Автор: поэт Шмуэль Ерушалми
История Иерусалима, начиная с ноября 1947 года - когда ООН приняла решение о разделении Эрэц-Исраэль на два государства - это история борьбы между Миром и войной; между взаимной ненавистью и здравым смыслом.
Иерусалим, на протяжении веков являлся фактически центром мира - в силу своего статуса Святого города для трёх религий. В этом городе, иудейская Стена плача, соседствует с мусульманскими мечетями Омара и Эль-Акса, а те и другие соседствуют с самым святым на Земле местом для христиан - церковью Гроба Господня. Поэтому, на протяжении столетий, вокруг Иерусалима и права владения этим городом - разгорались ожесточённые войны, в которые были втянуты мировые державы того времени.
В 1947 году, в Иерусалиме, бок о бок жили тысячи евреев, мусульман, и христиан из различных конфессий. После появления сионизма, периодически, между еврейской и арабской частью населения города, как впрочем и по всей стране - происходили столкновения, в большинстве своём, на почве попыток сионистов выкупать арабские земли, под строительство еврейских кварталов, а так-же на фоне сионистской политики по захвату рабочих мест принадлежавших арабам, с целью их передачи еврейским рабочим. Естественно, что это вело к конфликтам, и к обострению ситуации в отношениях между еврейским и арабским населением города. Периодически, при подстрекательстве британских спецслужб, по всей территории подмандатной Палестины происходили попытки анти-еврейских погромов. (Кстати, типично европейское изобретение). Эти погромы - а особенно погром 1929 года в Хевроне - задели так-же и Иерусалим. Если до конца 19-го века все войны что велись в Палестине, или вокруг Палестины - имели в той или иной степени религиозный оттенок, то начиная с заселением Эрэц-Исраэль сионистски-настроенными евреями - вся борьба вокруг этой земли, приняла форму чисто территориального конфликта, в котором, сторонами в нём замешанными используется и религиозный фактор.
В 1947 году, арабы узнав о намерении ООН разделить их землю, совершенно справедливо отклонили этот план. С этого момента - 29 ноября 1947 г. - вся территория Палестины, включая и Иерусалим - стаёт ареной непрекращяющейся вот уже более шестидесяти лет войны между сионистским движением и арабами, многие из которых на протяжении войны 48-49 гг. стали беженцами.
А теперь перейдём к описанию определённых исторических событий, которые по-моему мнению могут пролить свет на историю будущей столицы Мировой революции, за последние 60 лет.
Известно, что 15 мая 1948 года, день после провозглашения независимости Израиля - на Израиль было совершено проимпериалистическое нападение нескольких арабских государств, организованное и фактически руководимое - британским высшим военным командованием. Одной из армий участвовавших в той войне - была иорданская армия, или в её официальном названии - Арабский легион. Этой армией, как раз воевавшей в районе Иерусалима и его окрестностях - руководил небезызвестный британский офицер Глэб, имевший прозвище Глэб-паша (равносильно среднеазиатскому званию Баши).
По сегодняшний день, большинство сионистских историков в своих трудах, упрямо обвиняют Иорданию в захвате - во время боёв 1948-49 гг. - Восточного Иерусалима, в разрушении Еврейского квартала в Старом городе, а так-же в захвате других городов, включая Ерихон, Хеврон, Бэйт-Лэхэм (Вифлеем), района Самарии и др. Но ни один из них, даже неупоминает намёком, что захват того-же Восточного Иерусалима или скажем, Хеврона Иорданией - явилось следствием устных договорёностей между первым премьер-министром Израиля Давидом Бэн-Гурионом и тогдашним королём Иордании Абдаллой. Те-же ангажированные историки забывают упомянуть и то, что два года после провозглашения Израиля - состоялась тайная встреча между Бэн-Гурионом и Абдаллой. На этой встрече, между двумя "Великими комбинаторами" того времени, был заключён тайный договор о разделе той части Палестины, что по плану ООН от 47-го года, предназначалась для арабского государства. По вышеупомянутому тайному договору, Израиль признал право Иорданской короны аннексировать территорию Иудеи и Самарии (включая западный берег Иордана, и северную часть Иудейской пустыни). В обмен, Иордания признала права Израиля, на ту часть земель предназначавшихся для арабо-палестинского государства, что были завоёванны израильской армией. Поэтому, Иордания и Израиль, фактически по обоюдной договорёности поделили между собой эту землю. Так-же разделение Иерусалима - на Восточный, в руках Иордании, и Западный - в руках Израиля - было следствием вот-этой вот авантюры, лишившей палестинцев своей независимости, а евреев, возможности жить в мире и согласии, со своими арабскими соседями.
