В 1950-х годах многие американцы боялись, что Советский Союз превзойдет
Соединенные Штаты как ведущую державу в мире. Советский Союз имел самую
большую в мире территорию, занимал третье место по населению и второе
место по экономике, и он добывал больше нефти и газа, чем Саудовская
Аравия.
Кроме того, СССР владел почти половиной ядерного оружия в мире, имел
бóльшую армию, чем США, и имел больше ученых, занятых научными
исследованиями. Он взорвал водородную бомбу в 1952 году, спустя всего
год после США, и первым запустил спутник в космос в l957 году.
С точки зрения мягкой силы коммунистическая идеология была
привлекательна для Европы после второй мировой войны вследствие ее
борьбы с фашизмом, а также в странах третьего мира из-за ее
идентификации с популярным движением за национальную независимость.
Советская пропаганда активно способствовала мифу о неизбежности триумфа
коммунизма.
В 1959 году Никита Хрущев хвастливо заявлял в 1959 году, что Советский
Союз догонит США к 1970 году, самое позднее к 1980 году. Уже в 1976 году
Леонид Брежнев сказал французскому президенту, что к 1995 году
коммунизм будет доминировать в мире. Такие предсказания подкреплялись
ежегодными темпами экономического роста на 5-6 % и увеличением доли СССР
в мировом производстве от 11 % до 12,3 %, между 1950 и 1970 годами.
После этого, однако, темпы роста Советов и их доля в мировом
производстве начали быстро снижаться. В 1986 году Михаил Горбачев описал
советскую экономику как "очень больную. Мы отстаем по всем
показателям”. Год спустя, министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе
сказал своим чиновникам: "Мы с вами представляем великую страну, которая
за прошлые 15 лет все более и более теряла свое положение одной из
лидирующих промышленно развитых стран”.
Что удивительно в ретроспективе ‑ это то, какими неточными были западные
оценки советской власти. В конце 1970-х годов "Комитет по существующей
опасности” утверждал, что советская власть превосходит власть США, и
американские выборы 1980 года отразили такие страхи. Однако в 1991 году
Советский Союз был разрушен.
Развал Советского Союза значительно сократил Россию территориально (76 %
территории СССР), демографически (50 % населения СССР), экономически
(45 % производства СССР), и с точки зрения военнослужащих (33 %
численности вооруженных сил СССР). Кроме того, мягкая сила
коммунистической идеологии фактически исчезла.
Тем не менее, у России было почти 5000 единиц развернутого ядерного
оружия и более одного миллиона вооруженных сил, хотя ее общие военные
расходы составляли только 4 % общемирового количества (по сравнению с 40
% США) и ее способность демонстрировать свою мощь в мировом масштабе
очень уменьшилась.
Что касается экономических ресурсов, то ВВП России в размере 2,3
триллиона долларов США составлял 14 % от ВВП США по независимым оценкам,
а ее доход на душу населения в размере 16 000 долларов США (измеренный с
точки зрения паритета покупательной способности) составлял примерно 33 %
от аналогичного показателя США. Ее экономика в большой степени зависела
от доходов от нефти и газа, а не товаров, произведенных с
использованием высоких технологий, которые составили только 7 % от
экспорта промышленных товаров (по сравнению с 28 % у США).
С точки зрения мягкой силы, несмотря на привлекательность традиционной
российской культуры, Россия не очень представлена в мире. По словам
российского аналитика Сергея Караганова, Россия должна использовать
"жесткую силу, включая военную, потому что она живет в намного более
опасном мире и не имеет никого, за кем можно было бы спрятаться, и
потому что у нее мало мягкой силы ‑ то есть, социальной, культурной,
политической и экономической привлекательности”.
Россия больше не подвержена коммунистической идеологии и громоздкой
системе централизованного планирования, и вероятность фрагментации по
этническому принципу, хотя эта угроза все еще существует, уже
уменьшилась. Тогда как в Советском Союзе этнические русские составляли
всего 50 % населения, теперь они составляют 81 % населения Российской
Федерации.
Политических учреждений, необходимых для создания эффективной рыночной
экономики, явно недостаточно, а коррупция безудержно растет. Российский
капитализм баронов-разбойников испытывает недостаток в эффективном
регулировании, которое создает доверие в рыночных отношениях. Система
здравоохранения находится в запустении, смертность увеличивается, а
показатели рождаемости уменьшаются. Средний российский мужчина умирает в
59 лет ‑ необычно низкий уровень жизни для развитой экономики.
Демографы ООН предполагают, что население России может уменьшиться со
145 миллионов человек сегодня до 121 миллиона к середине текущего
столетия.
Возможно много вариантов будущего для России. С одной стороны, некоторые
представляют Россию как банановую республику с развитой
промышленностью, коррумпированные учреждения которой и непреодолимые
демографические проблемы и проблемы со здравоохранением неизбежно
приведут к упадку.
Другие утверждают, что реформы и модернизация позволят России преодолеть
свои проблемы и что ее руководство движется в этом направлении. В конце
2009 года президент Дмитрий Медведев призвал Россию к модернизации
экономики, к ликвидации унизительный зависимости от экспорта природных
ресурсов и к прекращению отношений в советском стиле, которые, как он
сказал, препятствуют усилиям страны остаться мировой державой.
Но, как утверждает Катинка Барич из Центра европейских реформ, понятие
российских лидеров о модернизации является чрезмерно статистическим,
особенно если учесть, что государственные учреждения так плохо работают.
"Инновационная экономика нуждается в открытых рынках, венчурном
капитале, свободно мыслящих предпринимателях, оперативных судах по делам
о банкротстве и твердой защите интеллектуальной собственности, ‑
говорит она. ‑ Вместо этого есть широко распространенные монополии,
вездесущая коррупция, удушающее вмешательство государства, слабые и
противоречивые законы”.
Недееспособная власть и всеобъемлющая коррупция делают модернизацию
трудной задачей. Петр Авен, президент Альфа-банка, утверждает, что,
"экономически это все больше похоже на Советский Союз. Имеется огромная
зависимость от нефти, потребность в капитале, потребность в серьезных
реформах, в то время как очень сильным является социальное бремя. Застой
– это главная угроза”. Российский экономист прямо заявляет, что "в
отношении модернизации нет никакого консенсуса”.
Независимо от исхода, благодаря своей остаточной ядерной мощи, наличию
большого человеческого капитала, знаний в области кибертехнологии и
положения в Европе и Азии, у России найдутся ресурсы, чтобы создать
большие проблемы в глобализованном мире или сделать крупный вклад в этот
мир. Поэтому мы все заинтересованы в российских реформах.
Джозеф С. Най, бывший заместитель министра обороны США, профессор в
Гарвардском университете и автор книги «Будущее власти», которая скоро
появится в печати
http://www.pioss.net/blog/media/1049.html