Министр финансов США Генри Полсон, в прошлом глава Goldman Sachs, внезапно
появился в Москве. Его визит трудно назвать случайным.
Мировые цены на
продовольствие и нефть растут, учетная ставка не снижается, доллар и фондовые
рынки Америки падают. Таковы, вкратце, главные новости глобальной макроэкономики
за две последние недели. А если посмотреть на происходящее в более широком
временном контексте, то мы увидим типичную "пилу кризиса", когда глубокие
провалы важнейших экономических показателей сменяются периодами относительного
подъёма, впрочем, не достигающими исходных значений и прерываемых новыми, еще
более сильными провалами.
Есть ли России дело до этих проблем?
Несомненно, есть. "Пила кризиса" работает не только против мировой, но и против
внутренней стабильности. По итогам полугодия инфляция в России вышла на уровень
8,3-8,5% - это официальные цифры, которые, уже по всеобщему признанию, занижены
почти вдвое. Премьер Путин, в отличие от президента Путина, раздает множество
весьма конкретных обещаний: и насчет повышения зарплат бюджетникам почти на
треть, и насчет 6%-й инфляции по итогам года, - это лучше всего говорит о
серьёзности ситуации.
Надеюсь, перспектива того, что "бегущие" с
фондовых рынков сотни миллиардов и триллионов долларов будут вкладываться прежде
всего в самые реальные и ликвидные активы: сырье, электроэнергию,
продовольствие, лекарства и тому подобное, - из Кремля видна достаточно хорошо.
А равно и перспектива того, что в Америке, которая на сегодня объективно
обладает самой мощной военной машиной мира, рано или поздно попытаются
использовать эту "козырную карту" для выхода из кризиса.
В
результате верхушка российской "властной вертикали" оказывается перед
необходимостью пройти между Сциллой отъёма у неё реальной власти и собственности
"мирным путем", через свободную скупку активов иностранными собственниками,
прежде всего американскими, и Харибдой распада страны вследствие войны,
революции или этнорегиональных конфликтов: отработанные в США способы
воздействия на неугодные иностранные правительства достаточно эффективны и
разнообразны.
Поэтому безусловные улыбки Кремля в сторону
"вашингтонского обкома" - наподобие обещаний Алексея Кудрина направить чуть ли
не все деньги бывшего Стабфонда на поддержку американского фондового рынка и
перейти на торговлю российскими энергоносителями за рубли "в течение десяти лет"
- сопровождаются вполне ощутимым пощелкиванием зубами: мол, всё видим, всё
понимаем и нас не тронь - ответим. Отсюда и жесткие антиамериканские
высказывания Медведева, и не менее жесткая реакция на любые "шевеления" по
периметру национальных границ, и максимально возможное "закручивание гаек" во
внутриполитической жизни.
В принципе, выбор, сделанный
республиканской администрацией США, уже понятен: поскольку процесс снижения
учетной ставки и, соответственно, политики "слабого доллара" прерван - следует
ожидать очередного (и куда более масштабного, чем в Афганистане или Ираке)
военного удара. К этому "команду Буша" толкает и логика предвыборной борьбы (без
"врага у ворот" Барак Обама гарантированно обходит Джона Маккейна), но куда в
большей степени - логика кризиса: "мягкую посадку" доллара без "маленькой
победоносной войны" обеспечить уже не удаётся.
Вопрос заключается
только в том, против кого окажется направлена эта война. Самой вероятной целью
был и остаётся Иран. Прежде всего потому, что "образ врага" в лице
"международного исламского терроризма" уже сформирован, зафиксировано и
полностью подтверждено наличие у Тегерана собственной "ядерной программы", да и
ударный военно-морской и военно-воздушный "кулак" Пентагона давно сосредоточен
не где-нибудь еще, а именно у границ Ирана. Поэтому и Полсон в Москве, утрясает
последние детали акции, роль инициатора которой, судя по всему, возложена на
Тель-Авив.
Однако сомнения в том, что именно страна первой
"исламской революции" окажется главной мишенью "клана Бушей" всё-таки
существуют. Иначе бы в КНДР не взрывали срочно охладительную башню ядерного
реактора в Йонбене и не передавали бы всю свою "атомную" документацию Пекину -
китайские товарищи в преддверии Олимпиады, которая должна пройти с 8 по 24
августа, явно намерены исключить даже малейшую возможность перенацеливания
военных планов американцев на Азиатско-Тихоокеанский регион. Кстати, учитывая
этот "олимпийский фактор", следует предположить, что временем гипотетической
агрессии со стороны США станет даже не конец августа, а первая половина сентября
- конечно, если американская спортивная делегация выедет в Пекин и против нее не
будт предпринято никаких террористических актов, подобных Мюнхену-1972.
Однако не стоит забывать, что второй из "запасных" и альтернативных
Ирану "зон конфликта" остается Кавказ, а именно - Абхазия и Южная Осетия, два
"непризнанных государства" на территории бывшей Грузинской ССР, а эта
возможность уже напрямую касается Российской Федерации.
Мир
приближается к порогу больших перемен. Найдется ли на них у России адекватный
ответ?