В мае 1948-го года, иорданская армия оккупировала Еврейский квартал Старого города Иерусалима. По ходу боёв, были разрушены многие здания, и в их числе синагоги, часть из которых строилась ещё в 16-19 веках. По другую сторону фронта, мародёрствовали с ещё большей жестокостью израильские военные. Занимая дома арабов бежавших из своих домов в иерусалимских районах Мусрара, Тальбие, Катамон, и др. - израильтяне разворовывали всё имущество. Особенно "прославились" в деле грабежа и мародёрства, солдаты и офицеры бравшие район Катамон (сегодня группа еврейских кварталов под общим названием Гонэн, на юго-западе Иерусалима). Катамон, был элитным и респектабельным арабским районом. Большинство его жителей - это были зажиточные семьи крупных иерусалимских адвокатов, врачей и бизнесменов. Эти семьи имели большие и красиво обставленные виллы и коттеджи. Непытаясь защищать арабскую буржуазию, скажу только одно: Когда в оставленные в ходе боёв дома ворвались израильские солдаты, они - увидав дорогую утварь которая находилась в этих домах - разграбили абсолютно всё, что можно было вынести - от тумбочек и картин, до настенных часов и ложек с вилками. Я читал в одной из книг Давида Кроянкера - известного историка иерусалимской архитектуры, что даже израильские офицеры командовавшие взятием Катамона, были поражены той жаждой наживы и той жестокостью, с которой подчинённые этих офицеров грабили оставленные богатыми арабами дома. Хотя, по моему товарищ Кроянкер слегка лукавит на сей счёт, и я могу с полной уверенностью заверить Вас - дорогой читатель, что среди участников грабежа этого, и других арабских районов - было и немало людей в наивысших офицерских погонах. А военное командование, что называется для работы на публику - сделало вид что ничего незнало и ничего невидело. В результате создания государства Израиль, с этой земли были изгнаны более семиста тысяч арабов превратившихся в беженцев; в числе этих беженцев - и десятки тысяч жителей Иерусалима.
Сразу после окончания войны и подписания соглашения с Иорданией о перемирии, город был разделён разделительной стеной, которая во многих местах проходила прямо около центральной части города. Большинство жителей в западной части города - были евреи; А в восточной - арабы. Было несколько арабских деревень, которые разделительная стена поделила на две части - одна по иорданскую сторону границы, а другая - по израильскую сторону. Одним из таких-вот районов является арабский район Бэйт-Цафафа. До июньской войны 1967 года, по середине этого квартала проходила разделительная стена. Вдоль этой стены проходила железная дорога из Тель-Авива в Иерусалим (она существует и сейчас). После сооружения стены, часть железнодорожного полотна оказалась по её иорданскую сторону. Так-же сами жители, были разделены, неимея возможности поддерживать какую-либо нормальную связь между собой, так-как, и израильские и иорданские власти - непозволяли разделённым жителям, переходить с одной стороны заграждений на другую.
Это положение существовало до Шестидневной войны июня 1967 года. Все эти годы, обе части Иерусалима находились под оккупационным режимом - Западный город - под оккупацией сионистского Израиля; а Восточный - под оккупацией Иорданского королевства.
