Прежде всего, это непопулярная даже у
американцев политика республиканской администрации за последние 8 лет.
Здесь и 11 сентября 2001 г. вместе с нарастающим подозрением в
причастности к нему команды Дж. Буша, и вторжение в Афганистан и Ирак,
и исторический пик непопулярности политики США на мировом пространстве,
и неспособность Вашингтона сдержать рост Европы, Китая, Индии, России.
И – конечно, глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся
опять же по вине США. Все это, безусловно, дало великолепный шанс
демократам для победы на президентских выборах и выборах в Конгресс
США.
Есть также причины, лежащие
в несколько иной этнокультурной, цивилизационной и даже
этнопсихологической плоскости. В Соединенных Штатах неуклонно
изменяется соотношение белого и «цветного» населения. Афроамериканцы
стали играть более активную, чем прежде, роль в политической жизни.
Вспомним их победы на выборах мэра Вашингтона, усиление позиций в
администрации Нью-Йорка, иных городов и штатов. Можно даже
констатировать, что путь Обаме в Белый дом проложил Буш-младший,
назначив на ключевые посты в своей администрации афроамериканцев К.
Пауэлла и К. Райс.
По сути дела, учитывая рост
влияния афроамериканского фактора в политической и социальной жизни
Америки, неоконсерваторы-англосаксы вступили в своеобразный
«политический союз» с афроамериканцами. Однако серьезные провалы во
внутренней и внешней политике США и особенно кардинальное снижение
доверия к американской политике не позволили этому союзу победить на
выборах 4 ноября с.г.
Демократы же сыграли в ту же игру с Б. Обамой и выиграли.
И еще один фактор повлиял на
результаты выборов – латиноамериканский. Стремление южноамериканских
государств к независимости от США, победа представителей коренных
народов на президентских выборах в ряде стран (У. Чавес, Э. Моралес)
активизировали «латинос» и в самой Америке. Можно предположить, что на
наших глазах изменяется сама внутренняя сущность Америки.
О потенциале возрождения
российско-американских отношений в рамках проекта стратегической
стабильности и о подходах США к системе международной безопасности
можно сказать следующее. После крушения биполярного мира на рубеже 90-х
годов прошлого века Соединенные Штаты получили уникальную возможность
реализовать свою вековую мечту о мировом господстве. США стали
единственной сверхдержавой, заявив уже в 1992 г., что не допустят
появления на постсоветском пространстве (и не только там) государства,
способного бросить вызов собственным интересам. Немедленно был запущен
механизм разрушения российских вооруженных сил и их главного элемента –
стратегических ядерных сил через программы «помощи» (проект
Нанна-Лугара), через неравноправные сокращения (процесс СНВ), через
политико-экономическое давление на ход реформирования армии.
В последующие годы, когда
российский военный потенциал стал ускоренно падать, последовали выход
США из Договора по ПРО, развертывание глобальной противоракетной
системы, наращивание американской военно-стратегической мощи, уход в
технологический отрыв во всех типах вооружений. И все это на фоне
непрерывного завоевания геополитического пространства России путем
расширения НАТО и отрыва от Москвы целого ряда ранее союзных народов и
государств.
Альфой и омегой
мировоззрения американской элиты было, есть и остается глобальное
лидерство США и подчинение всех и вся своим интересам. По-другому
Америка уже не выживет ни как сверхдержава, ни даже как один из мировых
полюсов многополярного мира. Формула выживания (мирового
господства) США как сверхдержавы, оформившаяся в доктрину, звучит так:
«Обеспечить безопасный доступ к ключевым районам мира, стратегическим
коммуникациям и глобальным ресурсам». А значит, обязательный контроль
над Россией как носителем первого, второго и третьего признаков. А еще
– как потенциалом способности возродить второй полюс мира,
альтернативный англосаксонскому. Британо-американские аналитические
центры прекрасно понимают, что в случае ослабления глобальных позиций
США первой выйдет из-под контроля Европа, а далее - и все остальные
мировые игроки. Затем, как писал в книге «Смерть Запада» американский
исследователь Патрик Дж. Бьюккенен, последует распад Армерики на три
независимых друг от друга государства: англосаксонское,
латиноамериканское и афроамериканское.
Поэтому никакой Обама или
Маккейн не пойдут на изменение геополитической стратегии США. Да им и
не позволят это сделать теневые финансовые структуры. Именно союз
афроамериканца Обамы и мирового финансового капитала прочитывается в
роли победителя на выборах 4 ноября.
Сегодня этому союзу
исключительно важно сохранить геополитический курс на мировое
господство, замаскировав его под новый облик Америки, как и запустить
откорректированную политтехнологию достижения этой цели.
В чем может заключаться «новый» подход новой администрации США к мировым делам и к России?
Отметим следующие моменты:
- сокращение американского
военного присутствия (прежде всего в Ираке) и усиление
финансово-экономического и дипломатического влияния на политику
интересующих Вашингтон государств;
- активизация вмешательства
во внутренние дела этих государств с целью подрыва их
самостоятельности, разрушения государственных институтов и установления
внешнего управления;
- наращивание деятельности
спецслужб США, Великобритании и Израиля, частных военных корпораций и
неправительственных организаций по дестабилизации неугодных государств
и регионов;
- оформление на фоне
мирового финансового кризиса тех теневых структур (мирового
правительства), которые формируют новые надгосударственные институты и
добиваются сокращения роли суверенных государств, ООН и других
международных организаций;
- создание видимости
прогресса в переговорном процессе в сфере стратегической стабильности,
нераспространения ОМП, в достижении «прозрачности» американской ПРО и
иные акции по отвлечению внимания мировой общественности;
- целенаправленные информационно-психологические удары по главным противникам и оппонентам.
Европе, России, Китаю, Индии
и исламскому миру следует ожидать инспирирования извне внутренних,
прежде всего, межнациональных проблем, а также провоцирования взаимного
недоверия и враждебности. Всему мировому сообществу – разрастания дуги
нестабильности и хаоса (демократы в США вкупе с Лондоном умеют это
лучше неоконсерваторов) и повышенной востребованности американского
военного присутствия с миротворческими задачами.
США в период президентства
Б. Обамы будут говорить с Россией на равных (а не использовать в своих
интересах, как при борьбе с международным терроризмом, преодолении
финансового кризиса, «разборках» с Ираном) только в случае, если:
- Россия восстановит потенциал нанесения Америке неприемлемого ущерба (удара возмездия);
- развернет свою политику,
экономику и обеспечение безопасности в юго-восточном направлении,
активизируя там поиск партнеров и союзников;
- устранит уродливость в
своем развитии (сырьевой характер экономики, деградирующая система
безопасности, освобождение территории путем самой высокой в Евразии
смертности).
Вот тогда будет действительно неважно, с кем Москве придется иметь дело в Белом доме.