5. Добавим к этому всему явления типа скульптур из трупов и вскрытия в прямом эфире по телевидению. Думаете, с медицинской целью? Нет, просто в большом зале, на уровне обычного телешоу, чтоб пощекотать нервы. Трупы для этого "скульптора", кстати, украдены или незаконно куплены в СНГ: "Министр здравоохранения Киргизии освободил от занимаемой должности ректора Киргизской государственной медицинской академии Искендера Акылбекова за "слабый контроль процесса подготовки экспонатов для Центра пластинации".
Как сообщили в пресс-службе киргизского Минздрава, отставка ректора стала следствием разразившегося месяц назад в Бишкеке скандала вокруг незаконного экспорта человеческих трупов из республики.
Председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Законодательного собрания киргизского парламента Акбокон Таштанбеков выступил тогда на заседании палаты с заявлением.
По словам депутата, с 2000 года при содействии сотрудников медакадемии в Германию в музей пластинации Гюнтера фон Хаггенса были незаконно отправлены около полутысячи человеческих трупов из Киргизии для изготовления наглядных пособий.
Некоторые трупы, по заявлению Таштанбекова, являются "криминальными".
На заседании парламента высказано также подозрение, что часть тел принадлежит скончавшимся в местах лишения свободы заключенным и незаконно "куплена" у сотрудников исправительно-трудовых учреждений "по дешевке" - называлась сумма в 10 долларов США за труп" (2).
Трупы, кстати настоящие. Некоторые из них украдены из русских моргов. Они не разлагаются, т.к. подвергнуты специально разработанному для этой выставки процессу, пластинации. В Германии и других западных странах выставка собирает миллионы зрителей. Насколько я помню, к августу 2003 года их набралось 13 миллионов.
Подобные скульптуры - отнюдь не исключение. Наоборот, в 20-м веке они стали правилом.
«Если это и есть британское искусство, то тогда британское искусство - это концептуальное дерьмо», - сказал министр культуры Ким Хоувелс (Kim Howells) после посещения выставки, где были представлены произведения финалистов конкурса премии Тернера 2002 года, самой престижной премии в области искусства Великобритании. Концептуальное дерьмо? И дерьмо в том числе, всего-то на всего. Самой показательной в этом смысле выставкой в Великобритании и во всем мире за последнее время стала экспозиция 1997 года под названием Sensation. В тот год свои работы представило движение Young British Artist (YBA), а самым большим откровением стало произведение Криса Офили (Chris Ofili), нарисовавшего Деву Марию слоновьими экскрементами. Рядом Мэт Коллишоу (Mat Collishaw) предлагал вниманию публики смазанный кровью развороченный череп, заботливо помещенный на ложе из спутанных волос («Пулевое ранение в голову»). Рон Мюк (Ron Mueck), в свою очередь, изобразил своего отца - обнаженного, беззащитного, с желтоватым цветом кожи - лежащим на ковре («Папа умер»). Среди других, периодически упоминаемых экспонатов особое внимание заслужили голова быка, вся изъеденная ползающими по ней опарышами, и органы внутренней секреции вместе с кишечником свиньи. “Писающий Христос” Андреаса Серрано представляет собой фотографию большого распятия, погруженного в урину. Роберт Мапплторп превратил алтарный образ девы Марии в окровавленный галстук и опубликовал фотографию себя самого с хлыстом, торчащим из анального отверстия. В 2001 году Бруклинский музей представил выставку Рене Кокс “Тайная вечеря мамочки Йо”. На одной из фотографий раздетая донага мисс Кокс изображала Иисуса, одиннадцать чернокожих приятелей выступали апостолами, а единственный белый олицетворял собой Иуду. В начале 2001 года в Музее международного искусства Санта-Фе был выставлен подготовленный на компьютере коллаж под названием “Богоматерь Гваделупы” - почти нагая, если не считать бикини из роз, женщина на руках ангела с обнаженной грудью. Когда преподобный Майкл Дж. Шихан выразил свой протест, а к музею подошла разъяренная толпа местных жителей, директор музея Томас Уилсон развел руками: “Мы не ожидали ничего подобного”. Куратор выставки Тей Марианна Нанн не скрывала недоумения; в интервью газете “Нью-Йорк Таймc” она заявила, что изображения Богоматери Гваделупы, священнейшей иконы мексиканских американцев, встречаются очень часто и что Богоматерь изображали и в виде куклы Барби, и в кимоно каратистки, и как татуированную лесбиянку...”.
Вот они, "Папа умер", свиньи с татуировками и Богоматерь с какашками.
Два года спустя экспозиция Sensation переехала в Brooklyn Museum, а мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани (Rudolph Guliani) запретил посещение музея лицам младше 17 лет без сопровождения взрослых. И, как следствие: самая большая посещаемость музея за все 175 лет его существования. Британское искусство, считавшееся до того времени отсталым и провинциальным, теперь стало восприниматься как самый настоящий авангард, и Великобритания была приглашена на Arco 2001.
В духе Пьеро Манцони (Piero Manzoni) автора нашумевшей в художественных кругах инсталляции «Дерьмо художника», фекалии создателей и критиков последней выставки Документа (Кассель, Германия) были должным образом расфасованы в форме вибраторов, и в таком виде превратились в произведения искусства, которые продавались по цене 6000 долларов за порцию. Параллельно с этой акции Вим Делвойе (Wim Delvoye), снискавший известность своими татуировками на телах свиней, представляет в сети инсталляцию в виде искусственного желудка, переваривающего пищу и после этого выделяющего каловые массы. Затем кал помещается в вакуумную упаковку, снабжается соответствующим сертификатом и продается через интернет-магазин по цене 1,5 доллара за штуку. Адрес сей веб-страницы www.cloaca.be .
С каждым днем разлагающиеся продукты все больше привлекают к себе внимание, и не потому, что могут заразить либо испачкать нас, а потому как вот это самое разложение получило наивысочайшую оценку. Журнал «Esete», издающийся при поддержке такого влиятельного центра экспериментального искусства как «Arteleku», посвятил свой осенний номер мусору и предложил большое количество полезной информации на предмет его наличия в поэзии, живописи, моде, кино и интернете. Сегодня какая-нибудь нация, мода, компания, направление в искусстве не будут выглядеть современными, если не отнесутся серьезно к нечистотам. На заре капитализма считалось, что одна страна опережает другую, если она производит большую гору мусора, чем страна-конкурент. Сегодня же значение имеет лишь количество переработанных отбросов“. (1)
Всё новые формы творчества возникают на продвинутом Западе. Куда нам с нашим Айвазовским!..