В 1949 г. западная часть города была объявлена столицей Израиля. (До этого, столица была в Тель-Авиве, и в течение нескольких дней даже в Герцэлии, что в 10 км к северу от Тель-Авива). Восточный-же город оставался провинциальным городком. Государство Израиль делало всё для того, что-бы привязать имя Иерусалима к новой сионистской идеологии. Например, по мнению создателей государства, а так-же многих историографов истории города - настоящая еврейская жизнь в Иерусалиме началась только с появлением в этом городе первых сионистов. То что, ещё за долго до появления сионизма, в городе жили евреи у которых была своя история, своя культура, и своя каждодневная жизнь - сионистских "историков" не интересовало. Их не интересовало то, что на протяжении всей первой, да и на протяжении значительной части второй половины девятнадцатого века - Еврейский квартал Старого города Иерусалима, являлся одним из главных в мире центров еврейской культуры на языке ладино (язык испанских, греческих и югославских евреев). По их мнению, евреи начали быть евреями только с появлением сионизма. Но всё это, тема для отдельной статьи, которую в будущем обещаю написать.
В пятидесятые-же и шестидесятые годы, как я уже писал, Иерусалим был разделён разделительной стеной. В западной его части (в районе Гиват-Рам) был построен новый кампус Еврейского университета, так-как начиная с 48-го года - основной кампус расположеный на Горе Скопус (ответвление Масличной горы) - был окружён со всех сторон иорданской территорией. С момента провозглашения города столицей Израиля в нём обосновались израильский кнэсэт и большинство правительственных учреждений.
До 1966 г. заседания проходили в здании по улице Кинг-Джёрдж (сейчас в этом здании располагается Министерство туризма Израиля). В 66-ом, в районе Гиват-Рам, недалеко от нового кампуса Еврейского университета - было закончено строительство специального здания предназначенного для работы израильского парламента. С тех пор, кнэсэт - давно уже превратившийся в символ израильской, да и не только, коррумпированности - постоянно заседает в этом здании. На протяжении 50-ых гг., в Иерусалиме, в том-же Гиват-Раме - был построен комплекс правительственных зданий, под названием Киръят-Бэн-Гурион - включающий в себя, между всем остальным, и Канцелярию премьер-министра Израиля.
В 1967 году, Израилем была начата так-называемая Шестидневная война. Во время этой войны, Израиль оккупировал весь Западный берег Иордана и северную часть Иудейской пустыни, находившиеся между 48-67 гг. под иорданской оккупацией; Кроме того, Израилем были оккупированны и Синайский полуостров с Сектором Газа, принадлежавшие на тот момент Египту. Оккупирован был и Восточный Иерусалим.
Не нужно питать иллюзий, что будто оккупация всех этих земель началась в 1967 году. Эпоха, когда Иудея, Самария и Восточная часть Иерусалима находились в руках Иордании - тоже была оккупацией, которая ни чем небыла лучше той что началась после июня 67-го года. В чём-то она даже была хуже. При иорданском правлении, палестинское население оккупированных территорий, неимело права ни создавать свои политические партии, ни открывать своих университетов, ни свободно высказывать своё мнение.
Если в первые месяцы после начала израильской оккупации, у палестинцев то тут то там, появлялись какие-то иллюзии насчёт того, что израильская оккупация будет более гуманной и даст палестинскому населению более менее равные права - то уже к концу 67-го - началу 68-го - этим иллюзиям уже небыло места. Военное правление введённое израильскими оккупационными властями, постоянные проверки и цензура со стороны Шабака, массовые аресты - ка по существующим в действительности, так и положным обвинениям... Всё это, и многое другое - дало палестинцам в Иерусалиме и других палестинских городах понять, что Израиль, как впрочем и любой другой оккупант - не видит и несоберается видеть в палестинцах - жителях территорий - равноправных граждан, которым полагаются те-же права, что и всем остальным жителям.
Уже в том-же 67-ом году, в Иерусалиме были совершены первые терракты, организованные палестинцами недовольными оккупационным режимом. Тогда-же, появились первые сообщения о применении израильским Шабаком пыток, по отношению к палестинцам подозреваемым в анти-израильской деятельности. Сразу-же после начала израильской оккупации территорий, тогдашний Генсек Израильской Компартии депутат кнэсэта Мэир Вильнэр заявил - что если Израиль немедленно не уйдёт с территорий и не прекратит их оккупацию, то очень скоро эйфория победы, сменится горькими слезами обеих народов.
