Чаще всего военно-промышленный комплекс
США ассоциируется с такими крупнейшими компаниями, как
«Макдонелл-Дуглас», «Хьюз», «Рейтеон». На самом деле огромную часть
американского ВПК составляют сравнительно небольшие частные военные компании (ЧВК), обслуживающие армию, военное производство и американские спецслужбы.
ЧВК не только поставляют
продукцию в интересах военного ведомства, военных производителей
(например, делают узел для боевого самолета или танка), но и заполняют
нишу разного рода военных услуг, предоставляют в интересах военного
ведомства или служб безопасности специалистов-профессионалов по
интересующей проблеме, в частности - в зонах боевых действий. ЧВК
работают в тех сферах, где открытые действия американских военных по
каким-либо причинам признаются нецелесообразными.
Частные военные компании
могут брать на себя охранные функции, сопровождать грузы и людей по
всему миру, предоставлять специалистов для обучения местных кадров,
осуществлять операции по разминированию и т.п. ЧВК, в частности,
осуществляют контроль тюрем в Ираке и Афганистане. Они предоставляют
экспертизу по вопросам обороны и национальной безопасности. Вербовка и
поставки наёмников тоже относится к деятельности ЧВК.
В американском обществе нет
единого мнения о деятельности ЧВК: одни признают их необходимость и
эффективность, другие считают контракты с ними излишним
расточительством, поскольку военные могли бы сделать ту же работу
дешевле. А, кроме того, усматривают опасную тенденцию в увеличении
числа частных военных подрядчиков и объема их услуг, поскольку это
может ущемлять государство в его функциях.
По информации американского
Центра общественной прозрачности, с 1994 г. Министерство обороны США
заключило с 12 американскими ЧВК более 3600 контрактов на общую сумму в
300 млрд. долл. Но это, очевидно, только прямые контракты по линии
военного ведомства. Другие контракты могут заключаться с другими
правительственными структурами США. По приблизительным оценкам, объем
услуг и поставок американских частных военных компаний в годы
президентства Дж. Буша составлял порядка 100 млрд. долл. В год. Вместе
с тем точные цифры никто назвать не может.
ЧВК в силу специфики своей
деятельности укомплектовываются в значительной степени бывшими военными
или выходцами из государственных военно-промышленных структур.
Поскольку бизнес частных военных компаний строится, в основном, на
эксплуатации военных конфликтов малой интенсивности, ЧВК заинтересованы
в поддержании такого рода конфликтов, довольно активно влияют в этом
плане на общественное мнение, лоббируя свои интересы. Только официально
с стороны ЧВК с 1999 г. было выделено 12,4 млн. долл. на ведение
разного рода избирательных кампаний, включая президентские.
Политика американской
администрации в отношении частных военных компаний является
поощрительной. В декабре 2005 г., выступая с лекцией о положении в
Ираке в Школе передовых международных исследований им. Дж. Хопкинса и
П. Нитце, министр обороны США Д.Рамфельд коснулся деятельности ЧВК в
Ираке. Он сказал, что частные военные компании действуют в рамках
законов, касающихся поведения американцев за рубежом, обладают
способностью привлекать людские и иные ресурсы как иракские, так и
других стран, и не прибегать к их услугам было бы неразумно.
На данный момент наиболее известными в США ЧВК являются:
Из приведенного списка видно, что ЧВК
действуют широко в мире в зонах риска и, как правило, нанимают
профессионалов из числа бывших военных, сотрудников спецслужб или лиц,
работавших в сфере информатики и электроники. ЧВК могут действовать
самостоятельно, но могут объединяться в ассоциации в тех случаях, когда
выполняют сходные по замыслу задачи. Среди известных ассоциаций –
Международная ассоциация миротворческих операций (IPOA), в состав
которой входят Блэкуотер, Дефенсекьюрити и ряд других. Ассоциация имеет
свой печатный орган – Джорнэл оф Интернэшнл Пис Оперэйшнз.
Самые последние примеры
деятельности ЧВК касаются Ирака. По официальной информации, на подрядах
военного ведомства США в Ираке занято порядка 100 тыс. человек. Они
объединены в Ассоциацию частных структур безопасности в Ираке. Когда
американский администратор в Ираке Поль Бремер подписал приказ за
номером 17 Временной администрации сил коалиции, в нем говорилось, что
«деятельность персонала ЧВС в Ираке в рамках оговоренных контрактов,
включая наем персонала, ведение дела, лицензирование, регистрацию и
т.п. находится вне поля действия иракских законов». Под иракское
законодательство их деятельность подпадает только в случае, если они
будут вести в стране иные дела, помимо оговоренных в контракте. Как
видно из этого, законы оккупированного Ирака американским руководством
изначально в расчет не принимались. Отсюда – множество скандалов вокруг
деятельности ЧВК.
Так, представители ЧВК
Си-Эй-Си-Ай и «Титан корпорэйшн» в период 2003-2004 гг. были причастны
к пыткам в тюрьме Абу Грейб. В марте 2004 г. четыре представителя
компании «Блэкуотер» были убиты жителями иракского города Фаллуджа,
когда они проезжали на джипе через город. Позднее подрядчики из «Запата
интэрнэшнл» со своими иракскими помощниками участвовали в перестрелке с
американскими морскими пехотинцами на складе боеприпасов. В октябре
2005 г. была обнародована видеокассета, на которой подрядчики из «Аегис
дефенс сервисиз» стреляли по гражданским лицам в Багдаде. В сентябре
2007 г. иракское руководство обратилось к американцам с требованием
отозвать лицензию у ЧВК «Блэкуотер» в связи с тем, что ее представители
после взрыва на пути следования кортежа госдепартамента США открыли
стрельбу и застрелили 8 иракцев. На тот момент «Блэкуотер» имела в
Ираке около 1000 своих сотрудников.
По мнению американских
экспертов, значение ЧВК в конфликтных ситуациях в разных точках мира
будет возрастать, что означает тенденцию к приватизации современной войны.
Этому способствует и происходящий в последние годы отток из
государственных силовых структур специалистов, пополняющих ряды
сотрудников ЧВК и расширяющий их сеть.
________________
ФРОЛОВ Александр Владимирович – ведущий научный сотрудник Центра
по исследованию проблем мира ИМЭМО РАН, доктор политических наук.