Маркс лучше вас не обосновал бы
необходимость уничтожения частной собственности! Ибо если видеть
свободу через очки частной собственности, то общества вообще не
увидишь. Куда ни ткнись - чужая собственность, конец твоей свободы. Где
ж она, свобода-то? Вечная весна в одиночной камере... Видите, как вы с
либерального фланга уперлись в твердокаменный марксизм, профессор?
«Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода
другого». Идеально применимая к вашему тезису марксисткая формула. Но
это-то - в буржуазном обществе всё.
"Неэффективные собственники - инвалиды социализма"
А
теперь вспомним более поздние слова марксиста, жуть сказать, не к ночи
помянуть - Сталина. В обращении к советскому народу после начала
Великой Отечественной. Самый финал речи помните или всё вытеснило
либеральное супер-эго? «Да здравствует наша социалистическая Родина, ЕЁ
СВОБОДА и независимость!». Вот так...
Не поняли, к чему это я? А
к тому, что истинно свободный по-вашему человек, то есть собственник
(хотя бы тела своего, большего ему тоталитаризм проклятый не давал в
собственность) - не пошёл бы на войну отечественную. Нет, я тут вовсе
не в патриотический бубен бью - в социалистический. Ибо
социалистическая собственность (была и такая категория) подразумевала
единство тел в строительстве коммунизма (по-вашему - тоталитаризма). И
в обороне родины социализма нужна была такая же слаженность конечностей
и мыслей. Иначе - общее, а значит и частное поражение, гибель. А тут
вдруг надеваем вами предлагаемые очки - и что видим?
Мои руки и
ноги хотят использовать в войне какие-то дяди с Мавзолея! Да пошли они
к ихнему Ленину! Я лучше уж сам как-нибудь: в погребок или в лесок, а
там и до границы недалече... Вот, Игорь Григорьевич: и пришли мы с вами
к тем идеологическим подозерниям, руководствуясь которыми судили и до
войны шпионов, вредителей, а во время оной - дезертиров, капитулянтов и
прочую шваль. Ибо шваль эта несомненно была обуреваема
частнособственническим самосознанием. Личностная свобода, понятая
вульгарно - неизбежно рождает олигархию. Это вам ответная дефиниция.
Примат частной собственности не рождает, а уничтожает свободу. Тут уже
не спрашиваю, а разъясняю.
Вот я - не собственник и не
собственность. Я - маргинал. В вашей теории я не существую. Однако я
мыслю. И понимаю, знаю из истории СССР следующее: отказ от частной
собственности на средства производства никого не сделал «собственностью
партии». Более того, как вы помните уже на своем опыте, в партию
вступали добровольно. То есть даже в вашем понимании «собственностью
партии» становились по своему желанию. Но можно ли сравнить буржуйскую
распорядительность своей собственностью и партийные призывы? Кстати,
наемный рабочий по-вашему, по-философски - это собственность или
собственник?
Строительство Днепрогэса - было по-вашему несомненно
актом преступного насилия над личностной свободой. Только почему-то по
зову своей коммунистической совести (и при материальном подкреплении
тоже) съезжались на стройку социализма со всей страны рабочие руки и
светлые головы, на этой стройке крестьяне становились рабочими,
получали квалификацию. Да и страна сама Советская стала увеличиваться
после изгнания господ частных собственников, а объединенное в единое
народное хозяйство прежнее индустриальное и прочее (в основном прочее -
построенное уже при большевиках) наследие стало в кратчайшие сроки
основой золотого червонца. За тот же срок, что либералы прогуливали
наследство СССР, большевики создали индустриальный базис социализма.
Да, частное собственничество нельзя было напрямки переехать паровозом
революции - Ленин объезжал его и впрягал по возможности НЭПом, но не во
имя частной собственности и за упокой её. И Сталин успешно довершил его
план уже прямолинейно, сталелитейно.
Надстроечный блеф либерализма
Сложновато
в ваших очках смотреть в советское прошлое! Ни черта не рассмотреть -
ведь на каждом шагу бессмысленные поступки (и вы их таковыми считаете).