Израильские власти, разрешив, с одной стороны - открытие на оккупированных территориях - университетов и колледжей, с другой - время от времени отдавали приказы о временом закрытии палестинских вузов, на основании ложных подозрений в террористической и подрывной деятельности, которая как-будто велась в стенах этих заведений. Кроме того, израильские оккупационные власти - постоянно запрещали деятельность то одной то другой палестинской политической силы. Исключение из правил, составляли так называемые "умеренные круги", то-есть палестинские политические деятели, согласившиеся за жратву и деньги - сотрудничать с оккупантами.
Различные политические силы - стоящие, как на стороне оккупантов, так и выступающие против них - сформировались и в арабской части Иерусалима. Вообще, оккупация как таковая сыграла и положительную роль; Побыв под иорданским сапогом, а потом попав и под израильский, который оказался ничем не лучше - палестинцы начали окончательно понимать, что единственно правильное для них решение - это палестинская национальная независимость. И я рад, что в последние годы, всё больше и больше палестинцев понимает, что их независимое государство должно простираться по всей территории Палестины, от Средиземноморского побережья до реки Иордан, с предоставлением полного равноправия всем без исключения жителям - как арабам так и евреям.
Но вернёмся к событиям связанным с Иерусалимом. За годы оккупации, в пригороде Иерусалима Абу-Дис - был построен огромный палестинский университет под названием Эль-Кудс. Многие годы, этот один из ведущих палестинских вузов - являлся центром борьбы студенческой молодёжи против оккупации, и в поддержку создания независимого Палестинского государства. К сожалению, всё это время - как студенты, так и преподаватели Эль-Кудса были под слишком большим влиянием палестинских буржуазных элит, связанных с арафатовским Фатахом, и с ещё более контр-революционными движениями. В последние полтора-два десятка лет, президентом университета Эль-Кудс является известный учёный Сари Нусэйба - который, в последние годы готов идти на любые уступки как Израилю, так и западному империализму, включая признание права сионистов на западную часть Палестины, а так-же практически почтиполный отказ от права палестинских беженцев на возвращение. Кроме того, за годы прошедшие начиная с 1967 года, в восточной части Иерусалима, на землях отобранных у арабских жителей - были построены новые еврейские кварталы, среди которых стоит упомянуть: Гило, Рамот, Рамат-Эшколь, а-Гива а-Царфатит, Тальпиот-Мизрах, и др.
Стоит так-же отметить, что в 1983 г., во время одной из демонстраций против оокупации территорий и войны в Ливане, проходившей в Саду Роз напротив здания кнэсэта - был убит активист движения "Шалом Ахшав" Цви Гринцвайг. Убийцей оказался крайне-правый активист (возможно агент спецслужб) Моше Аврушми.
Когда в 1987 году вспыхнула первая Интифада, то одним из её эпицентров был Иерусалим. С одной стороны палестинские подростки кидали камни в израильские машины и автобусы, проезжавшие через восточную часть города; А с другой стороны израильские солдаты и бойцы спецподразделений - получив соответствующий приказ расстреливали демонстрации протеста, а в первые месяцы интифады - и ломали руки и ноги палестинцам кидавшим камни и бутылки с коктейлем Молотова в израильтян в униформе.
После подписания Ословских соглашений 1993 года, палестинцы, понявшие что их опять обманули, начали борьбу - как за отмену соглашений и предоставление им действительно настоящей свободы, так и против предавших их интересы режимов - Ицхака Рабина и Ясера Арафата. Отчаявшись добиться хоть какого нибудь справедливого решения, палестинцы - и прежде всего движения Хамас и Исламский Джихад - начали вооружённую борьбу с так-называемой идеей "Палестинской автономии", которая фактически являлась прикрытием для продолжения израильской оккупации.
К сожалению, палестинцы в своей справедливой борьбе выбрали совершенно недопустимую и безответственную тактику машин начинёных взрывчаткой и террористов-смертников. В воздух полетели прилавки магазинов, автобусы переполненые пассажирами, кафе и рестораны. Значительная доля этих террактов пришлась на Иерусалим. Этими своими действиями движения палестинского сопротивления - непреднамеренно - фактически помогали израильским спецслужбам порочить палестинский народ в глазах простых израильтян, всё более и более отдаляя их от поддержки идеи Мира. Одними из основных иерусалимских обьектов на территории которых гремели взрывы - были: Променад Бэн-Еуда и базар Маханэ-Еуда.
29 сентября 2000 года, несколько часов до наступления еврейского Нового Года Рош-а-Шана - на Храмовую Гору поднялся член кнэсэта от партии Ликуд Ариэль Шарон. Несколько минут после этого вспыхнули столкновения между арабами находившимися в тот момент на месте, и израильскими службами безопасности. Через сутки, эти столкновения переросли во вторую интифаду. Официальной причиной этого восстания, было несогласие мусульманского населения Палестины с тем, что на Харем-эль-Шариф - их главную святыню за пределами Аравийского полуострова поднялся израильский министр. Однако, известно, что подлинной причиной был провал переговоров на Табе между тогдашним премьер-министром Израиля Эудом Бараком и президентом Палестинской Автономии Ясером Арафатом. Как известно, на тех переговорах Барак сделал вид, как-будто, он готов отдать Арафату чуть-ли не 97-98% оккупированных территорий (по словам самого Арафата, Барак говорил только о 42%, после получения которых они должны были отказаться от каких-бы то-нибыло дополнительных территориальных требований). В момент, когда Барак отказался взять на себя обязательство, вести в дальнейшем переговоры по будущему статуса Восточного Иерусалима, а так-же других территорий, которые в данный момент должны были остаться у Израиля - переговоры сорвались. А через два-два с половиной месяца, вспыхнула новая Интифада. И вновь, как всего несколько лет до этого - в воздух полетели автобусы с детьми, посетители кафе, просто прохожие. В ответ, израильская армия самым жесточайшим образом бомбила палестинские города и лагеря беженцев. А печально известная израильская внутреняя контрразведка (Шабак), тем временем - арестовывала и пытала сотни и тысячи палестинцев, в том числе и из арабской части Иерусалима.
Сегодня Иерусалим - это огромный по израильским меркам город, с более чем семистапятидесятитысячным населением. Особенно бросается в глаза тот контраст, что существует между современной и ухоженной еврейской частью города, и его арабской частью. В еврейских кварталах постоянно строятся новые и современные высотки (кстати невсегда вписывающиеся в городской ландшафт); прокладываются современные дороги; вдоль тротуаров и дорог устанавливается освещение. А что тем временем происходит в арабских кварталах.
Отсутствие современной инфраструктуры; во многих районах (особенно на окраинах города) нет асфальтированных дорог, многие улицы не освещаются; многие семьи живут в обветшавших домах с проблематичными водоснабжением и канализацией, которые - почему-то - городские власти неготовы ремонтировать. Кроме-того, с момента начала оккупации - израильские власти постоянно ищут пути для изгнания арабов из Иерусалима. Разрешения на строительство новых домов, министерство строительства Израиля выдаёт очень неохотно. Поэтому, многие дома что строят арабы, ни с того ни-сего, объявляются незаконными, и на них выдаётся разрушительный ордер. Если этот ордер неудаётся отменить или отложить его исполнение, то дом против которого выдан ордер сносится в указанный срок. А недавно без всяких видимых на то причин, Иерусалимская мэрия приняла решение о выселении из своих домов 80 арабских семей, живущих в районе Эль-Бустан, расположенном недалеко от Храмовой Горы. На месте этих домов, мэрия совместно с Земельным фондом Израиля намерена разбить общественный парк. Скажу прямо, я человек очень хорошо знакомый с Иерусалимом. И насколько я знаю, в этом городе есть немало места для строительства парка - и не одного - без необходимости сносить чьи-либо дома - будь-то арабов, евреев или кого-нибудь другого.