А потому что это не "свобода от", а "свобода для", о которой Ленин
писал в связи с правом наций на самоопределение в социалистической
федерации. Одержимые идеей изживания частности как таковой (деления на
части) сыновья и дочери советского народа совершают подвиги на
производстве, на войне, каждый день помогая своим товарищам - и никакой
у них личностной свободы. Народ численно рос, страна даже после войны
мгновенно восстановилась и территориально приросла, рванула в космос -
а всё свободы-то в ней не было, ведь частную собственность в 1917-м
отменили! Счастливые семьи, освобождённые от нацизма народы - всё
неправда. Рабы идеи, одним словом, несчастные люди... То-то была бы им
свобода, если бы ощутили себя собственниками, верно? И жильё им,
дуракам, давали бесплатно заводы и прочие их работы зря - ведь не свой
кров, государственное, "хозяйское". А хотелось своего! Кому, кстати,
больше хотелось-то? Несчастным приватизаторам однокомнатных квартирок в
хрущебах или директорам заводов?
Ну так в 1991-м именно под этими
убойными лозунгами и пришли к власти вчерашние партократы, завтрашние
демократы и послезавтрашние олигархи. Вот кто обрел максимальную
личностную свободу! Абрамович на своей яхте теперь - по морям и
океанам, гражданин мира... А базис - не ваш болтологический, а
экономический, индустриальный, реальный базис социализма и гарант
трудоустройства большинства трудоспособного населения стали в это время
физически уничтожать или же приватизировать не с пользой для общества.
Дело ЮКОСа - только намек на процессы будущего, кстати. Надеюсь,
даживете.
Выходит, что ваша свобода, основанная на частной
собственности - категория не качественная, а количественная. Это
красиво, это ново! Больше собственности - больше свободы. Ну так ведь
деньги-с. Я вот, не собственность и не собственник, торчу в Москве на
приколе, стучу по клаве, выбиваю свою трудовую копеечку - а то ли дело
собственники средств производства? Нет, они в отпусках, за них работяги
свои часы тратят.
Любопытная теория, господин Яковенко, можно я
ее разовью? Выходит, что не только количественная у вас категория
свободы, но еще и с любопытным тожеством времени и денег. Больше денег
- больше свободного времени и свободы, соответственно. Стройная теория.
Только кем в ней оказываются те, кто зарабатывает буржуям, хоязевам
средств производства, свободное время? Собственностью? Но это же при
капитализме, когда они наделены статусом собственника априори, когда
они свободы апроиори - но вот вынуждены трудиться чтобы заработать в
год пару неделек отдыха?
Вот она, ваша свобода. На деле - пшик.
Дав примату частной собственности приватизировать всё государство и
общество вы лишили БОЛЬШИНСТВО свободы. Свободы выбора, в том числе,
так как и здесь давно выбирают власть и все значимое в стран не люди, а
ДЕНЬГИ, тот самый ваш эквивалент свободы, логично вытекающий из первой
дефиниции.
Кому такая свобода личности нужна? Единицам,
количественно наиболее свободным. Даже тут я возвращаю вам, либералам,
вашу же шутку насчет «более равных» - это именно сейчас такая
дифференциация появилась, а родом она, верно, оттуда из времен начала
перерождения партократии в олигархию (через стадию «демократии»). Нам
нужна свобода по сталинской конститутции - и нефыркайте - там даже
свобода слова была гарантирована печатными станками, предоставляемыми
пролетарским государством пишущей братии. Фейхтвангер не даром
восхищался этим пунктом Конституции 1936-го года. И какие были тиражи!
А нынче-то - свобода издаваться только за свои грошики. Свобода быть в
услужении у наиболее свободных или - безработным, то есть - не быть. То
есть - наемное рабство одного частного собственника у другого. Увы-с.
Логика-с.
Как же освободиться от такой свободы? А только
революционным путем - низвергнув с государственного пьедестала примат
частной собственности, который всенародные недра и прочую
социалистическую собственность (заметим - построенную на пути к
коммунизму, а не от царей унаследованную) отдал в частную
собственность. Эта гарантированная, неприкосновенная частная
собственность и стала основой вымирания народа по миллиону в год. Эту
пропиваемую и продаваемую (пока только недра) страну и посетил кризис,
из которого выход - уже показывают восстающие рабочие коллективы, без
красных идей стремящиеся к централизации, национализации частей,
частного, буржуйского. Вот повестка дня. Следите за новостями,
профессор.